этот и три следующих боковика за авторством М.Быкова aka
owl_99
Як-1 с пониженным гаргротом сер.№ 44-115 из состава GC 3 “Normandie”, весной 1943, c 3 марта и до вынужденной посадки после боевого вылета 5 апреля бывший персональным самолётом су-лейтенанта Марселя Альбера,
уже проходившего в основном цикле постов. Указанный пилот совершил на этом истребителе 18 вылетов, из которых впрочем только пять классифицировались как боевые. Окраска дана по состоянию на период с середины марта по первые числа апреля - время завершения боевой подготовки части и выполнения ей первых боевых заданий.
В качестве персонального обозначения на этом истребителе лётчик использовал эмблему своей прежней части - 1-й эскадрильи GC I/3.
Марсель Альбер, 1917 г.р.
Биографическую справку на этого аса можно посмотреть в
одном из старых «извратных» постов, так что здесь я повторяться не буду.
Итоговый боевой счёт 22 подтверждённые победы (7 личных и 15 в группе) и 2 (1+1) предположительные.
D.520 сер.№ 277 из состава GC III/6, с момента перевооружения части в июне 1940 и до вынужденной посадки «на брюхо» из-за боевых повреждений 15 июня следующего года бывший персональным самолётом аджюдан-шефа (впоследствии су-лейтенанта) Пьера Ле-Глоана,
уже проходившего в основном цикле постов. Окраска дана на период Сирийской кампании с конца мая 1941 и до последнего боя на этой машине.
Крыло самолёта с тактическим номером и эмблема 5-й эскадрильи GC III/6, в которой служил лётчик.
Пьер Ле-Глоан, 1913 г.р.
Начало войны встретил сержант-шефом, к моменту капитуляции произведён в су-лейтенанты, при режиме Виши повышен до лейтенанта и в этом же звании погиб во время службы в рядах ВВС «новой Франции».
С довоенных времён и до гибели служил в одной и той же части - GC III/6.
Во время Французской кампании провёл с ней два «боевых тура»:
- с сентября 1939 по май 1940 воевал на германском фронте, летал на MS.406 и одержал 4 победы (все групповые);
- в июне 1940 воевал на итальянском фронте, летал на D.520 и одержал 7 побед (3+4).
В составе ВВС Перемирия с мая по июль 1941 воевал в Леванте, летал на D.520 и одержал 7 подтверждённых (5+2) и 1 предположительную (0+1) победы.
В 1942 году в Алжире GC III/6 совершила несколько вылетов на перехват нарушителей воздушного пространства, но 8 ноября, когда Союзники начали десантную операцию, она получила приказ «сидеть ровно» и в итоге в боях никакого участия не принимала.
После перехода французских войск в Северной Африке на сторону Союзников GC III/6 “Roussillon” была перевооружена на ленд-лизовские P-39N и в августе 1943 возобновила боевые вылеты с баз в Алжире.
Итоговый счёт 18 подтверждённых побед (8+10) и 1 предположительная (0+1).
Во время боевого вылета 11 сентября 1943 двигатель «Кобры» Ле-Глоана отказал. Ас не захотел покидать машину, решив садиться на вынужденную, но забыл, или не сумел сбросить подвесной топливный бак, и тот сдетонировал при посадке на брюхо.
Hurricane IIA сер.№ Z2909 из состава 1-го сквадрона RAF, на котором флаинг-офицер Мозес Морле (настоящее имя Жан Демозе) в ночь на 11 мая 1941 сумел сбить над Англией бомбардировщик противника.
Жан-Франсуа Демозе, 1915 г.р.
В авиацию он попал по сути случайно: был призван по мобилизации как солдат-резервист обозного эскадрона, но благодаря свободному владению английским языком оставлен при штабе переводчиком, а в январе 1940 произведён в аспираны и прикомандирован к 1-му сквадрону RAF как офицер связи с французским командованием.
Подружившись с английскими лётчиками, француз стал брать у них уроки пилотирования и к началу Блицкрига уже уверенно летал на тренировочно-курьерском Magister и даже пару раз поднимался в воздух на «Харрикейне». А 17 июня, когда лётный эшелон сквадрона был уже эвакуирован, он даже перевёз группу механиков через Ла Манш на только что отремонтированном ими транспортнике Bombay, благополучно приземлившись на британской авиабазе.
В Англии он сразу изъявил желание служить в RAF (именно в RAF, а не Свободной Франции) и по знакомству был пристроен на обучение в OTU.
В качестве пилота на фронт попал в званиях французского аспирана и британского пайлот-офицера, а последний «боевой тур» закончил команданом и сквадрон-лидером.
С октября 1940 по июнь 1941 воевал в 1-м сквадроне RAF, летал на Hurricane Mk.I (0/0/1 победа на этом типе), затем Mk.IIA (2/0/0) и IIB (1/0/0).
