"Ньюпор-Деляж" Ni-D.62 сер.№ 219 (крыльевой код R-550) из состава 1-й эскадрильи GC I/2 (до реорганизации 1.9.33 это подразделение было 1-й эскадрильей 2-го истребительного авиаполка), на котором в сентябре 1933 г летал сержант Эдмон Марен ла Месле.
Эмблема первой эскадрильи, ничуть не изменившаяся с тех пор, когда она носила название "Spa 3". Шесть лет спустя Марен ла Месле был уже су-лейтенантом (с октября 1939 - лейтенантом) и заместителем командира 1-й эскадрильи GC I/5 (самолеты H.75). В ходе французской кампании он одержал 16 достоверных побед и 4 предположительные, став лучшим асом "старой" Франции.
С 2 июня он исполнял обязанности выбывшего по ранению комэска капитана Аккара (о нем будет в одном из следующих выпусков), а в сентябре занял эту должность уже на постоянной основе. В последующие несколько лет он колебался вместе с линией партии от службы правительству Виши и защиты североафриканских баз от вторжения союзников (H.75) к переходу на сторону Сражающейся Франции и боевым действиям на стороне союзников на Средиземноморье, в Италии и Южной Франции (P-40; с июня 1943 - P-39; с ноября 1944 - P-47D). В декбре 1941 г он произведен в капитаны, в августе 1943 назначен заместилелем командира группы, в июне 1944 стал команданом и с октября возглавил GC I/5.
4 февраля 1945 г летчик совершил свой 232-й боевой вылет с начала войны. Вместе с двумя ведомыми он провел штурмовку обнаруженной немецкой автомобильной колонны, и на втором заходе на цель его самолет был сбит огнем малокалиберной зенитной артиллерии. Вместе с ним был сбит и один из ведомых, оба летчика погибли.
Ранее я уже выкладывал боковик последнего самолета аса, желающие могут посмотреть его тут
13.9.33 1-я эскадрилья перебазируется из Страсбура в Тур. Сержант Марен ла Месле сфотографирован в кабине своего R-550.
Будучи студентом юридического факультета, за государственный счет прошел подготовку в лётной школе фирмы «Моран-Солнье» [той самой, которая была основана еще во времена пионеров авиации] и 1.8.31 получил пилотский диплом. В ноябре 1931 призван на военную службу и прошел дополнительную подготовку уже в ВВС’овской лётной школе, а потом закончил школу офицеров резерва и в сентябре 1932 получил первое строевое назначение.
Звания: 4.11.31 - солдат [вероятно, 2-го класса]; 20.4.32 - капрал-шеф [то ли перепрыгнув через два звания (что при выпуске из летной школы случалось), то ли между ноябрем и апрелем было еще производство в капралы]; 28[20?].9.32 - су-лейтенант резерва; решив перейти на постоянную службу, в ноябре 1932 отказался от офицерского звания [потому что резервистов увольняли в запас после окончания срочной службы] и перезаключил контракт уже как кадровой сержант; октябрь 1937 - су-лейтенант кадровой службы; 3.10.39 - лейтенант; 15.12.41 - капитан; 25.6.44 - командан.
Части и кампании: с сентября 1932 по август 1933 служил во 2-м истребительном авиаполку (насчет всего периода не знаю, а под конец был в составе 1-й эскадрильи) и летал на самолетах NiD.62; 1.9.33 прошла реорганизация французских ВВС, и далее он служил в 1-й эскадрилье GC I/2 (бывшая 1-я 2-го RAC) на тех же «Ньюпорах» и со временем стал командиром патруля [звена]; в 1933 безрезультатно пытался поступить в общеармейскую офицерскую школу, а в сентябре 1936 успешно сдал экзамены в офицерскую школу ВВС, приступив к обучению с 1 октября. После выпуска получил возможность выбирать следующее место службы и 1.12.37 стал заместителем командира 1-й эскадрильи GC I/5, тогда вооруженной истребителями D.500 и D.501, а в феврале-марте 1939 пересевшей на H.75; участвовал в боевых действиях с сентября 1939; после ранения капитана Аккара 1.6.40 стал и.о. комэска; всего за время Странной войны совершил 48 боевых вылетов и одержал 1 воздушную победу, а с 10 мая по 16 июня 1940 добавил еще 53 боевых вылета и 15 подтвержденных и 4 предположительные победы. 20.6.40 GC I/5 эвакуировалась через Средиземное море и поначалу обосновалась в Алжире, но 14 июля была переведена на защиту Марокко. В ноябре 1942 она участвовала в отражении американского десанта, но всего через несколько дней пришел приказ о прекращении сопротивления, а потом французские части в Северной Африке перешли на сторону союзников. В декабре 1942 группа пересела на P-40, в июне 1943 сменила их на P-39 (тогда модификации N, а с мая 1944 - Q) и уже на этих истребителях в сентябре 1943 перебазировалась в Алжир, приступив к патрулированию побережья. Ровно год спустя она перелетела на плацдарм в Южной Франции и в дальнейшем участвовала в боевых действиях на северном и итальянском направлениях, в ноябре пройдя перевооружение на P-47D. Марен-ла-Месле все это время колебался вместе с линией партии. 1.9.40 он был утвержден в должности комэска; в ноябре 1942 совершил 5 боевых вылетов на H.75A; 15.7.43 стал заместителем командира группы, а 9.1.44 возглавил её; всего с сентября 1943 по февраль 1945 он совершил 105 боевых вылетов на P-39N/Q и 21 на P-47D, доведя суммарных боевой налет с начала войны до 334 ч 20 мин (в т.ч. 132 ч 50 мин в 1939-40 и 154 ч на P-39), но со времен окончания французской кампании воздушных побед у него не было.
Победы: 1-я - 11.1.40; 5-я - 13.5.40; с 8-й по 10-ю - 18.5.40; 15-я - 3.6.40; 16-я и последняя - 10.6.40. Всего 16 подтвержденных побед и 4 предположительных и титул лучшего аса «старой» Франции во Второй Мировой войне.
4 февраля 1945 г командан Марен-ла-Месле совершил свой 232-й боевой вылет с начала войны. Вместе с двумя ведомыми он провел штурмовку обнаруженной немецкой автомобильной колонны, и на втором заходе на цель его самолет был сбит огнем малокалиберной зенитной артиллерии. Вместе с ним был сбит и один из ведомых, оба летчика погибли.