Жезл дьявола 2

Jan 01, 2012 12:00


В одном из вариантов этого мифа царица собрала во­едино все найденные части и составила их в единое целое, создав таким образом первую мумию. Затем Исида оберну­лась ястребом и, зависнув над пахом своего мертвого су­пруга, трепеща крыльями, породила у него новый пенис. После чего опустилась на этот орган, который тут же вос­стал благодаря такой волшебной процедуре, и приняла в себя семя Осириса. Так был зачат бог Гор, от которого воз­водили свой род все фараоны Египта. В конце концов, Гор отомстил за смерть отца и уничтожил Сета, причем после этого он еще и оскопил его - лишил мужского достоин­ства. 
..
Согласно Плутарху, древнегреческому историку, по­бывавшему в Египте в конце первого века нашей эры, ста­туя Гора в Коптосе изображала его с зажатым в руке свя­щенным трофеем - пенисом Сета. Позже в расположенной неподалеку Иудее (а затем и по всему Средиземноморью) стали проповедовать другую историю о воскрешении из мертвых: о человеке, рожденном от Бога и девственницы, которая жила безгрешной, праведной жизнью. И всем, кто следовал ее примеру и верил, что Сын Божий воскрес из мертвых, открывался путь спасения души. В Древнем же Египте священный миф проповедовал спасение целой культуры - благодаря смерти и перерождению божествен­ного пениса. 
.
Этот волшебный орган, обладавший столь сильной по­тенцией, что мог победить смерть, доминировал в загроб­ном мире Древнего Египта. Вновь обретя член, Осирис демонстрировал свою мужскую силу в Подземном цар­стве, где он стал верховным правителем. «Я - Осирис... с тугим членом... Я могущественнее бога зла1; я совоку­пляюсь и имею власть над мириадами» - так говорит он в «Египетской книге мертвых». 
1 Бог зла, бог пустыни - Сет.

В той же книге мы нахо­дим заклинание от змей: «Ты не сможешь восстать, воз­будиться. Не сможешь размножаться». Связь между им­потенцией и поражением имела в реальной жизни мрач­ные последствия для врагов Древнего Египта на полях сражений. Доказательством этого может служить надпись на стенах храма в Карнаке, сделанная около 1200 года до нашей эры после триумфальной победы фараона Мернептаха над ливийцами:

Членов военачальников ливийских - 6 штук.
Членов, отрезанных у ливийцев, - 6359 штук
У мертвых сицилийцев отрезано членов - 222 штуки.
У мертвых этрусков отрезано членов - 542 штуки.
У мертвых ахейцев отрезано членов - 6111 штук.

А три тысячи лет спустя один американский прези­дент продемонстрировал, что фаллическая символика и сегодня не утратила своего значения для мужчин, сто­ящих у руля власти. В своей книге «Исполин с изъянами: Линдон Джонсон и его эпоха, 1961-1973 годы» Роберт Доллек описал поразивший его случай: во время неофициальной встречи со скептически настроенными журна­листами, когда они, что называется, «достали» его вопро­сами, почему США никак не закончит войну во Вьетна­ме, президент Джонсон, раздраженный тем, что его политические аргументы никак на них не действуют, расстегнул ширинку и, вынув свой член, сказал: «Вот почему!»

Настенный барельеф более древней эпохи, чем над­пись фараона Мернептаха, свидетельствует, что древние египтяне применяли нож и в отношении собственного члена. В 1889 году в некрополе Саккара на западном берегу Нила, напротив древнего местонахождения Мем­фиса, была найдена любопытная скульптура: она изображала мужчину, стоящего на коленях перед мальчиком. Помощник мужчины, стоя позади мальчика, держит по­следнего за руки. Левой рукой мужчина держит член мальчика, вытянув его крайнюю плоть вперед. В правой руке у него зажат небольшой нож. Сразу понятно, что речь идет об обрезании.

«Держи его, чтобы он не потерял сознание», - гово­рит обрезающий мальчика своему помощнику (это припи­сано тут же, иероглифами). А тот отвечает: «Делай все как следует».

