... извращения (254)

Dec 05, 2018 11:30


переделанный сетевой боковик


Avro 688 Tudor 4 зав.№ 1349 с регистрацией G-AHNP и собственным именем “Star Tiger”, принадлежавший авиакомпании BSAA [British South American Airways]. Это авиалайнер летал на маршруте Лондон - Гавана и сгинул без следа в Бермудском треугольнике 30 января 1948.
        А в этот цикл постов он включен из-за того, что первым номером в списке пассажиров его последнего рейса значился уже упоминавшийся тут эр-маршал Сэр Артур Конингем, летевший из Лондона на Бермуды.

[__ всякие скучные подробности из материалов расследования __]

«Авро Тюдор» [если кто не знает, пассажирская адаптация бомбардировщика «Линкольн», примерно как до того у американцев из B-17 получился 307-й «Стратолайнер», а позже у наших из Ту-16 - Ту-104)] зав.№ 1349 был заложен как Mk.I, а построен по заказу BSAA как Mk.IV (удлиненный фюзеляж и отсутствие отдельного места борт-инженера). 4.11.47 он был впервые облётан заводским экипажем, но из-за плохой погоды полет продолжался всего полчаса. На следующий день был проведен уже полноценный 4½-часовой испытательный полет, по завершении которого экипаж совершил посадку в «Аэропорту Лондона» (то бишь в Хитроу, который был базой BSAA) и передал машину заказчикам.
        6 ноября днем экипаж авиакомпании провел свой испытательный полет, а в 23:00 самолет ушел в свой первый транс-атлантический рейс (до Гаваны через Азоры, Бермуды и Багамы). Обратный рейс завершился 12-го, а в последующие три месяца машина еще 10 раз летала в Вест-Индию и обратно, и к утру 27 января 1948 её формуляр содержал запись о 575 летных часах.

В тот день начался очередной рейс Лондон - Гавана с промежуточными остановками в Лиссабоне и на Азорах и Бермудах. Из Лондона отправлялись 23 пассажира: 16 британцев, 2 чеха, 1 швейцарец и явная семья из 4 человек с отсутствующим, или просто не указанным гражданством (национальностью). Семеро летели до Бермуд, у двенадцати были билеты до Кингстона, Ямайка [вот с этим не понятно, то ли самолет сначала должен был лететь до Ямайки, а потом уже на Кубу, то ли это были билеты с пересадкой на другой борт], и только у четверых пунктом назначения значилась Гавана. Потом в Лиссабоне на борт поднялись еще два мексиканца с билетами до Гаваны.
        Экипаж состоял из 6 человек: трех пилотов, радио-телеграфиста и двух бортпроводниц. Стандарты компании BSAA не предусматривали отдельной должности штурмана, и все её пилоты проходили дополнительную подготовку штурманов-навигаторов, а потом во время длительных рейсов командир экипажа сам распределял между ними обязанности.

Экипаж борта G-AHNP в 11-м транс-атлантическом рейсе:
        1) Командир капитан [это не звание, а принятый в английской гражданской авиации титул квалифицированного КВС] Брайан МакМиллан [Brian W. McMillan], 2912 пилотских часов в RAF и 1674 часа командирства в BSAA;
        2) Первый офицер капитан Дейвид Колби [David Colby], 1690 часов в RAF и 1403 (в т.ч. 1066 командирских) в BSAA;
        3) Второй офицер мистер [т.е. «не КВС» ] Сирил Эллисон [Cyril Ellison], 1210 часов в RAF (в т.ч. 1050 первым пилотом на бомберах) и 699 в BSAA (7 в качестве первого пилота и 692 в качестве второго);
        4) Радио-офицер Роберт Так [Robert Tuck], 14 лет работы радистом на кораблях, потом 4 года службы старшим радио-офицером в диспетчерской службе Северной Атлантики и 1787 часов налета радистом на самолетах BSAA;
        5) “Star girl” (в официальной терминологии BSAA так именовались стюардессы) Линн Клейтон [V.A.M.L.“Lynn” Clayton];
        6) еще одна «Звездная девушка» Шила Николлс [H.S.B.“Sheila” Nicholls].

И летчики, и радист имели большой опыт работы вообще и на бермудском маршруте в частности, но в одном экипаже они прежде не летали.

27.1.48 вылет из аэропорта Хитроу и посадка в Лиссабоне. Во время этого плеча перелета проявился отказ системы отопления кабины (на «Тюдорах» она вообще постоянно глючила), какие-то проблемы с одним из двух компасов и еще несколько мелких дефектов, но (почти) все было исправлено во время ночной стоянки в Лиссабоне.

