Проблема финала в "развлекательной" литературе (версия поста)

Dec 09, 2024 02:50

Удачные финалы в ширпотребовских книжках получаются редко. Часто там просто закачивается сюжет - и всё. Это, скажем так, не лучший, но и не худший способ оборвать текст, когда все основные интриги уже закончены. Длить рассказ дальше сложно, потому что нечем поддерживать у читателя интерес. Если книга в целом интересная, неплохая, пусть и на один ( Read more... )

Критика

Leave a comment

bird_of_feather December 9 2024, 05:08:52 UTC
Эпилог всегда отличается и по задачам, и по способу рассказывать историю. Основной сюжет дается как бы в самом себе, изнутри, а эпилог - выход за его внешние границы, и там просто сообщение сведений. Может даже и очень важных - как встреча Лизы и Лаврецкого, например. Но это уже не они сами действуют и показаны как действующие своей волей, в границах собственных жизней - а внешний взгляд. Этот эффект переключения очень важен, он еще и наглядно показывает, что такое персонаж в самом произведении, и что он такое в своём сходстве с "посторонним", с другим человеком, о котором кто-то нечто сообщает. Но вот финал ВиМ - не такой. Там просто несколько лет прошло, а способ существования героев в произведении не изменился.

Reply

bird_of_feather December 9 2024, 06:09:28 UTC
(Преисполнившись решительности) Только мне кажется, что Альфар сильно злоупотребляет словом "тайна" при описании тех свойств пространства, которому как раз хорошо было бы дать какой-никакой образ, если уж автор (любой, да хоть и ЛФР, ладно уж) это объявил существующим и за это взялся?

Reply

alfare December 9 2024, 14:24:00 UTC

У, я много какими словами злоупотребляю) Я это вижу за собой довольно часто. Не про "тайну" конкретно, а вообще. Как вожжа под хвост попадает, так начинаю это мусолить... Вопрос в том, для чего это делается. Поскольку пост писался просто чтобы выплеснуть мысли, я даже не пытался его как-то облагородить. В основном выбросил рассуждения из второй версии, которые мне показались совсем уже криво написанными.

Но про тайну... я не помню, писал ли отдельно, почему и как это всё нужно. Мне кажется, что должен был, но найти не смогу, проще, опять же, снова всё написать. Если нужно.

Reply

alfare December 9 2024, 14:18:58 UTC

Ну я чисто литературно про эпилоги вообще ничего не знаю, в смысле, никогда не читал про них соответствующие статьи и книги от специалистов. То есть, тут я городу огород из того, что само хотело написаться) А вообще, конечно, про структуру, смысл и классификацию эпилогов можно будет отдельно порассуждать... если ничего не случится.

Reply

bird_of_feather December 9 2024, 14:23:32 UTC
Да, при всех оговорках.
Мне тоже сходу не удалось ничего найти дельного про эпилоги, а должно же быть! Просто вспомнилось, какие знаю и какие при этом ощущения были.

Reply

alfare December 9 2024, 18:13:37 UTC

Ну вот к этой фразе я бы придрался: "эпилог - выход за его внешние границы, и там просто сообщение сведений". Ну как же "просто сообщение сведений"? Вы же дальше и сами пишете, что это сообщение расширяет то, что мы узнали о мире романа. Ну а естественно будет предположить, что это расширение не чисто про факты биографии, а оно должно как-то менять наше вИдение об уже прочитанном раньше. Даже если всего лишь дополнять, то как-то значимо, то есть, чтобы это дополнение было на качественном, а не количественном уровне, иначе эпилог превращается в что-то такое... не особо ценное. Даже допустим мы из эпилога узнали, что герои после событий романа прожили ещё 50 лет и померли вместе - это может сообщать нам некую важную информацию об их отношениях. А если там просто довесок-картинка ни о чём... ну, такой эпилог - пустышка.

А про ВиМ я, к сожалению, не скажу, читал последний раз 12 лет назад и многие вещи смутно помню.

Reply

bird_of_feather December 9 2024, 18:32:18 UTC
Нет, не расширяет, по-моему. Я думаю, это только для усиления иллюзии "реальности" героев и рассказанной истории. Герои произведения стали читателю будто добрыми знакомыми. Таким образом лишний раз подчеркивается "действительное" существование этого мира, где они действовали, он помещается рядом с жизнью читателя, как бы вот он, "через дорогу" буквально. И вот в этот момент, например, о героях романа "Отцы и дети" сообщается уже извне: тот мир остался, но автор его "закрыл", дальше только через стекло можно глянуть. Как говорит teori65 - "так вижу!" :)

Reply

alfare December 9 2024, 18:38:39 UTC

Вот тут один из моментов, которые я хотел показать в посте, но не смог. Как бы да, само по себе подчёркивание "действительного существования" мира текста - тоже роль эпилога, собственно, о которой я хотел вначале писать этот пост, но потом почему-то съехал на другое, на более осязаемые признаки значимости...

Иными словами, я хотел нащупать те признаки. по которым Эпилог делает мир текста более "настоящим". Но вот этот момент, я его как-то упорно обходил, увлёкшись другим, а хотел писать именно о нём. Но теперь уже не знаю, придёт ли снова то ощущение-мысль, с которого началось.

Reply

bird_of_feather December 9 2024, 18:56:26 UTC
Неважно, придет или нет та мысль - нам и с этими тут неплохо, с теми, какие есть! не извольте беспокоиться! :)

Reply

alfare December 10 2024, 18:48:57 UTC

Не беспокоиться - это не наш метод...

Reply


Leave a comment

Up