Этот скупой обмен словами, произошедший около 2400 года до нашей эры, доказывает, что обрезание прак­тиковалось в Египте с древнейших времен. Геродот, древнегреческий «отец истории», посетивший Египет около 450 года до нашей эры, считал, что ритуал обреза­ния берет начало именно оттуда. В начале двадцатого ве­ка антрополог Грэфтон Элиот Смит согласился с его мнением, написав, что обрезание было частью обряда поклонения солнцу, возникшего в долине реки Нил пят­надцать тысяч лет назад. В дальнейшем его копировали соседние народы.

В ветхозаветной Книге пророка Иере­мии сказано, что идумеи, моавитяне и аммонитяне - все эти племена были соседями и египтян, и древних иуде­ев - практиковали обрезание. Правда, неизвестно, на­учились ли они этому обряду у жителей Древнего Егип­та. Некоторые из коллег Смита высказывали предполо­жение, что этот обычай зародился не в Египте, а сделался общепринятым знаком обращения в рабство или уничи­жения военнопленных. Пожалуй, достоверно известно лишь одно - Геродот питал отвращение к этому обряду. И в этом с ним были согласны все древние греки. «По­ловые части другие народы оставляют, как они есть; только египтяне (и те народности, которые усвоили от них этот обычай) совершают обрезание», - писал Геродот1. И ниже: «Половые части они обрезают ради чисто­ты, предпочитая опрятность красоте».

1 Геродот. История. Книга II. Евтерпа: 36-37. Перевод  Г.А.Стратановского. М.: АСТ, 2001

Древние египтяне ухаживали за телом с невероятной тщательностью, особенно заботясь о его отверстиях. Од­ним из целителей, чье имя сохранилось до наших дней, был Ири, Хранитель царственного ануса - он занимался очи­щением и орошением прямой кишки фараона. В Древнем Египте придавали большое значение свободному, незатруд­ненному отхождению естественных выделений. Поэтому, возможно, именно там начали удалять крайнюю плоть у мальчиков, ведь в жарком климате под нею легче откладывалась смегма, мешающая истечению мочи и семени.

Однако возможно, что обрезание в Древнем Египте связано не столько со стремлением к чистоте и гигиене, сколько с бла­гочестием. Хотя этот обычай существовал во всех социаль­ных стратах, обязательным он был лишь для храмовых жре­цов, поскольку означал сопричастность богу солнца Рэ (Ра), который сам сделал себе обрезание, описанное в «Книге мертвых».

Древнегреческий философ Пифагор, побывав­ший в Египте около 550 года до нашей эры, столкнулся в связи с этим с неожиданной дилеммой. Посещая один из храмов, он пожелал ознакомиться с хранившимися в нем священными книгами. Верховный жрец не возражал, одна­ко поставил условие: прежде чем получить доступ к книгам, эллин должен распрощаться со своей крайней плотью.

Для древних иудеев обрезание и те отношения, которые устанавливались при этом между человеком, его пенисом и Богом, были знаком их единения с Всевышним - равно как и друг с другом, - однако для этого единения требовалась «санкция свыше». Не только жрецов, но вообще всех муж­чин иудейской веры подвергали на восьмой день жизни обряду обрезания крайней плоти.

Теологические основы это­го обряда можно найти в Книге Бытия, когда Бог установил договор, или завет (союз), с Авраамом (на тот момент у не­го, 99 лет от роду, еще было имя, данное ему при рожде­нии, - Аврам1), а также с его «семенем»2. Согласно этому завету, Всевышний становился единственным божеством древних иудеев, которые получали за это Землю обетован­ную в Ханаане, где все они «весьма размножатся»3, в том числе и Авраам, которому было сказано, что вскоре и он впервые испытает радость отцовства.

1 Когда Бог явился Авраму, чтобы поставить «завет Мой между Мною и тобою» (Быт. 17:2) - а это означало: пообещал дать наконец потомство ему и его жене Саре (которой было 89 лет), отдать ему «всю землю Ханаанскую во владение вечное», а также стать богом для его потомков (17:6-8), - он прежде всего изменил имена Аврама и Сары. В словах Бога «и не будешь ты больше называться Аврамом, но будет тебе имя: Авраам, ибо Я сделаю тебя отцом множества наро­дов» (17:5) смысл таков: Аврам означает «отец выси» (это говорит о его происхождении от семьи священнослужителей Шумера, астроло­гов, наблюдавших звездное небо), тогда как имя Авраам, означая «отец множества», определяет его судьбу и предназначение: Бог в са­мом имени закрепляет свой завет, который будет подкрепляться каж­дый раз, когда Авраама будут называть по имени!

