Своей новой работой «Чёрный клановец» Спайк Ли спустя несколько лет после сдачи позиций, всё-таки, возвращается на поле остросоциальных битв, обнажая и представляя на обозрение общественности проблемы, о которых молчит государство не только США, но и всего мира в целом. Конечно, у американцев оголённый нерв сегрегации отзывается пульсацией острее, чем где-либо, и оказывается, с наступлением нового времени начались новые вспышки межрасовых столкновений, в результате которых, и это еще свежо с точки зрения событий, в прошлом году погибла невинная белая девушка. В нашей стране если и говорят об этих проблемах и инцидентах, то лишь вскользь, а ведь подобные вещи никуда не делись. Может, они и находились в спячке, но возобновились с новой силой, об этом и говорит Спайк, рассказывая свою историю, где-то через иронию, где-то через динамичный полицейский боевик.
Ли помещает своё повествование в 70-е годы XX века, скрупулёзно поработав над духом времени и атмосферой, нарядив персонажей в актуально-модную одежду, посадив их в автомобили с верхом, покрытым винилом и выступающими вперед бамперами, чёрным ребятам зачесав волосы под объёмное «афро», а в качестве сопровождения вооружив их - нет, не оружием (хотя, оно, конечно же, присутствует), а музыкальными нетленными «бэнгерами» (хитами). Народ кайфует от нахождения именно в своём десятилетии, а не в каком-то другом, их разговоры так или иначе, но плавно перетекают в обсуждение кинематографа, а в частности лестным лобызанием Пэм Гриер и жанра «блэксплотэйшен» (Спайк Ли оказался таким же любителем этого, как и Тарантино, который, кстати, однажды засветился в его фильме - «Девушка N6»).
В центре внимания мгновенно оказывается Рон Столлворт (Джон Дэвид Вашингтон), молодого афроамериканца, отличающегося от остальных его сверстников тем, что, дескать, он получил «образцовое отцовское воспитание», из чего следовала его тяга к учебе, а не к покуриванию травки. Рон решает поступить на службу в полицию, в ряды которой требовались лица любой расовой принадлежности, что на то время было большой редкостью, учитывая, что любого молодого человека с тёмной кожей могли буквально забросать камнями. Начав карьеру в архиве, парень постепенно был переведён в отдел по расследованию преступлений, где по собственной инициативе затеял войну с Ку-Клукс-Кланом, что предполагало внедрение в его ряды, а эта авантюра сама по себе повеяла своей оригинальностью и ироничностью.
Да, у Рона уже налажен контакт со злосчастной организацией, но что делать, у него ведь, извините, чёрный цвет кожи? Тут и приходит гениальный план: по телефону стратегические переговоры будет вести сам Столлворт, а вживую дела с ненавистниками черной расы станет иметь Флип Циммерман (Адам Драйвер), примерный полицейский, еврей, спокойный парень с особым чувством сарказма, короче говоря, всё как любят внутри клана. Нужно отметить, что появление Драйвера в фильмах с каждым годом придаёт всё больше уверенности в качестве продукта, будто бы доверительное лицо со стороны зрителей, это он внушает и в «BlacKkKlansman», выдавая очередной образец актёрского мастерства. Вообще же Драйвер и Вашингтон выстраивают показательное взаимоотношение, подпуская к себе ещё и третьего положительного персонажа - Джимми в исполнении Майкла Бушеми, который служит для них словно бы экранным отцом-напарником.
Спайк Ли с помощью своей картины, добирающейся к зрительскому пониманию под видом комедийного боевика, где-то подмигивая иронией, где-то даже скетчевым юмором, в итоге становится неким призывом к действию, особенно когда постепенно вводятся в кадр моменты документальной хроники. А, учитывая, что «Чёрный клановец» лента, основанная на реальной биографии Рона Столлворта, то зритель в итоге всё осмысливает на полном серьёзе. Как кажется поначалу, режиссер в положительную сторону выделяет общину темнокожих по сравнению с белыми, но потом происходит их противопоставлению друг другу, и зритель понимает, что различий мало, и там и там хорошего минимум, выход не в этих объединениях. Резюмируя, у Спайка Ли получилась работа, которая является большим, чем просто фильм для развлечения.