Или в этот день сто девяносто восемь лет назад
боковик в исполнении
owl-99
В 01:50 ночи 3 сентября 1916 летчик 39-й эскадрильи RFC лейтенант Уильям Л. Робинсон [иногда второе имя считают первой частью фамилии Лиф-Робинсон], уже завершивший двух с половиной часовое патрулирование и собиравшийся начать снижение и возвращаться на аэродром, заметил в небе в нескольких милях к северу какой-то красноватый отблеск и решил выяснить, что это там такое.
15 минут спустя он наткнулся на цеппелин. Точнее, это был не "Цеппелин", а "Шютте-Лянц" SL.11, уже отбомбившийся без особого эффекта по северным пригородам Лондона. Самолет был на несколько сотен футов выше дирижабля, поэтому летчик спикировал, чтобы зайти в атаку снизу.
Первый заход он выполнил на встречных курсах, держась на 800 футов ниже цели. Расстрелял один диск пуль "Брок & Помрой" вдоль всего "брюха" дирижабля, но так и не заметил никакого результата. Перезарядил пулемет и расстрелял второй диск уже вдоль борта, и опять безрезультатно. Немного набрал высоту, сократив "принижение" под целью до 500 футов, или даже меньше, так что воздушный корабль заслонил своей тушей звезды, и третью атаку провел на догоне.
На этот раз он не пытался палить по всему корпусу, а сосредоточил огонь на одной точке снизу корабля, расстреляв еще один диск. Сначала результата опять не было видно, но спустя несколько мгновений после того, как пулемет замолчал, где-то под обшивкой дирижабля стало разгораться красное зарево, а затем всю его заднюю часть охватило пламя.
Резким маневром избежав столкновения с пылающей громадой, Робинсон наблюдал за ее падением. От избытка чувств он даже устроил небольшой салют, выпустив несколько сигнальных ракет и запустил один парашютный посадочный факел. Придя в себя, он взял курс на базу.
При осмотре машины механики обнаружили, что в энтузиазме летчик свернул проволочное ограждение, не дававшее пулемету поразить части собственного самолета, и насчитали несколько пробоин в центроплане и по крайней мере один прострел заднего лонжерона крыла.
SL.11 стал первым немецким дирижаблем, сбитым непосредственно над Англией и первым, который был сбит в воздушном бою пулеметным огнем.
Вверху страницы показан самолет B.E.2c, на котором тогда обычно летал Робинсон, но на нем ли он патрулировал в ночь на 3 сентября, с абсолютной точностью сказать невозможно (есть и еще один кандидат - борт 2092, а все потому, что кое кто не удосужился в рапорте указать серийный номер).
А внизу несколько картин разной степени кривизны, посвященных этому событию:
'The Airship VC', художник, насколько я понимаю, Ray L. Rimell
'William Leefe-Robinson', художник Ivan Berryman
и plate F из оспреевского NVG101, художник Ian Palmer