Имя Сары Бог из­менил также значаще: прежнее имя означало «борющаяся», а удвоение «р» резко изменило его смысл - теперь это «госпожа», «владычица»! В Библии Авраам символизирует дух человека, а Сарра - его душу. Значит, душа человека стала владычицей, победив плоть в борьбе с нею, а дух человека, прежде «отец выси», стал «отцом множества», ибо отныне получил возможность управлять по своей воле всем множе­ством сил, заключенных в человеке. Изменение этих имен обозначало переход человечества на новый духовный уровень в своем развитии. Это отнюдь не простое добавление одной буквы, как может показать­ся сегодня. (См. Д. Щедровицкий «Введение в Ветхий Завет: I. Книга Бытия». М.: Теревинф, 1994. С. 142-145.)

2 В каноническом переводе Библии на русский язык сказано: «И явился Господь Авраму и сказал: потомству твоему отдам Я зем­лю сию» (Быт. 12:7). В подстрочном переводе Библии с греческого: «И был сделан видим Господь Авраму и сказал ему: семени твоему дам землю эту».

3 «Я благословлю его, и возращу его, и весьма, весьма размножу; двенадцать князей родятся от него; и Я произведу от него великий народ» (Быт. 17:20).

Древний обитатель пустыни лишь посмеялся над такой перспективой: «И пал Авраам на лице свое, и рассмеялся, и сказал сам в себе: не­ужели от столетнего будет сын? и Сарра, девяностолет­няя, неужели родит?» Для Бога, разумеется, это не соста­вило проблемы, однако Он потребовал в ответ на услугу обещание: «Сей есть завет Мой, который вы [должны] со­блюдать между Мною и между вами и между потомками твоими после тебя: да будет у вас обрезан весь мужеский пол; обрезывайте крайнюю плоть вашу: и сие будет знаме­нием завета между Мною и вами». В Торе говорится, что Авраам незамедлительно обрезал собственную крайнюю плоть, как и плоть всех мужчин, рожденных в его доме, а также всех «купленных им за серебро» (неизвестно, прав­да, какой была реакция всех этих мужей и мальчиков, ког­да сей мудрец с его козлиной бородой явился им из своего шатра с окровавленным кремнем в руках и объявил во все­услышание, чего именно только что потребовал от него Бог).

На древнееврейском Ишмаэль, что значит «Бог услышит». Он был сыном Авраама от служанки-рабыни Агари. Обряду обрезания Измаил подвергся на 13-м году (Быт. 17:25). Жену ему позже взяла мать «из земли Египетской» (Быт. 21:20-21). Он имел 12 сынов, ко­торые были князьями, или родоначальниками, 12 племен Аравий­ских (Быт. 25:12-18). Измаил был старше Исаака, но, как сын рабы­ни, лишился возможности наследовать право первородства.

Эта престранная заповедь и скрепивший ее монотеисти­ческий завет имели долгосрочные и противоречивые по­следствия. Авраам, бывший отцом Измаила3 (родоначаль­ника арабов), а также патриарха иудеев Исаака, почитается в Коране как «вождь народа». Измаилу Авраам также сде­лал обрезание; соответственно, и у арабов мужчин обреза­ют. (Совершают обряд обрезания, конечно, и многие аф­риканские племена, а также аборигены Австралии, но это никак не связано со смыслом, заложенном в Ветхом Заве­те).

Одухотворив прокреативную цель пениса, обрезание у древних иудеев привело к пересмотру отношений между человеком и его «ведущим» органом. В обмен на то, чтобы стать во главе богоизбранного народа и иметь благослове­ние продолжить род, что гарантировало вечное существо­вание жителей древнего Израиля, Авраам согласился не поклоняться более никакому иному богу и отрезать свою крайнюю плоть. Это действие символически изменило его пенис, навсегда обнажив головку члена (что у необрезан­ных мужчин происходит только в возбужденном состоя­нии). Однако это всего лишь «косметическое» изменение, никак не влияющее на репродуктивные свойства этого ор­гана.