28.1.48 в 08:45 (здесь и далее время указано по Гринвичу; местное на Азорах -2 часа, а на Бермудах -4) экипаж и пассажиры заняли свои места на борту самолета, но через полчаса командир отменил вылет, объяснив это необходимостью поработать над левым внутренним двигателем (на самом деле его тогда вообще не удалось завести).
        Как оказалось, отказал бензонасос, и после его замены инженерный персонал местного представительства BSAA дал добро на вылет.
        В 11:45 самолет взлетел и благополучно добрался до места назначения - аэродрома Санта-Мария на одноименном острове Азорского архипелага. Во время этого плеча перелета опять проявились дефекты системы отопления и неполадки с тем же компасом. Первую в очередной раз наладили, второй трогать не стали.
        Исходно на Азорах планировалась только 75-минутная для дозаправки и проверки, но когда летчики «Стар Тайгера» и командир также готовящегося к перелету на Бермуды BSAA’шного транспортного «Ланкастриана» G-AGWL “Star Guide” посмотрели прогноз погоды, они дружно решили отложить вылет на завтра.

29.1.48 погода несколько улучшилась, но все равно была не очень, и в первую очередь из-за сильных встречных ветров. Поэтому планы полета для обеих машин предусматривали высоту полета 2000 футов, вместо обычного эшелона 20000, т.к. именно там ветра были наименее неблагоприятны. По договоренности между двумя экипажами, «Стар Гайд» должен был лететь перед «Стар Тайгером» и ежечасно передавать информацию по погоде на маршруте.
        «Ланкастриан» взлетел в 14:22, а «Тюдор» поднялся в воздух в 15:34. Пункт назначения - USAF’овский аэродром Киндли-Филд (нынешний Международный аэропорт Л.Ф.Уэйда) на острове Сент-Девида на Бермудах, расчетное полетное время 12 часов 26 минут с посадкой в 03:56.
        Оба самолета находились в радиоконтакте друг с другом и с наземными станциями (сначала с Азорами, а потом Бермудами). Каждый час они докладывали о своем местоположении. Обычно, расчетном, но несколько раз высчитывали координаты по звездам, на «Тайгере» это сделали в 22:00, 01:00 и 02:00. В 03:00 снова было передано расчетное местоположение, а через 4 минуты станция на Бермудах приняла запрос на пеленг сигнала (просто длительный непрерывный сигнал, который с земли пеленговали и сообщали результат отправителю), но этот самый сигнал оказался слишком слабым. Новый запрос в 03:15 был обработан успешно, и в 03:17 с борта «Тайгера» отчитались о приеме информации (кстати, пеленг почти идеально соответствовал заданному курсу самолета), но это было последнее принятое с него сообщение.
        В 03:50 радио-офицер бермудской станции пытался связаться с бортом, но не получил ответа. Он предположил, что экипаж уже переключился на голосовую связь с диспетчером подхода, но это оказалось не так, поэтому в 04:05 он снова попытался связаться с самолетом, но опять безуспешно, а в 04:40 объявил о чрезвычайной ситуации.
        В 04:55 о ситуации сообщили в поисково-спасательную службу американской авиабазы, и в 07:16 к поискам приступил B-17, оснащенный радиолокатором воздух-поверхность (противокорабельным). В течении дня в были задействованы еще 25 самолетов разных служб. Поисковая операция продолжалась четверо суток до наступления темноты 3 февраля. Всего было совершено 104 вылета с общим налетом 882 часа, но никаких следов пропавшего самолета обнаружено не было. В поисках принимали участие и морские суда, но они также ничего не обнаружили.

Проведенное расследование как всегда выявило целый ворох нарушений, но ни одно из них не могло стать причиной происшедшего. Поэтому причины, обстоятельства и даже время и место гибели авиалайнера так и остались не установленными.



рисунок и так понятного авторства, навеенный гибелью «Стар Тайгера»



Насколько я понимаю, фотографий именно этого самолета не известно, но «Тюдоры» BSAA были почти идентичными:
[Spoiler (click to open)]
Первые две фотографии - это G-AHNN “Star Leopard”, а на третьей G-AHNJ “Star Panther”.












асы WW1, послевоенные асы, извраты, пассажиры, самол.лайнеры 45, Британское Содружество, авиационные генералы, cold war, гражданские асы, aviation art

Previous post Next post
Up