Часть I. От начала времен до конца 1915 года
Сначала небольшой дисклаймер: в данной статье никак не рассматриваются ни воздухоплавание, ни флотская авиация. Только самолеты, только хардкор армейская авиация (позже ВВС).
Начало истории современных французских ВВС относится к 1909 году, когда по инициативе тогдашнего командующего инженерными войсками генерала Пьера Рока военное министерство приобрело 5 аэропланов с целью проверки их пригодности для военных целей. Позднее в том же году аналогичные исследования начались в артиллерийских войсках, где инициатором и организатором работ стал шеф-д'эскадрон (майор) Жан-Батист Этьен (да, да, тот самый Этьен, который "отец танков").
В марте 1910 года артиллерийская авиация получила официальный статус как Établissement Militaire d'Aviation под командованием уже лейтенант-колонеля Этьена, но эти "артиллерийские ВВС" оказались недолговечными, ибо уже 20 октября того же года была создана новая служба, получившая название Aéronautique Militaire и взявшая под свой контроль все авиационные работы инженерных и артиллерийских войск. Сейчас эта служба известна под названием Armée de l'Air. И первым командующим ВВС стал генерал Рок.
Первые годы военная авиация состояла только из учебных, исследовательских, технических и прочих тыловых структур, а до формирования строевых авиачастей дело дошло только в начале 1912 г. Исходный план предусматривал формирования 5 эскадрилий, но, как обычно, в ходе исполнения его пришлось скорректировать.
Сам термин Escadrille был заимсвован из флота. Буквально он значит "эскадрочка" (как уменьшительное от Escadre) и исторически использовался для обозначения отрядов кораблей, не достаточно больших, чтобы именоваться эскадрами. В двадцатом веке эскадрильями французы называли дивизионы миноносцев и подводных лодок.
Первая авиационная эскадрилья сначала именовалась либо Escadrille Henri Farman (по марке самолетов), либо 1ere Escadrille, но вскоре ее устоявшимся названием стало Escadrille HF 1, или просто HF 1.
В одиночестве она пробыла недолго, и весной (или в начале лета) была сформирована MF 2, а в июле - BL 3.
Система обозначений была простая: порядковый номер эскадрильи внутри ВВС и буквенный префикс, обозначающий марку ее самолетов. Сначала просто фирму-производителя, а позднее ввели более мелкие градации. Впрочем, о префиксах будет отдельный разговор в следующей третьей, я надеюсь, части статьи.
При перевооружении на аэропланы другой фирмы префикс менялся, а номер оставался неизменным.
В самом конце 1912 года началась новая волна формирования эскадрилий, завершившаяся к концу следующего года. Новые части создавались не в порядке возрастания номеров, а как придется, но в итоге 20 эскадрилий заняли все номера с 1 по 21, пропустив № 17.
Все эти эскадрильи относились к "общеармейской" авиации и должны были придаваться штабам армий и армейских корпусов. Вместе с тем, у артиллерии были свои требования к авиационной поддержке, и работы, начатые еще майором Этьеном, продолжались и при новом начальстве, однако, до практического применения было еще далеко.
Зато летом 1914 года, незадолго до начала войны началось создание кавалерийских авиачастей с отдельной системой нумерации: в июне-июле были сформированы три эскадрильи BLC ("BL-кавалерийская"), которым присвоили номера 2, 4 и 5. Вероятно, планировалось позже сформировать и эскадрильи с номерами 1 и 3, но с началом войны от них отказались, и вообще кавалерийские эскадрильи оказались короткоживущими и после окончательного устаревания самолетов "Блерио"-11 их не стали перевооружать на более современную технику, а просто расформировали в период с января по август 1915.
Хотя нельзя сказать, что все они сгинули совсем без следа: персонал расформированной 5-й кавалерийской практически в полном составе оказался в составе формирующейся 69-й "обычной".