Высказывались, правда, и такие мнения, что древние иудеи были приверженцами древнейшего культа поклоне­ния фаллосу, раз они имитировали эрекцию подобным об­разом, но эту точку зрения разделяют немногие. Другие исследователи отмечали, что Маймонид1, самый влиятель­ный еврейский мудрец Средневековья, заявлял: истинной, подспудной причиной введения акта обрезания стала необ­ходимость «уменьшить количество совокуплений» и жела­ние «ослабить соответствующий орган», то есть все это делалось для того, чтобы иудеи в первую очередь поклоня­лись Богу, а не собственному сластолюбию. (В наши дни активисты движения за отмену практики обрезания выдви­гают тот же самый довод, хотя и по вполне светским при­чинам: эта операция, утверждают они, удаляет большую часть нервных рецепторов пениса, снижая тем самым чув­ствительность.

Но что пенис Авраама не должен был «ослабеть», явно было важной частью изначального дого­вора. Известно, что мужская сила не покинула Авраама да­же после его акта самообрезания, и даже после того, как он отпраздновал свое столетие. Не только, как и было обеща­но, Сара родила Исаака, но после ее смерти Авраам взял себе в жены женщину много моложе себя. Звали ее Кетура, и с нею он, как сказано в Писании, наплодил еще шестерых сыновей.

1 Моше бен Маймон (1135-1204) - авторитетнейший религи­озный мыслитель, авторитет и кодификатор правовой и религиоз­ной системы иудаизма (Галахи), философ, ученый и врач; самый прославленный ученый послеталмудической эпохи; также известен как Рамбам.

Обрезание явно пошло Аврааму на пользу. Однако стойкий интерес к этому явлению со стороны религиоведов, историков, антропологов, антисемитов и специали­стов в области здравоохранения, а также пыл, с которым обрушиваются на него современные активисты, выступа­ющие против практики обрезания, говорят о том, что об­резание «работает» на самых разных уровнях. Мало какие другие ритуалы могут сравниться с ним по внутренней противоречивости и психологической сложности - ведь это акт физический, но не физиологический; он связан с половой жизнью, но не несет в себе эротики; он не генети­ческий, но генеалогический.

Это отличительный знак, от­метина - да еще на том самом месте, которым мужчина внешне отличается от женщины. Даже в глазах одной вид­ной феминистки сей акт божественного гендернего предрассудка не лишен смысла. «Что может быть более логич­ным и уместным, - пишет Герда Лернер в своей книге „Сотворение патриархата", - чем использование в каче­стве символа союза с Богом тот орган, который производит семя и помещает его в женское чрево? Никакой иной орган человеческого тела не подходил так хорошо на эту роль, только он мог столь наглядно продемонстрировать человеку связь между способностью к продолжению рода и божьей благодатью».

Однако некоторые пассажи из Ветхого Завета представ­ляют обрезание метафорой святости, которая может иметь отношение к любой части тела, - к примеру, Второзако­ние призывает каждого сына и дочь Израилевых «совер­шить обрезание для сердца»1. И все же истинная причина обрезания и его смысл не вызывают никаких сомнений. Связь между человеком и самой грандиозной тайной во Вселенной - Богом - была скреплена отметиной на том органе, с которым мужчины имеют самую крепкую и са­мую таинственную связь, - его пенисе.

' «...и обрежет Господь Бог твой сердце твое и сердце потомства твоего, чтобы ты любил Господа Бога твоего от всего сердца твоего и от всей души твоей, дабы жить тебе» (Втор. 30:6).

Правда, далеко не все соседи древних иудеев или их за­воеватели воспринимали этот обычай именно так. Древ­ние греки, эллины, относились к обычаю обрезания у иудеев и у древних египтян с одинаковым отвращением. В результате две тысячи лет назад перед иудеями, живши­ми в Александрии Египетской, культурном центре тогдаш­него эллинского мира, и желавшими продвинуться в эл­линском обществе, возникла нешуточная проблема.

Если иудей желал заниматься физическими упражнениями в гимнасие, спортивном клубе древних греков, где занятия спортом проводились исключительно в обнаженном виде, то он не мог не понимать, что его обрезанный пенис оскорбит эллинское чувство прекрасного. И вовсе не по­тому, что древние греки смущались наготы - куда там! Но вот зрелище обнаженной головки члена представля­лось им весьма отталкивающим. Именно по этой причине греки выполняли физические упражнения обнаженными, но с «инфибулированным» пенисом, то есть они специ­ально натягивали на головку члена крайнюю плоть, а затем еще и закрепляли ее: завязывали специальной нитью или зажимали специальным закругленным приспособлением вроде английской булавки, которое было известно как фи­була1.

