... извращения (315)

May 07, 2020 10:30


найденный в сети боковик за авторством Рика Кента


F2H-1 сер.№ 123003 из состава VF-171, на котором лейтенант Дин С. Лэрд в августе 1949 летал во время палубных квалификационных испытаний истребителей этого типа на авианосце CVB-42 Franklin D. Roosevelt.



[__био__]

Дин-Самьюэл Лэрд, 1921 г.р.

19 декабря 1941, меньше чем через две недели после Перл Харбора, записался во флот на лётную подготовку и с 2 января 1942 приступил к обучению на NAS Oakland (Калифорния). Позже был переведён во Флориду, сначала на NAS Pensacola, а потом на NAS Miami и 21.10.42 был поименован морским авиатором.
        За время обучения полетал на N2S, N3N, SNV, OS2U, SNJ и F2A.

Звания: 11.8.42 [здесь и далее приводятся даты вступления званий в силу] - энсин; 1.7.43 - лейтенант-джуниор-грейд; 1.10.44 - лейтенант.

Части и кампании: в ноябре 1942 получил назначение в VF-41, но присоединился к ней только в декабре, когда часть вернулась из боевого похода (высадка в Северной Африке). Авианосец (CV-4 Ranger) пошёл в ремонт, а его истребительная эскадрилья базировалась на NAS Norfolk (Виргиния) и тренировалась на F4F-4. На корабль она вернулась в марте и продолжила тренировки на нём.
        4.8.43 41-я истребительная была переименована в VF-4 [это на самом деле было её исходное название, которое она носила до марта 1941], а в остальном ничего не поменялось.
        19 августа «Рейнджер» пришёл в Скапа Флоу и был включён в состав британского Home Fleet’а. В сентябре последовали совместные учения с англичанами, и в начале следующего месяца зафиксированный налёт Лэрда превысил 536 часов. 4 октября американцы провели рейд на норвежский порт Буде, и во время этой операции патрульная четвёрка «Уайлдкэтов» перехватила и сбила два немецких разведчика - это были единственные победы авиагруппы CVG-4 в европейских водах, и Лэрд поучаствовал в обеих получив ¾/0/0 на личный счёт, а впоследствии оказался единственным асом USN во Второй Мировой войне, сбивавшим не только японские, но и немецкие самолёты.
        В декабре авианосец вернулся в США и высадил свою авиагруппу в NAS Quonset Point (Род-Айленд). 16.4.44 VF-4 формально открепили от «Рейнджера», три дня спустя перевели на расширенный штат в 36 самолётов при 54 лётчиках, а в мае перебазировали на NAAS Ayer (Массачусетс) и перевооружили на F6F-3.
        8.7.44 эскадрилью перебросили в Сан Диего (Калифорния), а оттуда морем в Перл Харбор (21 июля) и разместили на NAAS Hilo (на другом острове). Там она осенью 1944 сменила «Хэллкеты» третьей модели на пятую и 14 октября была переведена на 64-самолётный штат, а к концу месяца Лэрд довёл свой зафиксированный налёт до 1049 часов.
        4 ноября 4-ю авиагруппу принял на борт в Перл Харборе только что закончивший профилактический ремонт CV-17 Bunker Hill, уже на следующий день ушедший ближе к фронту. Но на переходе авианосец получил штормовые повреждения, поэтому он высадил авиагруппу на временной базе флота на атолле Улити, а сам убыл в США на ремонт.
        Там VF-4 перевели на 44-самолётный штат, но путём простого сокращения «излишков», а не выделения новой истребительно-бомбардировочной эскадрильи с тем же номером, как это обычно тогда практиковалось.
        А 19 ноября её принял CV-9 Essex, активно участвовавший в последующих боях: бомбардировка японских позиций и аэродромов на о-ве Лусон 20-25.11.44 (у Лэрда тогда была 1 победа) и 11-18.12.44; рейд на японские базы на о-вах Формоза, Рюкю, Лусон, в Индокитае и Гонконге 30.12.44-22.1.45 (у Лэрда 1/0/1 побед над Хайнанем в январе), удары по Токио и Йокогаме (у Лэрда последние 3 победы) и обеспечение высадки на о.Иводзима (11.2.-2.3.45).
        9.3.45 VF-4 завершила свой «боевой тур» и была высажена на берег, а 4 апреля её расформировали.
        Под конец службы в 4-й эскадрилье Лэрд занимал должность её Assistant Gunnery Officer’а, но когда его поставили на этот пост мне не известно.