Основная же линейка эскадрилий вплоть до объявления мобилизации оставалась неизменной, а затем резко увеличила свою численность. Первыми частями военного времени стали 17-я и 39-я эскадрильи, сформированные 2 августа.
И если с первым номером все логично - закрывался пробел в нумерации, то второй - явная аномалия. Еще одна аномалия - буквенный префикс CM ("Кодрон-одноместный") в её обозначении, который больше ни разу не использовался. Но если знать предысторию создания этой части, то всё становится на свои места. Дело в том, что это было "народное ополчение" Реймской школы высшего пилотажа, составленное из пилотов-инструкторов на школьных машинах (единственных самолетах этого типа на фронте), включенное в состав строевых частей уже после запуска процедуры формирования новых эскадрилий по мобилизационному плану.
Всего в августе-сентябре 1914 г было сформировано 12 эскадрилий (17-я, 39-я и с 22-й по 32-ю).
Во второй половине сентября 1914 г французы первыми в мире создали бомбардировочную авиацию и посчитали нужным выделить её эскадрильи в отдельную нумерацию. Изменился и префикс: если "обычные" части на самолетах фирмы "Вуазен" обозначались как V, то бомбардировочные стали VB ("Вуазен-бомбардировочный").
VB 1 и 3 были переименованы из 14-й и 17-й "обычных" эскадрилий, а VB 2 и 4 сформировали с нуля. Причем новые части были сформированы за месяц до переименования старых (в октябре против конца ноября-начала декабря).
Идея была более здравая, чем в случае с "кавалеристами", однако исполнение подкачало: кроме двух эскадрилий "Вуазенов" из разведчиков в бомбардировщики переквалифицировали также одну эскадрилью "Морис Фарманов" (25-ю), но не стали менять ни её номер, ни префикс.
Тем временем эскадрильи из "общего списка" все продолжали формироваться, и по состоянию на конец января 1915 года французская армейская авиация насчитывала в общей сложности 46 эскадрилий: 38 "обычных" (с 1-й по 39-ю с пропуском 34-й), 2 кавалерийских (2-ю и 5-ю) и 6 бомбардировочных (с 1-й по 6-ю).
А в феврале в системе нумерации авиачастей произошел ряд изменений:
- какая-то умная голова решила, что три отдельных системы нумерации эскадрилий - это все же перебор и решила понемногу уменьшать число сущностей. Кавалерийские части, как уже было упомянуто выше, оставили умирать своей смертью, а вот бомбардировочные вернули обратно в общий список, добавив к их номерам сотню и сохранив префикс VB.
Как и в случае с выделением бомбометателей в отдельный список получилось так, что сначала сформировали одну новую эскадрилью (107-ю; в конце февраля), а уже потом переименовали 6 старых (в начале марта).
- новых самолетов и подготовленных экипажей стало достаточно для выделения сил на второстепенные ТВД, и в феврале-марте было сформировано для эскадрильи специально для отправки в восточное Средиземноморье (на фронт они попали только в мае).
- аналогично появилась возможность заняться организацией системы ПВО.
Тут необходимо сделать небольшой экскурс в историю. Авиационная составляющая ПВО Парижа в первой своей реинкарнации просуществовала с 30 августа по 16 сентября 1914 г. Это была отдельная часть, именующаяся Camp retranché de Paris (сокращенно CRP). Исходно она была просто "сборной солянкой" из разных самолетов и экипажей, но быстро превратилась в авиагруппу, состоящую из нескольких подразделений, именующихся Escadrille de Henry Farman, de Maurice Farman, de Caudron, de Deperdussin, de Nieuport, de Voisin и de Blériot. Фактически она стала резервом для формирования новых частей и её быстро "растащили" по нескольким новым фронтовым эскадрильям.
10 октября 1914 CRP был восстановлен, но уже как Groupe des escadrilles de protection du Camp retranché de Paris, но несмотря на такое громкое название, первые несколько месяцев это была точно такая же "сборная солянка", и первая официальная эскадрилья в её составе появились только в марте 1915.