Согласно Первой книге Маккавейской, некоторые иудеи в течение второго и первого веков до нашей эры да­же «установили у себя необрезание и отступили от святого завета» - лишь бы сойти за эллинов. Большинство из них, по-видимому, пользовались тем, что получило название Роndus Judaeus2 - это был бронзовый или медный грузик в форме воронки, который прикрепляли к остаткам препуциальной кожи на теле пениса над головкой члена. Тяжесть грузика через некоторое время оттягивала кожу книзу, уд­линяя ее, так что головку члена удавалось прикрыть.

Таков, по крайней мере, был расчет, однако в 1999 году два совре­менных британских специалиста, доктор С.В. Брэндис и доктор Дж.У. Макэнинч, писали в своей статье в «Британ­ском урологическом журнале»: «...трудно представить се­бе, каким образом подобная методика позволяла бы добиваться хоть сколько-нибудь удобоприменимого долгосроч­ного успеха».

1 Фибулами тогда гораздо чаще называли металлические застеж­ки для одежды. Их использовали еще в бронзовом веке, а в Древней Греции женщины носили фибулы на верхней и на исподней одежде, мужчины же - только на верхней, на плечах.

2 «Иудейский грузик» или «иудейская подвеска» (лат.).

Некоторые эллинизированные иудеи пытались испра­вить ситуацию с помощью хирургического вмешательства, известного под названием «эпипасмос», что на греческом означает «натягивание». Две подобные процедуры были описаны в первом веке нашей эры в многотомном труде Цельса1 De medicina  («О медицине»). В обоих случаях бы­ли сделаны небольшие надрезы в коже пениса, чтобы ее можно было подтянуть вперед и надвинуть на головку. Но едва подобные операции стали популярными и распространились достаточно широко, как раввины изменили законы обрезания. Если прежде было необходимо удалять лишь периферийную, наружную часть крайней плоти, что про­сто укорачивало крайнюю плоть полового члена, то зако­ны, принятые около 140 года нашей эры, требовали, чтобы головка была полностью обнажена. В результате «эпипас­мос» стал практически невозможен. (Хотя в годы нацизма в Германии некоторые евреи в отчаянии осуществляли эту операцию.)

1 Авл Корнелий Цельс (около 25 года до н. э. - около 50 года н. э.) - римский философ и врач. Оставил после себя около 20 книг по философии, риторике, праву, сельскому хозяйству, военному де­лу и медицине. В трудах по медицине собрал самые достоверные (на то время) знания по гигиене, диетике, терапии, хирургии и па­тологии. Был противником христианства, считая его всего лишь плодом презираемого им иудейства.

Одни эллины относились к обрезанию с куда большим отвращением, чем другие. Так, у сирийского царя Антиоха IV Епифана, потомка одного из величайших команди­ров Александра Македонского Селевка, это отвращение за годы правления в Иудее превратилось в ярую ненависть. Раввинов, которые по-прежнему совершали обрезания (таких раввинов-«резников» называли «мохель»), забивали камнями или натравливали на них диких собак. Матерей, допустивших, чтобы их сыновьям делали обрезание, «удавливали, вешали их задушенных младенцев им на шею, а за­тем распинали на кресте, в назидание прочим» - так напи­сано в Книге Маккавейской. Согласно сборнику традици­онных еврейских легенд под названием «Песикта де Рав-Кахана», записанных несколько веков спустя, при римском императоре Адриане дела обстояли еще хуже: рим­ские солдаты «отрезали у живых иудеев их обрезанный по­ловой орган и, подбрасывая его к небу, издевательски кри­чали, обращаясь к Богу: „Так вот что Ты выбрал?"»

