Небольшое предисловие: впервые на моей памяти киносеанс прерывался два раза по техническим причинам - в самом начале и под конец фильма. Но это всё равно не помешало впечатлениям.
Человек на Луне (First Man, 2018, реж. Дэмьен Шазелл,, драма, биография, история, США)
![](https://st.kp.yandex.net/im/poster/3/2/4/kinopoisk.ru-First-Man-3249976.jpg)
Дэмьен Шазелл своей лентой «Человек на Луне» продолжает негласную серию работ о торжестве людского духа, и рассматриваемая картина уже третья подряд в этом ряду (предыдущие две - «Одержимость» и «Ла-Ла-Ленд»). Здесь красной нитью проходит мысль о том, что понятие «Человек» - уже само по себе звучит гордо, а Человек с внутренним стержнем уж обязательно станет объектом для подражания, если и не в масштабах мира или страны, то ничего страшного, ведь для своих детей, семьи в целом - уж совершенно точно. Таковым и был Нил Армстронг, обычный человек, но с заглавной буквой «Ч», личность, имевшая собственную драму, характерные особенности, но исполнившая тот самый «один маленький шаг для человека и огромный скачок для человечества». И можно сколько угодно спорить, чьё достижение было весомее: Гагарина или Армстронга, ведь даже американская кинокартина данного нюанса касается лишь постольку-поскольку, так как главное совсем не это, а то самое чувство долга перед отчизной, а также стремление доказать, что тебе под силу то, в чём многие сомневаются (вспоминается Максим Горький: «безумству храбрых поём мы песню»).
Об этой истории и так известно практически всем, если и не досконально, то слышали о ней хотя бы частично многие уж точно. А потому изображение космоса и первый шаг на Луне не является самоцелью фильма Шазелла, ведь кинокартин с научно-фантастическим уклоном по состоянию на сегодняшний день хватает с избытком. «First Man» концентрируется в большей степени на чувствах Армстронга, мужчины сдержанного по своей натуре, но глазами Гослинга передающего всю палитру внутренних переживаний. В его отношениях с женой (Клер Фой) виден некий надлом, а в свою профессию он погружается всё сильней, будто бы отыскав давно погасший огонёк именно там. Нила уже покинул страх смерти, его ничто не пугает, но с другой стороны по отношению к своей семье это выглядит как самый настоящий эгоизм, поэтому повествование ещё и ознаменовывает тяжесть личностного выбора.
«First Man» в целостности своей композиции в один момент начинает походить на симфонию, когда с ходом повествования, с движением персонажей и природными явлениями, такими как - игра лучей солнца, вид лунной панорамы и др. - всё это гармонично соединяется со звучащим музыкальным сопровождением, подчеркивая каждую мельчайшую составляющую, будь то визуальный ряд или эмоция на лице Гослинга. У композитора Джастина Гурвица в этом фильме такая же главенствующая роль наравне с Шазеллом, словно бы он руководит всем процессом взмахом своей дирижёрской палочки, а всё в кадре ему послушно и с удовольствием потакает. А Дэмьен же в этой работе будто бы проводит зрителя за руку вслед за персонажем Райана Гослинга по сбивающим дыхание холодным кратерам, и мы вместе со всем народом США и миром в целом боимся пропустить какое-то слово, оброненное на специальной радиотрансляции, жадно следим за каждым кадром, понимая, что причастны к чему-то великому.
![](http://rating.kinopoisk.ru/463803.gif)