В мае-июне 1945 он служил лётчиком-испытателем в CASU-6 [Combat Aircraft Service Unit; ведала ремонтом и обслуживанием самолётов] на NAAS Crows Landing в Калифорнии и облётывал в тот период аппараты разных типов, в т.ч. F4U, SNB, SB2C, GB и GH.
        А в июле его назначили Operations Officer’ом XVF-200 [Experimental Development Squadron] на NAS Brunswick (Мэн). Эта эскадрилья участвовала в экспериментах по отработке тактики противодействия камикадзе и «играла» как за нападение, имитируя атаки на корабли, так и за оборону. На момент формирования (июнь 1945) она располагала 30 F6F-5 (осенью их заменили на такое же число F8F), 4 F4U-4 (Лэрд летал на одном из них) и двумя трофейными «Зеро».

Победы: 1-е две групповые победы (=¾) - 4.10.43; 1-я личная - 25.11.44; 4-я и 5-я личные - 17.2.45. Всего за войну 5¾/0/1 воздушных побед.

После завершения боевых действий тактические изыскания продолжились, но на другой авиабазе (NAAS Fentress в Виргинии) и уже без связи с камикадзе. Лэрд тогда полетал на F4U, F6F и F8F.
        15.3.46 XVF-200 была переформирована в VF-58 [формально это было расформирование старой части и формирование новой], и Лэрд продолжил службу в ней на прежней должности, за вычетом периода с 19 марта по 29 апреля 1946, когда он исполнял обязанности командира только что сформированной на той же авиабазе VT-58 (тоже опытовой, только на ударных машинах).
        15.11.46 VF-58 была переименована в VF-1L, а с 3.4. по 5.5.47 совершила один тренировочный поход на CVL-48 Saipan, летая на истребителя F8F-1.

Летом 1947 во время аттестации офицеров VF-1L инспектор спросил у Лэрда, не хочет ли он перейти на реактивные самолёты. Тот с готовностью согласился и с августа 1947 по сентябрь 1949 служил сначала Flight Officer’ом, а потом Assistant Operations Officer’ом в эскадрилье VF-17A (11.8.48 переименована в VF-171) на NAS Quonset Point.
        Когда он прибыл в часть, она летала на F8F и только-только начала получать первые FH-1, причём крайне низкими темпами (по 2-3 в месяц). Это сильно затянуло перевооружение, так что поршневые истребители остались в использовании аж до 1949 года.
        Для ускорения переучивания четыре пилота (Лэрд с двумя другими лётчиками VF-17A, а также командир CAG-17) отправились в Форт Беннинг, где располагался ВВС’овский центр освоения P-80 [а я ещё думал, откуда у него налёт на этом типе во время службы в VF-17A/171...]. К сожалению, точных дат этой командировки нет.
        Только к весне 1948 набралось достаточное число «Фантомов», и в первую неделю мая эскадрилья с 16-ю машинами провела войсковые испытания на CVL-48 Saipan, за 3 полётных дня совершив 176 вылетов на «боевое применение».
        Летом были ещё два коротких похода на CVB-43 Coral Sea и CV-47 Philippine Sea, а потом лётчики летали с демонстрациями по разным авиабазам.
        В феврале 1949 начались полёты с CVB-42 Franklin D. Roosevelt, а с марта по июнь основным авианосцем стал CVB-41 Midway, но «Рузвельта» эскадрилья тоже использовала. Параллельно на новой береговой базе NAAS Cecil Field (Флорида) она начала перевооружение на F2H-1, полностью завершив его летом.
        В августе лётчики эскадрильи (включая Лэрда) провели палубные квалификационные испытания «Банши» на «Рузвельте», а затем четыре самолёта выделили для показа на Национальных авиагонках в Кливленде (Огайо).
        В официальных соревнованиях они там не участвовали, но провели собственную гонку по дороге на шоу, взлетев 3 сентября с палубы «Мидуэя» у берегов Нью-Йорка, а приземлившись на аэродроме Кливленда. Самым быстрым оказался Лэрд показавший среднюю скорость 476 узлов [морских], что было больше средней скорости F-84E, показанной ими во время официальных гонок, но меньше результата F-86A.

