Палубные истребители американского производства в боях с немецкими, итальянскими и французскими истребителями
Не далее как вчера камрад
owl_99 завершил выкладку статей из варспотовского цикла «Цвета военного неба», однако остался ещё один материал, принятый редакцией аккурат перед остановкой работы сайта, а потому не опубликованный
Во время Второй мировой главным и основным театром военных действий для американского флота вообще и его палубных истребителей в частности был, разумеется, Тихий океан, где «уайлдкэты», «хеллкэты» и «корсары» прославились многочисленными победами в воздушных боях с японской авиацией, а также хаосом и разрушением, которые они сеяли при штурмовках морских и наземных объектов. На этом фоне атлантические и средиземноморские операции USN несколько теряются, но и там они внесли свой вклад в победу коалиции.
Мы рассмотрим лишь один аспект боевых действий на европейском (в широком смысле) театре войны, а именно воздушные бои американских палубных истребителей с «неяпонскими» береговыми истребителями. А чтобы рассказ не получился совсем уж коротким, к деяниям пилотов USN добавим результаты боевой работы частей FAA, вооружённых ленд-лизовской техникой.
Американские авианосцы в войне с Германией
Официально Соединённые Штаты вступили в войну только после Перл-Харбора, однако к тому моменту их Атлантический флот уже несколько месяцев как участвовал в боях с Германией.
Введение в октябре 1939 года Нейтрального патруля само по себе было антигерманским актом, но до поры «янки» сохраняли хотя бы видимость нейтралитета, окончательно отбросив его летом 1941, когда от простого наблюдения за 300-мильной Нейтральной зоной перешли к сопровождению британских атлантических конвоев, а там дело дошло и до применения оружия: в сентябре того же года американские эсминцы провели первую атаку немецкой подводной лодки.
F4F-3 из состава эскадрильи VF-5 с авианосца «Йорктаун», 1941 год.
В числе прочих боевых кораблей, задействованных в Нейтральном патруле и эскортировании конвоев, имелись и авианосцы «Рейнджер» [CV-4 Ranger], «Уосп» [CV-7 Wasp] и «Йорктаун» [CV-5 Yorktown]. Последний в декабре 1941-го отозвали на Тихий океан, а два других корабля продолжали нести эскортную службу в Атлантике до лета 1942.
С начала 1943 американские «плавучие аэродромы» возобновили конвойную и противолодочную службу в Северной Атлантике, но уже силами эскортных авианосцев, задействовав в общей сложности 10 таких кораблей, а одиннадцатый действовал в Южной Атлантике, охотясь на подводные лодки и прорывателей блокады.
FM-2 из состава VC-12 с авианосца «Кор» [CVE-13 Core], Северная Атлантика, апрель 1944.
В авиагруппах всех упомянутых кораблей имелись истребители «Уайлдкэт» разных модификаций: сначала это были F4F-3, в середине 1942 их заменили F4F-4, позже появились FM-1 и FM-2. Однако эскортные и тем более патрульные операции проводились только в районах, что были либо вовсе недоступны для немецкой авиации, либо достижимы только силами дальних разведчиков, поэтому сколько-нибудь подробные описания выходят за рамки данной работы.
Другое дело несколько боевых походов, проведённых американскими авианосцами в непосредственной близости от неприятельских берегов, но все эти операции выполнялись совместно с Королевским Флотом и будут рассмотрены ниже.
Американские истребители Королевского Флота
FAA, подобно RAF или Королевскому Бронетанковому Корпусу, в годы Второй мировой широко использовали импортную технику. Каждые два из пяти самолётов-истребителей были получены из США либо в результате прямых закупок начала войны, либо по программе ленд-лиза. Если смотреть по типам, то «Корсар», «Хеллкэт» и «Мартлет»/«Уайлдкэт» занимают второе-четвёртое места по объёмам поставок, уступая только «Сифайеру».
Четвёртый американский тип таким успехом похвастаться не мог: моряки получили всего 27 истребителей «Брюстер» модели B.339B (аналог F2A-2 без палубного оборудования), исходно заказанных Бельгией, но после её капитуляции перенацеленных сначала во Францию, а потом на британские острова, где им присвоили обозначение «Буффало» Mk.I, такое же, как и у машин специальной «британской» модели B.339E. В июле 1940 года первые «буйволы» попали в строевые части, но из-за малочисленности, невысоких лётных данных и непригодности к палубному использованию нашли крайне ограниченное боевое применение.