В июне 1941 кратковременно был сверхштатным флайт-лейтенантом (т.е. офицером без соответствующей должности) в 242-м сквадроне, где тоже летал на «Харрикейнах» Mk.IIB и одержал ещё 2 подтверждённые победы.
С июля 1941 по январь 1942 воевал в 91-м сквадроне, летал на Spitfire Vb и одержал 10/2/2 воздушные победы.
Второй «тур» он провёл с июля 1942 по январь 1943 в качестве командира 91-го сквадрона, где летал на тех же «Спитфайрах» Mk.Vb и одержал ещё 3/0/1 победы.
До этого момента он лишь формально числился во французской авиации, неся службу как обычный офицер RAF, но в конце января 1943 по личному запросу генерала Де Голля его перевели в штаб французских ВВС, где он и встретил конец войны.
Итоговый счёт 18/2/4 воздушных победы, все личные.
17 декабря 1945 погиб в авиакатастрофе во время служебного перелёта.
H.75A-2 сер.№ 158 из состава GC I/5, с октября 1939 и до закончившегося вынужденной посадкой воздушного боя 18 мая 1940 бывший персональным самолётом лейтенанта Эдмона Марена-ля-Месле,
уже проходившего в основном цикле постов. Окраска показана по состоянию на апрель-май 1940.
Эдмон Марен-ля-Месле, 1912 г.р.
Биографическую справку на этого аса можно посмотреть в
одном из старых «извратных» постов, так что здесь я повторяться не буду.
Итоговый боевой счёт 16 подтверждённых побед (5+11) и 4 предположительные (2+2).
боковик из какого-то французского журнала (я не записал какого)
Як-9Т из состава GC 3 “Normandie”, на котором осенью 1943 летал су-лейтенант Ролан де ля Пуап.
Ролан де ля Пуап, 1919 г.р.
В декабре 1939 записался добровольцем в ВВС и был направлен на лётную подготовку, но не успел завершить её и в июне 1940, когда стало известно о грядущей капитуляции, бежал в Англию и записался там в ряды Свободной Франции.
На фронт попал сержантом, а закончил войну капитаном. Плюс во время службы в английской части проходил в ней как сержант RAF.
В октябре-ноябре 1940 воевал в Габоне в составе Groupe Mixte de Combat №1, но (лично мне) не понятно в каком качестве. Возможно, в наземном персонале (т.к. именно он руководил организацией аэродрома для истребительной эскадрильи группы после её выгрузки в Камеруне).
В декабре 1940 и, возможно, январе 1941 воевал в Западной Пустыне в составе Groupe Réservé de Bombardement №1, летал воздушным стрелком на Blenheim IV, побед не имел.
Потом был отозван в Англию, отучился в OTU и стал лётчиком-истребителем.
С февраля 1941 по август 1942 воевал в составе 602-го сквадрона RAF, летал на Spitfire Mk.I, Mk.IIa и Mk.Vb и на последней модификации одержал 1/0/1 воздушные победы.
Узнав о формировании GC 3 “Normandie”, вызвался добровольцем и принял участие во всех трёх «боевых турах» этой части: с марта по ноябрь 1943, с мая по ноябрь 1944 и с января по май 1945. Летал на Як-1, Як-9 и Як-3 и одержал 15 подтверждённых воздушных побед (6+9) и 1 предположительную (в группе).
Итоговый боевой счёт 16 подтверждённых побед (7+9) и 1 предположительная (0+1).
боковик из “Les pilotes de chasse français 39-45” от издателей АэроЖурнала
Як-3 из состава GC 3 “Normandie”, осенью 1944 бывший персональным самолётом аспирана Жака Андре.
Личная эмблема пилота, напоминающая о его спортивном прошлом.
Жак Андре, 1919 г.р.
Начало войны встретил курсантом лётной школы, в феврале 1940 стал пилотом-инструктором, в июне - лётчиком-перегонщиком для эвакуации самолётов в Северную Африку, а первое строевое назначение получил уже в ВВС Перемирия.
На фронт попал сержантом, службу режиму Виши закончил сержант-шефом, а в СССР отправлен в чине аспирана и в нём же закончил войну.
В июне-июле 1941 в составе GC II/3 воевал в Леванте, летал на D.520, побед не имел.
В 1942 году в Алжире в составе той же части участвовал в редких вылетах на перехват нарушителей воздушного пространства, летал на D.520 и одержал 1 победу (в группе).
В ноябре 1942 во время десанта Союзников GC II/3 тоже получила запрет на полёты и потому в боях не участвовала.
В середине 1943 в Северной Африке проходил набор пилотов, желающих воевать в России, и Жак Андре вызвался добровольцем.
В составе GC 3 “Normandie” он провёл два «боевых тура»: с мая по ноябрь 1944 и с января по май 1945, летал на Як-9 и Як-3 и одержал 15 подтверждённых (11+4) и 4 предположительные (3+1) победы.
Итоговый счёт 16 подтверждённых побед (11+5) и 4 предположительных (3+1).