Дорога на Вайгач. Часть 3: лодка "Амдерма-24" и прочее об экспедиции

Aug 08, 2017 23:46

Оригинал взят у varandej в Дорога на Вайгач. Часть 3: лодка "Амдерма-24" и прочее об экспедиции


Рассказав в прошлых двух частях о перелёте из Москвы в Нарьян-Мар и о долгом ожидании в Красном Городе по пути на Вайгач и обратно, пора бы уже сказать несколько слов и об экспедиции в целом. Традиционного "сюжетного" обзора в этот раз не будет - лишь практическая информация и отдельный рассказ о лодке проекта "Амдерма-24", ноу-хау Пети и Наташи sevprostor.

Впервые о том, чтобы посетить Вайгач, я задумался ещё в 2015 году. Вернее, меня едва ли не с детства манили полярные острова и архипелаги, всё то, что называют теперь Русской Арктикой: ведь если северный берег Евразии - это Край Земли, то стало быть острова - за краем? Да и сказывались воспоминания детства об экспедиции моих родителей на Командорские острова, куда меня взяли с собой. Земля Франца-Иосифа, Колгуев и Вайгач, Новая Земля, Белый остров, Северна земля, Новосибирские острова, остров Врангеля... Вайгач из них из всех представлялся мне самым доступным: на нём в принципе есть постоянное население (около 100 человек), туда в принципе можно попасть общественным транспортом (вертолёт за 10000 рублей раз в 2 недели), с материка можно переправиться хоть на байдарке, а из документов нужно только разрешение на въезд в погранзону. К тому же, в 2015-м году я впервые побывал у ненцев, и понял, что хочу посетить Вайгач, в их религии являющийся Меккой и Олимпом. В марте-2016 я был в ближайших к Вайгачу посёлках материка - Амдерме и Каратайке, и в последней увидел вездеходы, везшие груз на Вайгач. И закончив чрезвычайно насыщенный сезон 2016 года, я начал думать об этом путешествии более плотно, уже тогда понимая, что оно на голову сложнее всего, за что мне случалось когда-либо браться. За советом я обратился, конечно же, к Севпросторам, до того бывавшим на Вайгаче то ли дважды, то ли трижды и уже не воспринимавшим его как что-то сложное - за кормой (хотя и не везде они были на собственной лодке) у них лежали Земля Франца-Иосифа и Новая Земля.

2.


На самом деле Севпросторов не двое, а четверо - помимо Пети и Наташи, в их команду неизменно входят Сева и Стёпа. Чёрный саблезубый Сева с усами китайского дракона - "дагестанец собачьего мира", пёс чрезвычайно вспыльчивый и безумно привязанный к хозяевам, которых однако в силу вспыльчивости иногда покусывает; но он и белого медведя покусывал за пятки, что дорогого стоит в тех краях. Белый Стёпа с розовым носом, в противоположность, вообще не умеет ни кусаться, ни лаять, зато отлично плавает и выживает в любой ситуации - прежде он и терялся, и травился, и тонул, но кажется, всех питерских собак ещё переживёт. Ну а с парой собак и ружьём в Арктику ехать не страшно.

3.


И в общем уже не помню, когда точно и как именно, но у меня и ребят возникла идея отправиться на Вайгач вместе. Я обещал культурную программу, и в первую очередь найти дорогу к ненецким храмам, а они - довезти меня до острова и защитить в тундре. Построив лодку и испытав её на Ладоге, в 2015-м году Севпросторы дошли, описав круг по Белому морю, до Архангельска, где оставили её зимовать; на следующий год от Архангельска дошли уже до Нарьян-Мара и оттуда до краешка Новой Земли, ну а теперь собирались идти на Новую Землю на большую часть лета. Лёд с берегов Новой Земли всё равно сходит на пару недель позже, так что задержка на Вайгаче и не казалась даже поначалу чем-то сложным.

4. (с) фото Наташи Богородской (sevprostor).


Ну а за идею побывать на Вайгаче горячо ухватилась Ольга, в автостопной тусовке известная как Тётя Суп, а у меня - как Птица. С ней мы были и на зимних северах, и в песках Туркестана, и в местах на юге от Москвы, что суровее Севера. Но здесь она была нужна мне как ни в одном другом путешествии: Оля 20 лет в туризме, в основном в роли походного завхоза, и были мы с ней тут как Фродо и Сэм - всю подготовку, всё походное хозяйство и большую часть техники безопасности в нашей двойке тянула она, а я лишь решал, куда нам идти.

5. (с) фото Наташи Богородской (sevprostor).