С октября 1949 по октябрь 1950 Лэрд «по обмену» служил флайт-лидером в 84 FS / 78 FG (с 20.1.50 FIS / FIG) на Hamilton AFB (Калифорния) и летал на боевых F-84D и тренировочных T-33, а также отметился (не знаю, в каком качестве) на транспортном C-47.
        В 1950 (возможно, 1 октября) его произвели в лейтенант-коммандеры, а в ноябре того же года назначили Safety Officer’ом и пилотом-инструктором в ATU-2 [Advanced Training Unit] на NAAS Cabaniss Field (Техас), где он прослужил до июля 1951 и полетал за это время на F8F, SNJ и SNB.
        Следующим стало назначение сначала Operations Officer’ом, а потом Training Officer’ом в JTU-1 [Jet Training Unit] на NAAS Kingsville Field (Техас), где он служил с июля 1951 по декабрь 1952 и летал на TV-1 и TV-2.

Далее было обучение в Navy Line School с декабря 1952 по июль 1953 и полёты на F6F, SNB и SNJ для поддержания навыков пилотирования.

А с июля 1953 по январь 1955 Лэрд был Executive Officer’ом VF-51 и летал на тренировочных TV-2 и боевых F9F-6 и/или -8. Береговая база эскадрильи у меня почему-то не записана, а палубный поход в указанный период был только один - 12.3.-19.11.54 на CVA-47 Philippine Sea в западную часть Тихого океана, во время которого прошёл как минимум один воздушный бой с китайскими истребителями, но не знаю, участвовал ли в нём Лэрд.
        Далее с января 1955 по апрель 1956 он был Assistant Air Boss’ом [заместителем руководителя полётов] на CVA-10 Yorktown, в процессе будучи произведён в коммандеры 1.1.56. А в свободное от основных занятий время он летал тогда на самолётах F9F-5, -6 и -8, FJ-3 и JR-3.
        С мая 1956 по август 1958 был замначштаба по операциям в ВВС’овской 85 Air Division (Defense) и в указанный период полетал на T-33, C-41, C-47, L-20 и L-27.
        С сентября 1958 по январь 1959 был Training Officer’ом в VRF-32 [Aircraft Ferry Squadron] и за это время выполнял тренировочные, провозные и перегоночные полёты на A4D, F4D, F9F, F11F, F8U, TV-2 и SNB.
        С января 1959 по март 1960 был Executive Officer’ом VF-121 [несмотря на «боевое» название это был «запасной полк»] на NAS Miramar (Калифорния) и летал на F3H, F11F и F9F.
        С марта по октябрь 1960 командовал VF-213 на NAS Moffett Field (Калифорния) и летал на F2H и F9F.
        С декабря 1960 по январь 1963 был Air Operations Officer’ом 1-й дивизии авианосцев и в свободное время летал на TF, SNB, F3H, F9F, A3D и TV-2.
        С февраля 1963 по январь 1965 служил Aircraft Maintenance Officer’ом авиабазы NAS Miramar (Калифорния) и в указанный период отметился полётами на C1A, T2A, F3H, F4H, F8U, F9F и C-45.
        С января 1965 по январь 1968 занимал должность Chief of Staff for Operations в RCVW-12 [Readiness Carrier Air Wing] и летал на F-8, F-9, T-1, F-5, A-4, T-28, F-4, A-6 и A-7.
        В январе 1968 вернулся в VRF-32 на должность Executive Officer’а и служил там вплоть до выхода в отставку 30.6.71, успев полетать на A-4, A-6, A-7, F-4, F-8, T-1, T-33, S-2, C-47, T-39, P-3, C-130, C-1, T-28, C-54 и C-118.