Ясно, что обрезание стало для древних иудеев, а впо­следствии и евреев особой метой, знаком отличия, кото­рый не только приносил им немало страданий, но и позво­лял иметь особые отношения со Всевышним. Не приходит­ся, однако, сомневаться в том, что, устанавливая для своего народа это отличие и принимая соответствующее обяза­тельство, Авраам искренне верил, что ставит свой пенис на службу Всевышнему. Тогда как прочие древние культуры поступали наоборот, ставя пенисы богов себе на службу.

Фаллоцентрические мифы (например, об оплодотворя­ющих, созидательных актах мастурбации у Энки или Атума) были основой их религиозных текстов. Пенис инду­истского бога Шивы играет настолько ключевую роль в священных текстах этой религии, что в одной книге по эстетике индуизма говорится, что Шиву, который ездит на быке, следует изображать с такой эрекцией, чтобы его ор­ган доставал до пупа. Считается, что член Будды был подо­бен половому органу коня: он якобы втягивался внутрь. А вот в Ветхом Завете о пенисе Бога нет ни слова, посколь­ку у иудейского Бога нет тела. Вместо этого все внимание направлено на пенис человека - таинственный орган, оду­хотворенный Богом.

И этот таинственный орган должен быть вполне дее­способен. Ветхий Завет говорит следующее: «У кого раз­давлены ятра или отрезан детородный член, тот не может войти в общество Господне»1. Раввинам, прежде чем им дозволялось служить в храме, приходилось предъявлять свои мужские органы и доказывать, что они находятся в ра­бочем состоянии. Позже нечто подобное стали требовать и от католических священников - и даже от папы Римско­го. «Когда 11 августа 1492 года Родриго [Борджиа] был из­бран в папы, приняв имя Александра VI, - писал англий­ский историк Уильям Роскоу, - то перед коронацией в со­боре Святого Петра его отвели в сторонку, чтобы произвести окончательную проверку его способности пре­бывать на этом посту, хотя в его случае к ней можно было и не прибегать». Последние слова, несомненно, намекали на то, что у этого папы Римского был сын, Чезаре Борджия, один из самых известных политических деятелей тогдаш­ней Европы.

1 Второзаконие 23:1 - В «общество Господне», то есть в изра­ильскую общину, не могли быть принимаемы в качестве ее членов, в числе прочих, кастраты, так как закон чужд всякой противоесте­ственности (примечание из «Толковой Библии А. П. Лопухина» 1914 года).

«Окончательная проверка», о которой пишет Роскоу, сводилась к тому, что будущего папу Римского сажали на специальное сиденье, называемое по латыни «sedes stercoraria» («навозное кресло»). Этот предмет, напомина­ющий допотопный стульчак, был сделан так, что, когда вновь избранный папа садился на него, его мошонка и яич­ки опускались в специальное отверстие, чтобы специально выбираемый для этой цели кардинал мог убедиться в их существовании. Согласно легенде, происхождение это обы­чая было связано не столько с предписанием Ветхого Заве­та, не позволявшем кастратам входить в круг священнослу­жителей, а тем более занимать столь высокий пост, сколько с тем конфузом, который будто бы случился в Риме в IX ве­ке, когда женщина, переодетая в мужское платье, некоторое время стояла во главе святого престола под именем папы Иоанна VII. Было такое на самом деле или нет, сказать трудно, однако женщину эту и по сей день называют папессой Иоанной - да и специальное «проверочное крес­ло» также несомненно существует1.

О том, что оно в самом деле имеется, свидетельствует, например, Питер Стэнфорд, бывший редактор лондонской газеты «Католический вест­ник», который, по его словам, даже смог немного посидеть на нем в одной из задних комнат Ватиканского музея. В своей книге «Папесса» Стэнфорд пишет:

Я присел на это кресло, и ощущение было такое, слов­но я что-то осквернил. В Ватиканском музее атмосфера, как в соборе, к тому же меня с самого детства учили ниче­го не трогать в Божьем доме... Но вот, с сильно бьющим­ся сердцем, побледнев от ужаса, я все-таки откинулся на­зад... Когда моя спина приняла вертикальное положение, я тут же почувствовал, что отверстие в сиденье, похожее на большую замочную скважину, было именно там, где нужно.

1 Сегодня превалирует мнение, что это, скорее всего, легенда, которую распространяли в свое время в качестве «черного пиара» протестанты, стремившиеся любыми способами очернить авторитет папства.

продолжение 

1_жезл_дьявола

Previous post Next post
Up