А подготовка тут была действительно страшная, и почти полгода (!) Оля занималась ей почти всё свободное время. Я тоже времени даром не терял и записался по такому случаю в Ленинку - по Вайгачу есть отличные путеводитель, но только не карманного формата: монография "Вайгач - остров арктических богов" под редакцией Петра Боярского издательства Paulsen и её более старая light-версия "Остров Вайгач. Культурное и природное наследие" того же автора. Но последнюю уже нигде не купишь, а первая стоит под 3000 рублей и весит больше, чем мой ноутбук, поэтому самым простым вариантом для меня оставалось записаться в библиотеку да сделать карманный конспект.
Пропуск в погранзону сделать оказалось очень просто - я позвонил в погранслужбу в Архангельске, там мне дали мейл, на который я выслал заполненные бланки, и всего-то через 2 недели (при том что официальный срок ожидания - месяц) мы получили пропуска.
А ближе к делу меня консультировал о реалиях на острове известный всем его жителям Андрей Николаев, у которого, если лень возиться так как мы, можно организовать туда тур.

6. красные точки - там, где мы побывали


Тем временем Оля шила или выбирала в туристических магазинах одежду и снаряжение, заготовляла сало, пимекан, топлёное масло, проектировала печку-щепочницу, рассчитывала необходимые запасы продуктов... Главная сложность путешествия в такие места - в том, что с собой тащить туда нужно реально ВСЁ. На двоих путешествие обошлось нам примерно в 80 тысяч (на самом деле не так уж и дорого - порядка 1000 рублей в день на человека), из которых больше половины (15 тысяч - билеты, 20 тысяч - еда, 5-10 тысяч - разные другие закупки) была потрачена ещё в Москве, 15 тысяч - в Нарьян-Маре перед выездом и чуть меньше половины (25 тысяч транспорт, 10 тысяч ночлег) на обратном пути, а непосредственно в путешествии мы попросту не вспоминали о деньгах. На двоих у нас выходило 120-140 килограмм груза! И часть его (свои вещи и скоропотрящиеся продукты) привёз на самолёте я, часть привезла на поезде Ольга, а "контрольный пакет" наших припасов и почти все свои вещи везли из Питера sevprostor, у которых для этих целей есть Пазний Иж. Последний ("Москвич", делавшийся в Ижевске в 1990-2000-х), как известно, считается худшей машиной из существующих на планете, но Петька настолько рукаст, что выбрал его вполне сознательно и довёл до ума.

7. фото Оли


Вот и "Амдерма-24", перезимовавшая во дворе автосервиса на показанном в прошлой части заброшенном Лесозаводе:

8. фото Оли


Своя лодка - по факту единственный транспорт, которым на Вайгач с материка можно попасть уверенно: на вертолёт предварительно продаются всего 2 билета за 45 суток, да и те нельзя купить удалённо, а посадка в режиме живой очереди совсем не гарантирует, что на борт пустят праздных туристов, да и ограничение по весу тут 20 килограмм, до 30 - с доплатой по 120 рублей за килограмм, а после 30 - с доплатой 300 рублей за каждый килограмм, коих у нас сверх нормы выходило под сотню: если бы мы и улетели - то как минимум за 50 тысяч на двоих! По изначальному плану мы должны были прибыть в Нарьян-Мар в районе 12 июня, числу к 17-му быть на Вайгаче, а 1 июля улетать оттуда вертолётом, но аномально холодная весна, не успевшая освободить ото льда устье Печоры, внесла коррективы - 1 июля я только-только прибывал в Нарьян-Мар. Новое время выезда оказалось не очень удобным - вместо оптимальных 2 недель на Вайгаче у нас выходило либо 1 неделя до вертолёта 15 июля, либо 3 недели до вертолёта 29 июля, и выбрав второй вариант, мы изрядно удлиннили путешествие. Но если мы ехали на месяц и потратили 80 тысяч без особой экономии, то Севпросторы ушли на 2-2,5 месяца, и их бюджет выходил 140 тысяч в условиях жёсткой экономии.

9. фото Оли


Вот она, "Амдерма-24", и первой моей реакцией при виде неё было "такая маленькая!". На самом деле в ней 7 метров длины и 1,55 метра ширины корпуса, а проектировал её Петька по образцу знаменитой лодки МАХ-4 Евгения Смургиса, о чём на сайте Севпросторов есть подробный материал. Я знал эту лодку давно - впервые приехав в гости к Севпросторам в 2014-м, я ночевал в летнем домике, зимой служившем мастерской, среди её деталей.

10.