А вот экспортную версию более современного и совершенного F4F английские моряки заказывали уже целенаправленно. При принятии на вооружение самолёту дали имя «Мартлет» («Ласточка»), но в январе 1944 сменили его на американское «Уайлдкэт». Первые четыре варианта «ласточек» представляли из себя продукцию фирмы «Грумман» (модели G-36A, G-36B, F4F-3A и F4F-4B), а «дикими котами» за номером 5 и 6 стали FM-1 и FM-2 выпуска «Дженерал Моторс».
«Уайлдкэт» Mk.V JV429 ‘8-N’ из состава 896-й эскадрильи с авианосца «Персьюэр», начало весны 1944.
Британские F4F пошли в строевые части FAA с сентября 1940, в октябре приступив к боевому дежурству в ПВО базы флота в Скапа-Флоу, а палубные походы начав с апреля следующего года. С «больших» авианосцев их списали в 1944, а служба на «эскортниках» продолжалась до самого конца войны. Всего в сопровождении атлантических, гибралтарских и северных конвоев поучаствовали «мартлеты» и «уайлдкэты» 21 эскадрильи на 15 авианосцах. Эти походы не предусматривали захода в зону действия вражеских истребителей, поэтому рассказ о них выходит за рамки этой статьи, а об остальных операциях будет сказано чуть ниже.
Тем временем, «дикого кота» на производственных линиях «Грумман» сменила «адская кошка». Новый истребитель тоже поставлялся по ленд-лизу, и поначалу британцы назвали его «Гэннетом», но потом решили не множить сущности и оставить американское имя как ему, так и четвёртому и самому массовому ленд-лизовскому истребителю FAA.
Два конкурента, «Хеллкэт» и «Корсар» встали в строй летом 1943, а в конце года начали корабельную службу. Оба типа ходили как на эскадренных, так и на эскортных авианосцах, однако к конвойным и противолодочным операциям привлекались лишь в единичных случаях. Основным полем деятельности для обоих стал «японский» фронт, но и на «германском» повоевать им тоже довелось.
Авианосцы Западного фронта
Если не считать эскортирования конвоев и противолодочного поиска, единственной задачей авианосцев в Северной Атлантике в период активной службы ленд-лизовских истребителей в английской морской авиации стали рейды к берегам Норвегии.
Участие «американцев» в них открыла проведённая в середине сентября 1941 года набеговая операция «Викториеса» [HMS Victorious] с «Мартлетами» Mk.I и первыми («нестандартными») Mk.II 802-й эскадрильи на борту. Одной из целей этого похода была атака транспортных судов в Вест-фьорде и окрестностях Будё и удары по береговым целям там же (операция «EGV.2»). Однако с точки зрения использования импортной техники это оказался разовый эпизод, продолжения которого пришлось дожидаться почти два года, зато потом маховик начал постепенно раскручиваться.
Второй и третий походы состоялись в июле 1943 в рамках операций «Камера» и «Правитель» [Camera & Governor], подразумевавших демонстративные выходы Флота Метрополии к берегам Норвегии для отвлечения внимания противника от высадки на Сицилии. В обоих случаях задействовали «Мартлеты» Mk.II и Mk.IV 881-й эскадрильи, в начале месяца ходившей на «Фьюриесе» [HMS Furious], а в конце на «Юникорне» [HMS Unicorn]. В третьем походе также участвовал «Илластриес» [HMS Illustrious] c «Мартлетами» Mk.IV 878-й и 890-й эскадрилий на борту.
Четвёртый поход в октябре 1943 стал единственным за всю войну «норвежским» рейдом американского авианосца: самолёты «Рейнджера», в том числе F4F-4 из состава эскадрильи VF-4 тогда «ударяли» по судоходству в районе Будё в рамках операции «Лидер» [Leader].
«Корсар» Mk.II JT590 ‘P’ из состава 1842-й эскадрильи с авианосца «Формидебл», повреждённый зенитным огнём во время одного из боевых вылетов операции «Гудвуд» [Goodwood] в августе 1944.