Нумерация "заморских" и "защитных" эскадрилий была единой. Командование хотело, чтобы их номера отличались от обычных частей западного фронта, но не хотело резервировать для них отдельную сотню. Поэтому их нумерация началась с 99 и далее пошла в сторону уменьшения. При этом "заморские" и ПВО'шные части шли вперемешку: в феврале была сформирована эскадрилья №99, а в марте - 98-я восточная и 97-я ПВО.
Еще одной особенностью этих частей стали их названия: части ПВО кроме традиционного "префикс+номер" иногда именовались Escadrille <такая-то> DCA (аббревиатура DCA соответствует отечественной "ПВО"), а к названию "заморских" частей часто добавляли их место базирования либо целым словом (d'Orient, d'Albanie и т.п.), либо "инициалом" (N 91 S от Salonique, N 92 I от Italie и т.п.).
Примерно в то же время произошло еще одно нововведение: появились первые в истории авиации истребительные части. В отличии как от союзников, так и от противников, французы сразу же собрали самолеты воздушного боя в отдельных частях, которые получили название Секций Пушечных Самолетов (Section d'Avions-Canon). Во французской армии секция - это взвод, а применительно к авиации её можно назвать звеном, или отрядом - до эскадрилий эти части не дотягивали, т.к. в их составе было всего по 3-4 самолета. Всего было создано полтора десятка секций, получивших номера с единицы и далее (в документах они иногда проходят не по номерам, а по названию соединений, которым приданы - Section d'avions-canon du 36 Corps и т.п.).
Сама по себе идея была здравой, но вот тип самолетов оказался совсем не подходящим для воздушного боя, и за все время экипажам тяжелых пушечных истребителей удавалось сбивать самолеты противника лишь в единичных случаях (в буквальном смысле единичных). Поэтому процесс расформирования секций начался еще в апреле 1915 г и окончательно завершился зимой 1915-16 гг.
Гораздо перспективнее оказалось использование скаутов "Моран-Парасоль" (вооруженные ими эскадрильи были классифицированы как истребительные в апреле 1915) и двухмоторных крейсеров "Кодрон" (первые эскадрильи эскортных истребителей в октябре 1915). И эти истребительные эскадрильи уже никак не выделяли из общей нумерации.
К концу лета 1915 г число французских эскадрилий было доведено до 88, в т.ч 66 в основной линейке (с 1-й по 65-ю и 70-я), 14 в бомбардировочной (со 101-й по 114-ю), 5 ПВО'шных (с 93-й по 97-ю) и 3 заморских (98-я и 99-я восточные и 92-я итальянская).
Тогда же был отменен 6-самолетный штат авиационной эскадрильи образца 1912 г (кавалерийские эскадрильи по штату были вполовину меньше) и введен 15-самолетный. Переход на новый штат вовсе не означал немедленного увеличения численности ВВС в два с половиной раза, но к началу следующего года число самолетов в эскадрильях в большинстве случаев перевалило за десяток.
По состоянию на конец 1915 года в составе французской армейской авиации было уже 105 эскадрилий. С сентября по декабрь были сформированы 6 "обычных" эскадрилий (с 66-й по 69-ю, 71-я и 72-я), 1 бомбардировочная (115-я) и 10 заморских (с 82-й по 91-ю, все на Балканах).
И дисклаймер №2: для тех, кто ниасилил все эти многабукаф, по завершении рассказа о Первой Мировой будет дана краткая выжимка по принципам нумерации французских эскадрилий.
P.S. Этот текст был начат еще в первых числах сентября с прицелом на публикацию в одном журнале (с тем, чтобы одному художнику было что порисовать), но сначала напала сильная лень, а затем помянутый журнал затеял цикл асовских статей в честь годовщины начала войны, и смысла писать туда про эскадрильи не стало. Так что пусть будет в ЖЖ. Авось, так лень удастся побороть и статья будет доведена если не до настоящего времени, то хотя бы до конца Второй Мировой...