У "Амдермы-24" разборный корпус; каюта, чуть выступающая краями за борта; специальный колодец для мотора (а мотор у неё - обычный подвесной лодочный на 6 лошадиных сил), и пара "крыльев" с поплавками, совсем не лишних в беспокойном Баренцевом море.
-Лодка для нас, - говорил мне Петька, - это как раковина для моллюска: и дом, и спасение. Мне этот образ пришёл на Новой Земле - представь себе, кругом совершенно безлюдный, глубоко враждебный мир, и эта лодка в нём - единственное "своё", что у нас есть.
...В целом, я бы сказал, вид у "Амдермы-24" слегка космический. "Амдерма-24" - название проекта, а лодка зовётся просто "Севпростор", и характерный колючий ёж - Петькин вензель:

11.


На мрачном Лесозаводе, по соседству с колоритным деревянным амбаром, и проходили первые дни путешествия. Мучительные сборы подходили к кульминации, и мы, все на нервах, были в одном шаге от того, чтобы переругаться. О том, как мы злоупотребили гостеприимством северян и возможно испортили Петьке отношения с автосервисом, я уже писал в прошлой части.

12.


Ещё до моего приезда с дружественным визитом приходила вот такая штука. Мы ещё не знали, что вся поездка пройдёт под знаком Собаки:

13. фото Оли


Первые дни ребята приводили лодку в порядок, а к середине третьего дня наступил судьбоносный момент - спуск на воду. Для этого мы вызвали автопогрузчик, и так как зимовала лодка в сотне метров от воды - услуги его стоили всего-то 2000 рублей:

14.


Лодка, даром что с крыльями, набирает высоту, я оттягиваю один из ремней, чтобы она не стукнулась о стену:

15.


Так мне выпала возможность посмотреть на неё снизу без риска утонуть:

16.


Поехали!

17.


18.


19.


Спуск лодки на воду - самый тревожный момент экспедиции. Вдруг что-то пойдёт не так, или вдруг на воде окажется, что в ней течь?

20.


Но лодка уверенно встала на воду, и Петька с гордостью оглядел своё творение и транспорт, свою раковину в несовместимых с человеческой жизнью краях:

21.


Псы тоже довольны:

22.


Следом повезли байдарку, которая для "Амдермы" будет шлюпкой и ещё одним грузоместом. Её Петька тоже сделал своими руками. Тут уже обошлись без автопогрузчика, и мы попытались своими руками закинуть её на крышу Пазнего Ижа. Увы, первая попытка не удалась, и почесав репы, мы выгрузили из байдарки хранившийся в ней якорь. Спустив её на воду, Петька радостно сделал круг по воде Лесозаводской курьи:

23.


Потом поехали за последними закупками. Самый дефицитный товар на Севере - это бензин; достаточно сказать, что доставка его бочки в Варнек стоит 100 тысяч рублей, то есть 500 рублей за литр. Но бензина там так мало, что и за такие деньги его не очень-то купишь, поэтому весь бенз надо брать с собой. Заправляться поехали на обычную АЗС (в Нарьян-Маре это конечно же "Лукойл"), и заправились на 11 тысяч рублей (около 200 литров), так что счётчик приходилось сбрасывать дважды или трижды.

24.


Потом купили хлеб (20 буханок по 40 рублей - это оказалось слишком много, так часть его в итоге заплесневела), зажигалки, патроны для "Сигнала охотника" (в Москве их не продавали из-за футбольных матчей, хотя по словам Петьки, пользы с этих штук против белого медведя не было бы никакой). Труднее всего оказалось найти в Нарьян-Маре тару для воды - в дома тут подаётся артезианская вода, и баклажками никто не пользуется. Единственную пятилитровку за 120 рублей мы нашли в одном из магазинов, и от отчаяния я даже в помойки заглядывал. В помойках Нарьян-Мара лежат оленьи шкуры, плазменные мониторы и ещё бог весть что, а вот баклаг не нашлось даже там. В итоге со злости купили пару прочный канистр по 200-300 рублей.

25. фото Оли


У берега я снял кроссовки и убрал их в поплавок на долгосрочное хранение - ближайший месяц мне предстояло провести либо в ботинках, либо в резиновых сапогах. Ещё я взял в поездку комплекты термобелья, флиса, непромокаемой одежды, энцифалитку-"скафандр" с застёгивающимся накомраником в капюшоне (на кадре выше я в ней), куртку, рассчитанную на 0 градусов, шапку, шарф, тёплые перчатки и ещё бог весть что... Простое правило - на Север всегда надо готовиться существенно тщательнее, чем вы считаете нужным.
А Пазний Иж останется на берегу, укутанный в тот же синий брезент - ждать возвращения хозяев:

26.