В 1944 и 1945 годах «набеги» стали более частыми и, если говорить только об «американцах», то в 33 боевых походах приняли участие в общей сложности четыре истребительные и 11 смешанных эскадрилий, имевших на вооружении «Уайлдкэты» Mk.V и Mk.VI и, весной-летом 1944-го, ещё три эскадрильи «Хеллкэтов» Mk.I (F6F-3) и четыре «Корсаров» Mk.II (F4U-1a). Все вместе они ходили на пяти «больших» авианосцах и 12 эскортных.
Все операции 1944-45 гг были направлены на решение одной-двух из четырёх типовых задач: проведение минных постановок, борьба с судоходством, бомбо-штурмовые удары по береговым объектам (как второстепенным целям) и попытки вывести из строя линкор «Тирпиц». Кроме того, британцы провели ещё пару ударов по портам и базам подводных лодок и весной-летом 1944 для отвлечения сил противника от Нормандии сделали несколько демонстративных рейдов, имитирующих подготовку к десанту в Нарвике.
По логике, если не во всех, то в большинстве из этих походов можно было ожидать противодействия со стороны «ягдваффе», но на деле численность авиационной группировки Люфтваффе в Норвегии оказалась недостаточной для надёжного прикрытия всего побережья. Поэтому за всё время участия в набеговых операциях палубные истребители американского производства поучаствовали лишь в двух результативных воздушных боях с «ягерами» противника.
Первый инцидент произошёл в ходе проведения операции «Крокетные воротца» [Hoops] (7-9 мая 1944) - рейда трёх «эскортников» для борьбы с прибрежным судоходством в секторе Кристиансунн - остров Госса (Госсен), дополненного ударами по нескольким береговым целям в том же районе. «Страйкер» [HMS Striker] со «свордфишами» и «си-харрикейнами» обеспечивал ПВО и ПЛО ордера, а авиагруппа «Эмперора» [HMS Emperor] в составе 800-й и 804-й эскадрилий «Хеллкэтов» Mk.I являлась основной ударной силой. Cамолёты этого типа впервые на «германском» театре использовались в качестве истребителей-бомбардировщиков, так что их пилоты толком не успели обучиться бомбометанию с пикирования.
«Хеллкэт» Mk.I JV102 ‘E-B’ из состава 800-й эскадрильи, сфотографированный в мае 1944 во время старта с «Эмперора».
Сопровождать «бомбовозы» к цели по плану должны были «Сифайеры», но в последний момент Адмиралтейство отправило все три «эскортника» с этими истребителями на Средиземное море, поэтому третьим задействованным авианосцем стал только что вернувшийся из «норвежского» рейда «Сёрчер» [HMS Searcher] с 882-й и 898-й эскадрильями «Уайлдкэтов» Mk.V на борту. В итоге сложилась достаточно странная ситуация, когда устаревшие истребители прикрывают своих более современных и совершенных собратьев, работающих по истребительно-бомбардировочному «профилю», тогда как обычно всё было с точностью до наоборот.
«Горячая» часть операции началась утром 8 мая, когда с разницей в полчаса стартовали две восьмёрки «хеллкэтов», к которым пристроилось такое же число «уайлдкэтов» эскорта. Поиск лётчиков 800-й увенчался относительным успехом: в 15 милях юго-западнее Кристиансунна они обнаружили конвой и пошли в атаку, но сумели повредить только один из транспортов, да и то не были в этом твёрдо уверены - сказался недостаток подготовки. «Уайлдкэты» эскорта (из состава 882-й эскадрильи) тоже поучаствовали в атаке и во время штурмовки потеряли два самолёта сбитыми огнём корабельных зениток (один пилот попал в плен, второй - герой «Пьедестала» лейтенант Котчинг, о котором будет ещё сказано ниже, погиб).
Потратив все бомбы и часть боекомплекта, истребители встали на обратный курс и, возможно, разделились, потому об участии в дальнейших событиях «уайлдкэтов» ничего не известно. А на восьмёрку «хеллкэтов» свалилась сверху шестёрка немецких истребителей из состава 10./JG 5, взлетевшая по тревоге с аэродрома Госсен.