Однажды в 1968 году Лэрду позвонил друг из Вашингтона, рассказавший о том, что студия «20-й Век Фокс» готовится снимать фильм про атаку на Перл Харбор и собирает для этого группу пилотов с достаточным опытом полётов на tail-draggers’ах, и предложивший поучаствовать.
        В декабре ас взял на службе отпуск и отправился на MCAS El Toro под Лос-Анджелесом, где дислоцировались Fox Air Force (по крайней мере их японская половина). Всего киношники наняли несколько десятков отставников, отпускников и гражданских пилотов, а также нашли некоторое количество «живых» американских самолётов Второй Мировой, а вот японские пришлось переделывать из списанных учебно-тренировочных аппаратов. BT-13 превратили в Val, а AT-6 в Zero и Kate. В первых двух случаях переделки были не слишком большими и не повлияли на лётные данные, а вот для имитации торпедоносцев пришлось заметно удлинить фюзеляж, что привело к изменению центровки и, как следствие, заметному усложнению пилотирования.
        В конце декабря Лэрд поучаствовал в облётах «японцев» всех трёх типов, а потом в их перегонке на NAS Coronado (Сан-Диего), и там самолёты погрузили на игравший роль «Акаги» «Йорктаун».
        В январе сняли сцену предрассветного запуска первой ударной волны во главе с «Вэлом» под управлением Лэрда. Потом съёмки продолжились уже на Гаваях, и там Лэрд кроме всего прочего участвовал в сцене атаки на линкорный ряд, пилотируя один из «Кейтов». Насчёт его полётов на «Зеро» мне ничего не известно, но они также не исключены.
        Суммарный налёт на съёмках «Тора! Тора! Тора!» превысил 4000 часов, более 160 из которых пришлось на долю «Диза» Лэрда.

А всего за время своей авиационной карьеры он налетал 8285 часов (4623 поршневых и 3662 реактивных) и совершил 520 палубных посадок.
        А если рассортировать по классам самолётов, то налёт будет следующим: 5225 часов на истребителях и штурмовиках, 1240 на транспортных и патрульных, 590 на учебных и 1230 на прочих (гражданских).

Всего в его лётной книжке были отмечены 99 типов самолётов (считая с модификациями), и 9.7.2016 туда вписали юбилейный сотый - учебный T-34C, который он облетал в кресле второго пилота.


Награды Д.С.Лэрда (в порядке старшинства):
[Spoiler (click to open)]
        - Distinguished Flying Cross - за бой 17.2.45;
        - Meritorious Service Medal - учреждена 16.1.69 и давалась за заслуги в мирное время
        - пять штук Air Medal - первой наградили за норвежский поход, остальными за «тур» на Тихом океане (среди последних одна была «strike/flight», которую давали не за личный героизм, а за участие в продолжительных операциях);
        - China Service Medal - её давали за службу в Китае и китайских водах с 7.7.37 по 7.9.39 и с 2.9.45 по 1.4.57; Лэрда наградили ей за тихоокеанский поход 1954 года;
        - American Campaign Medal - учреждена как лента, медалью стала в 1947; давалась за службу на «Американском театре» с 7.12.41 по 2.3.46;
        - European-African-Middle Eastern Campaign Medal с одной service star - за норвежский поход;
        - Asiatic-Pacific Campaign Medal c тремя service stars - за участие в трёх кампаниях на Тихом океане (Лусон, Иводзима, третью компанию идентифицировать не могу);
        - World War II Victory Medal - учреждена 6.7.45 как лента, медалью стала 5.2.46;
        - две National Defense Service Medal - учреждена 22.4.53 для всех, состоявших на службе в период “national emergency”, но без участия в боях; первая за службу во время Корейской войны, вторая - Вьетнамской;
        - Korean Service Medal с двумя service stars - давалась всем служившим на территории Кореи с 27.6.50 по 27.7.54; не понятно, почему Лэрд вообще получил эту награду, тем более с двумя звёздами за кампании;
        - United Nations Service Medal (22.11.61 переименована в «United Nations Service Medal Korea») - международная награда, учреждённая 12.12.50; по факту её автоматом вручали всем кавалером предыдущей медали;
        - Republic of Korea War Service Medal - южно-корейская награда, вручавшаяся американским ветеранам Корейской войны в 2000-2003 гг.


чёрно/белый боковик и прорисовка крыла из Naval Fighters №2







Лэрд рулит по палубе «Рузвельта» после посадки 8 августа 1949.

послевоенные асы, извраты, испытатели, cold war, самол.прочие, aviation art, САСШ, асы WW2

Previous post Next post
Up