... извращения (358)

May 05, 2022 11:30


чуть изменённый (б/н другой) боковик из Мира Авиации № 3/93


Ла-11, который был персональным самолётом командира 351-го иап полковника Валентина Николаевича Макарова, ПВО Шанхая, весна-лето 1950.

[__био__]

Макаров Валентин Николаевич, 1919 г.р.

Родился в Крыму, там же окончил 7 классов школы, а потом учился в ФЗУ и работал на морском заводе им. Орджоникидзе в Севастополе, параллельно посещая городской аэроклуб.
        В 1937 в Симферополе прошёл 6-месячный курс подготовки на У-2 в 1-й школе гражданских пилотов Осоавиахима [так школа называлась в 1931], после окончания которого его в числе лучших курсантов отобрали для дальнейшего обучения в Качинской (1-й) военной школе пилотов.
        Там он начал на тех же У-2, затем пересел на Р-5 и наконец на И-16. Выпустился в апреле 1939 и получил первое строевое назначение.

Звания: октябрь 1937 - курсант; весной 1939 - младший лейтенант; где-то в ноябре-декабре 1941 - лейтенант; в 1942 (не позднее июля) - старший лейтенант; где-то между августом и октябрём 1942 - капитан; где-то между августом 1943 и июлем 1944 - майор; где-то между августом 1944 и весной 1945 - подполковник; где-то между 1946 и 1950 - полковник; в 1954 - генерал-майор.

Части и кампании (1): с апреля (мая?) 1939 служил младшим лётчиком в составе 16-го иап (базировался под Москвой, летал на И-16, а весной 1941 пересел на МиГ-3). Был в списках на отправку на Халхин-Гол, но эта командировка так и не состоялась.
        В начале 1940 окончил курсы командиров звеньев в Чугуеве и получил соответствующую должность в своём полку, а в начале мая 1941 убыл в Конотоп на курсы подготовки заместителей командиров эскадрилий.
        23.6.41 из слушателей курсов и их постоянного состава сформировали эскадрилью, а 28-го она вылетела на запад ближе к фронту, добравшись до места назначения вечером 29-го. И где-то в эти дни инструкторско-курсантская эскадрилья вошла в состав отдельной Полтавской ИАГ. В этой части В.Н.Макаров летал на И-16 в должности командира звена.
        В первых числах октября 1941 на базе авиагруппы сформировали 512-й иап, который позже (3.2.43) был преобразован в 53-й гиап. Его вооружили истребителями ЛаГГ-3, и на этом типе комзвена 1-й эскадрильи В.Н.Макаров начал летать с 4 октября, а с 7-го вместе с другими лётчиками полка он возобновил участие в боевых действиях.
        Всего на лавочкиных он одержал 6 побед лично, 3 в паре и 2 в группе и в 1942, не позднее июня, стал замкомэска.
        25-30 июля полк прошёл переучивание на Як-1 без отвода в тыл. И на этом типе Макаров, ставший комэском в конце лета, или начале осени 1942 одержал ещё 13 побед лично, 2 в паре и 3 в группе. Итого за время службы в полку 19 побед лично, 5 в паре и 5 в группе.
        27.7.43 лётчик пошёл на повышение и был назначен командиром 176-го иап, вообще вооружённом Як-1, но в августе-сентябре 1943 получившим для восполнения потерь некоторое число Як-7б.
        В 12~21.7.44 и потом в 9.9.~24.11.44 полк находился в резерве ставки и в боевых действиях не участвовал. Во втором случае передышкой воспользовались для смены Як-1 на новые Як-3. До этого перевооружения комполка одержал 4 победы (из них как минимум одна на Як-7б), а после него ещё 5, то есть всего за время службы в 176-м он записал на свой счёт 9 сбитых, все лично.
        А всего за время войны В.Н.Макаров совершил 638 боевых вылетов, провёл 165 воздушных боёв и одержал 28 побед лично и 10 в группе (точнее, пять в паре и столько же в группе).

Победы: 1-я личная - 20.11.41; 5-я - 27.5.42; 10-я - 20.10.42; 15-я - 22.12.42; 20-я - 4.10.43; 28-я и последняя - 1.5.45.

Награды за Великую Отечественную (в порядке старшинства):
    - Золотая Звезда Героя Советского Союза - 28.1.43 (вручена 1.2.43);
    - два Ордена Ленина - первый 15.8.42 (вручён 26.10.42) и второй «в нагрузку» к ГСС;
    - три Ордена Красного Знамени - 6.11.41, 9.12.41 (оба вручены 15.1.42) и 1.7.45;
    - Орден Александра Невского - 27.7.43 (вручён 10.8.43);
    - Орден Отечественной Войны 1-й степени - 10.7.44 (вручён 30.7.44);
    - медаль «За оборону Сталинграда» - 22.12.42;
    - медаль «За взятие Берлина» - 09.06.45;
    - медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» - 23.6.45;
    - польский Krzyż Walecznych.

После окончания войны оставался на должности командира 176-го иап до 31.12.45, а потом получил новое назначение.

Сведениями по 1946-1949 гг я не располагаю, за исключением факта окончания асом Высших офицерских лётно-тактических курсов в 1947 году.

А то ли в марте 1950, то ли к марту он стал командиром вооружённого истребителями Ла-11 351-го иап в Приморском Военном округе (аэродром Дальний, он же Далянь) и в том же месяце повёл свой полк на прикрытие района Шанхая.

Части и кампании (2): с 7 марта по 1 августа 1950 351-й иап стоял на боевом дежурстве в системе ПВО Шанхая, тем самым принимая участие в войне материкового Китая с Тайванем.

Потом полк вернулся обратно в Манчжурию.

Части и кампании (3): а с 23.6.51 по 18.2.53 полк участвовал в Корейской войне как ночной истребительный и был вооружён сначала теми же Ла-11, а с февраля 1952 пересел на МиГ-15.

Награды после 1945 (кроме юбилейных): два Ордена Красной Звезды (даты награждений мне не известны); орден «За службу Родине в Вооружённых Силах СССР» 3-й степени (очевидно, в феврале 1975); медаль «За боевые заслуги» (в 1947 за выслугу лет).

В феврале-марте 1953 завершивший «боевой тур» 351-й перебазировался с Дальнего Востока под Ленинград.

О дальнейшей службе В.Н.Макарова данных не имею, за исключением того, что в 1956 он окончил Военную академию Генерального штаба.

Генерал-майор Макаров уволился в запас 5.3.75.
        Скончался 20.5.78.



послевоенные асы, извраты, самол.Ла, ww3, Россия, aviation art, асы WW2, Китай

Previous post Next post
Up