Bf 109G-2/R-6 из состава 10./JG 5, аэродром Госсен, лето 1944.
По свидетельству знаменитого лётчика-испытателя Эрика Брауна [Eric M. Brown], летавшего на всех британских флотских машинах и многих иностранных и трофейных, F6F-3 по характеристикам был равен Bf 109G-6, не уступая ему на вертикалях и немного превосходя на горизонталях, а также в эффективности вооружения. Поэтому в единоборстве американский «палубник» имел некоторое преимущество, для реализации которого, однако, пилоту пришлось бы пролить немало пота.
В то же время Fw 190A-4 превосходил «Хеллкэт» в скорости на 30 миль/ч, немного уступая ему в скороподъёмности. Оба истребителя были высокоманевренны и хорошо вооружены и соотношение характеристик выходило настолько сбалансированным, что решающим фактором для победы в бою становилось мастерство пилота.
Результаты единственного реального боестолкновения вполне соответствовали этим теоретическим построениям: ценой потери одного «Хеллкэта» - суб-лейтенант Ральф Томпсон [Ralph L. Thompson] выпрыгнул с парашютом, но погиб в море - британцы добились трёх воздушных побед. Лейтенанту Блайту Ричи [Blyth Ritchie] засчитали сбитый Fw 190, суб-лейтенанту Джону Девитту [John G. Devitt] - Bf 109, а ещё одного «худого» разделили между собой суб-лейтенанты RNZNVR Тревор Хоар [Trevor H. Hoare] и Айван Скейнс [Ivan D. Scanes].
Данные противника о том же бое не подтверждают потери «Фокке-Вульфа», но два Bf 109G-2 действительно были сбиты (оба лётчика погибли). Со своей стороны, немцы тоже засчитали три воздушные победы, то есть, как и потери, «оверклайм» у них оказался выше.
здесь и далее боковики за авторством М.Быкова aka
owl_99
«Хеллкэт» Mk.I JV132 ‘E-F’ из состава 800-й эскадрильи FAA с авианосца «Эмперор», на котором лейтенант Блайт Ричи участвовал в воздушном бою 8 мая 1944. Самолёт несёт стандартный британский морской камуфляж для средних широт из серо-зелёного («сланцевого») Dark Slate Grey и серо-синего Extra Dark Sea Grey на верхних и боковых поверхностях при светлых зеленовато-серых Sky нижних, но выполненный не английскими красками, а их американскими эквивалентами. На капоте сохранился временный номер (цифровая часть «серийника»), нанесённый при подготовке партии истребителей к поставке в Англию.
Во втором зафиксированном воздушном бою «котов» с «мессерами» с немецкой стороны также участвовал 10-й штаффель JG 5 с аэродрома Госсен, только это была уже другая эскадрилья (бывшая 7-я) и летала она на истребителях более поздних моделей Bf 109G-6 и G-14/AS.
Случилось это в ходе проведения операции «Префикс» [Prefix] - дневного удара по судоходству в секторе между Тронхеймом и Кристиансунном, бывшего одной из задач рейда четырёх эскортных авианосцев к берегам Норвегии 24-29 марта 1945 года.
«Панчер» [HMS Puncher] в этом походе нёс только ударные машины, на «Найране» [HMS Nairana] и «Куин» [HMS Queen] базировались 835-я и 853-я смешанные эскадрильи, в составе которых имелось по одному истребительному флайту на «Уайлдкэтах» Mk.VI, а авиагруппа «Сёрчера» состояла из 882-й истребительной на «котах» того же «марка».
Несмотря на плохую погоду, работать решили по первоначальному плану, и утром 26 марта на охоту отправились «Эвенджеры» Mk.II 853-й эскадрильи, эскортируемые восьмёркой «уайлдкэтов» 882-й.
Вопреки надеждам море оказалось пустынным, и вместо ожидаемого конвоя в районе поиска нашлась лишь пара «торговцев» к северу от Кристиансунна, которые и стали объектом атаки палубных бомбардировщиков. Но едва «мстители» сбросили бомбы, как из низких облаков прямо в лоб «диким котам» выскочила группа «мессершмиттов» числом от 6 до 9 машин по одному из британских отчётов и 8-10 по другому.