Для четверых двухместная лодка оказалась явно тесноватой. Вдвоём на ней можно просто жить, расстилая спальники на полу каюты, а вчетвером - только совершать переходы с меньшей скоростью и бОльшим расходом бензина, по очереди сменяясь в кокпите. Для четверых "Амдерма-24" и не замышлялась - мы были первыми, кого Севпросторы согласились взять с собой.

27.


К вечеру над лодкой подняли 7-метровую мачту:

28.


У каюты есть дверь наружу и люк на крышу:

29.


В каюте есть печка под полом (на кадрах выше видна труба), а где-то в недрах лодки скрывается мощный аккумулятор для подзарядки техники:

30.


Под полом и лавками кокпита, под полом каюты, в поплавках - багажные отсеки, общего количества которых я даже не смог подсчитать: грузоподъёмность "Амдермы-24" порядка 700 килограмм. Море, впрочем, есть море, и хранить всё, что может отсыреть, нужно в герметичных упаковках. В каюте вчертвером неплохо пить чай, а вот улечься даже втроём было бы непросто. Туалет же на лодке не предусмотрен - либо в ведро и за борт, либо сразу за борт.

31.


Оборудование - навигатор (Петька использует OpenCPN), эхолот и магнитный компАс, по совместительству кренометр:

32.


Поплавок рассекает воду. Вдвоем Севпросторы ходили по весьма серьёзным волнам, вчетвером предпочитали идеальную погоду:

33.


На мачте можно поднять парус. Чисто под мотором лодка выжимает максимум 10-11км/ч при благоприятном течении, а вот под парусом когда-то (без нас) получилось все 25км/ч. Пожелания "попутного ветра" Петька отверг - попутный ветер тоже может быть опасным.

34.


В основном движение лодки выглядело как-то так:

35.


Тот самый якорь, тоже самодельный:

36.


С опущенным пером руля осадка "Амдермы-24" порядка 70 сантиметров, поэтому к берегу предпочитали подходить на байдарке по схеме "волк - коза - капуста". При этом я одинарное весло взял впервые в жизни, а Ольги привыкла в прямому, а не перпендикулярному веслу, поэтому после пары рейсов Петька нам вёсла более не доверял и возил на берег и с берега лично. Обычно высадка занимала два рейса - на меня и на Ольгу.

37.


Иногда ребята сами приходили в гости, заодно забирая у нас севшие аккумуляторы и привозя аккумуляторы с подзарядки. Без электричества мы с Олей прожили около двух недель - от выхода из Нарьян-Мара до прибытия в Варнек.

38.


Мы ночевали на берегу, и после выхода из Нарьян-Мара сменили три места. Сначала - неприметный бережок на Печоре, в досягаемости сотовых вышек Нарьян-Мара. Здесь мы отдыхали после панических сборов, а Петька и Наташа зарабатывали своим фрилансом деньги на обратную дорогу.

39.


Затем - длинный и узкий остров Песяков в виду факелов месторождений Большеземельской тундры, где мы пережидали ветер:

40.


Наконец, бухта Лямчина на Вайгаче, расположенная так, что подходя к острову с запада, неизбежно попадаешь в неё - сюда впервые причаливали и поморы в незапамятные времена, и англичанин Стивен Барроу в 1554-м. На заднем плане видна одинокая изба, где живёт старый ненец Андрей Вылка, гостями которого, поставив палатку рядышком, мы и стали на неделю.

41.


И наконец последний раз нас высадили в Варнеке - единственном посёлке Вайгача. Вот оно - всё наше барахло, которое мы запасали с учётом риска не попасть на вертолёт 29 числа и стало быть застрять ещё на 2 недели. К нашей чести, островитян мы не объели, и даже напротив - оставили излишки посёлку.

42.


А лодка "Севпростор", подняв парус, устремилась прочь из бухты Варнека, к Новой Земле, до которой отсюда 140 километров. Это были последние дни жары и штиля, и очень надеюсь, что ребята дошли туда благополучно и сейчас у них там всё нормально.

43.


Что в итоге? На "Амдерме-24" мы увидели фактически четверть Вайгача - юг его баренцевоморского побережья. На север попасть мне очень хотелось - там главная святыня ненцев Болванская гора, там руины метеостанции Старый Вайгач 1910-х годов постройки (рискну предположить - самые северные каменные здания Российской империи), действующая полярная станция на мысу Болванский нос у древнего святилища Старухи (Хэдако), да Дыроватая губа, которую все в ней побывавшие обожают. Но увы - расход бензина превысил прогнозы, а значит отвезти нас туда ребята могли лишь в ущерб своему новоземельскому маршруту, на что конечно же они пойти не могли.
Но без лодки, пешком по болотам, мы с Олей ходили на Карское море, куда поехал проведать избушку приютивший нас в Варнеке оленевод Станислав Валейский:

44.