Bf 109G-6 из состава 10./JG 5, аэродром Госсен, март-апрель 1945.
Кэптен Браун рассматривал сценарий единоборства «Мартлета»/«Уайлдкэта» с Bf 109 на примере разных модификаций. Mk.II по сравнению с моделью F однозначно выигрывал в маневренности и вооружении, но поигрывал в скорости около 60 миль/ч. Поэтому, пусть он и был лучше непосредственно в «догфайте», но инициатива по вступлению в бой и выходу из него принадлежала противнику, а значит в целом у того шансов на победу было заметно больше. Однако с уменьшением высота боя уменьшалось и преимущество немецкого истребителя.
Mk.VI, самый совершенный из «уайлдкэтов», всё также мог переманеврировать «Мессершмитт», но по остальным характеристикам «немец» к модели G-6 настолько далеко шагнул вперёд, что способен был просто нарезать круги вокруг американца. Поэтому F4F уже никак не мог считаться ровней Bf 109, а наилучшие шансы на успех у его пилота появлялись только в ситуации, если противник сам ввяжется в маневренный бой. И именно по такому сценарию пошёл единственный результативный воздушный бой шестых «кошек» с «густавами».
Сама встреча оказалась внезапной для обеих сторон, поскольку даже если немцев наводили на цель по данным радара, выход вплотную, да ещё на встречных курсах нельзя назвать оптимальным для вступления в бой. Разойдясь бортами после скоротечной и безрезультатной первой атаки, противники закрутили «догфайт» на малой высоте, наиболее оптимальной для «грумманов» и под плотным слоем облачности, мешающей «мессерам» сражаться на вертикалях.
В таких условиях устаревшие истребители показали себя с наилучшей стороны, за 10 минут отправив вниз три Bf 109: первым разделался с противником суб-лейтенант Алан Уомэк [Alan F. Womack], затем своего «германца» совместно сбили суб-лейтенанты Рональд Мур и Джон Харрисон [Ronald F. Moore & John A.P. Harrison], а последним отличился командир эскадрильи лейтенант-коммандер Рональд Бёрд [Ronald A. Bird]. В добавок к сбитым Бёрду и Харрисону засчитали ещё по одному повреждённому Bf 109.
«Уайлдкэт» Mk.VI JV768 ‘S-X’, из состава 882-й эскадрильи с авианосца «Сёрчер», на котором суб-лейтенант Рональд Мур участвовал в воздушном бою 26 марта 1945.
Немецкие данные подтверждают, что в том бою были потеряны три «мессершмитта»: один лётчик погиб, второй раненым выпрыгнул с парашютом, а третий сел на воду у берега. Ещё один истребитель потерпел аварию при посадке, пилот остался цел, а повреждения самолёта оценили в 25%.
Зато вернувшиеся на базу немецкие лётчики заявили аж шесть сбитых «мартлетов» и один «Эвенджер», но, насколько известно, формального подтверждения эти заявки не получили. Единственной потерей англичан, которую хотя бы в теории можно к ним притянуть, оказалась «Барракуда» Mk.III из состава 821-й эскадрильи с «Панчера», не вернувшаяся из противолодочного патрулирования вперёд по маршруту движения авианосцев.
Таким образом, бой фактически закончился для пилотов Люфтваффе «сухим» поражением. Единственным их реальным успехом стало повреждение одного из «котов», но несмотря на полностью оторванный правый стабилизатор, эктинг-суб-лейтенант Джон Пуллен [John F. Pullen] сумел благополучно посадить свой истребитель на палубу. После ремонта машина вернулась в строй.
Повреждённый «Уайлдкэт» Mk.VI JV719 ‘S-B’ эктинг-суб-лейтенанта Пуллена.
Ни одна из сторон в описаниях боя не упоминает столкновений, но если судить по отсутствию пулевых пробоин в обшивке повреждённого самолёта и внешнему виду погнутого «огрызка» лонжерона, имел место лобовой «таран». Возможно, кто-то из немцев рубанул законцовкой крыла по хвосту «Уайлдкэта» во время первой атаки, или это произошло потом, когда началась «карусель» на виражах.
Из-за ограничения ЖЖ на размер поста, статью пришлось поделить на две части, поэтому продолжение в следующей записи...