Что ещё из важного?
Во-первых, в эти края обязательно нужен накомарники и антикомарины, а если точнее - тюменская "Дэта", потому что больше ничего здешнюю комарилью не берёт.
Во-вторых, не стоит сильно рассчитывать на дары тундры. Нас пару раз угощали гусями, но не оправдались надежды ни на рыбалку (в озерах царило безрыбье), ни на морошку (она поспевала-поспевала, но так к нашему отъезду и не поспела - зато сейчас поди тундра от неё золотистая).
Во-третьих, надо понимать, что деньги здесь - это просто бумага, и куда полезнее обмен товаров на услуги. Самый эффективный товар - водка, но выпив её, ненцы будут вас ненавидеть. Водка здесь - как злой дух, ненавистный, но искущающий. Поэтому при всей эффективности - ни в коем случае не везите на остров эту гадость! Самый ценный товар из приемлемых - бензин: вас никто не повезёт на "буране" или моторной лодке, потому что как уже говорилось - доставить сюда бочку бензина стоит 100 тысяч рублей, и примерно в такую сумму туристу обойдётся водное или снежное "такси" до Амдермы. Лучший же меновый товар по сочетанию цены и веса - это табак, будь то блоки сигарет или махорка. Мы, конечно же, не позаботились об этом, но в общем и обычные продукты, вплоть до чая, сахара или печенек, уже если не меняются на что-то, то хотя бы замтено улучшают отношение местных жителей.

45.


Вопреки прогнозам, обещавшим 8-15 градусов, дожди и ветра, погода нас откровенно баловала, и изнывали мы тут чаще от жары, чем от холода и сырости. На Вайгаче, у 70 градуса, было теплее и суше, чем в Москве! Температура доходила до 31 градуса (более всего удивляя старожилов), Баренцево море прогревалось в бухте Лямчина до 18 градусов, так что холодно было лишь от осознания того, ГДЕ купаешься. Впрочем, жара и комары - погода тоже не самая приятная, а лучше всего становилось, когда в солнечный день поднимался свежий ветер.
Один раз был дождь, один раз (как раз когда мы шли по болотам на Карское море) - густой туман, один раз (на обратном пути) - выпадал ночной иней. Но каждое ухудшение погоды заканчивалось тем, что у нас ломался фотоаппарат: новенький, ещё на гарантии, Canon PowerShot SX60 отказал под дождём, просто перестав включаться; старый, побитый временем Canon PowerShot SX40 сделал то же самое в тумане, так что у нас осталась лишь позорная мыльница. Я не Петька, технику чиню методом шаманских плясок, и каким-то образом понял, что "сороковой" оживает, если в нём несколько раз поменять аккумулятор, а после реанимации не выключать сразу, а с полчасика подержать в работе. Позже я проделал то же самое и с "шестидесятым", но оба фотоаппарата снова умирали и оживали после этого не раз и не два. В день отлёта "шестидесятый" и вовсе не по-детски заглючил - он включался, но не реагировал на кнопку фотографирования, зато иногда самопроизвольно снимал несколько кадров подряд; контролируемо он мог снимать только видео. "Сороковой" в это время был в отключке, и даже мыльница отказала - так что короткими, по 2-3 секунды, видео мне пришлось снимать обратный перелёт. "Мыльницу" удалось оживить в Нарьян-Маре спустя сутки, "шестидесятый" заработал нормально через несколько дней, "сороковой" попустило только в Москве. У ноутбука же отказал аккумулятор, так что он работал только от розетки - но кажется, и он теперь оживает. Не знаю, что это было - то ли проделки ненецких духов за то, что мы потревожили святилища, то ли просто долгое и НЕПРЕРЫВНОЕ пребывание техники в холоде и сырости. Не ясно и то, как техника поведёт себя дальше - ведь на носу следующее путешествие...

45а.


А обратный путь с Вайгача оказался куда тяжелее, чем мы думали. Вообще, так вышло, что мы детально прорабатывали всё касающееся собственно Вайгача, от того, что есть самим до того, как не стать едой белого медведя, а вот о подходах попросту ЗАБЫЛИ, не удосужившись подготовить себе ночлег в Нарьян-Маре и оптимальную комбинацию обратного пути. Летели вертолётом из Варнека через Амдерму, летом ещё более мрачную, чем зимой:

46.


Коротали дни в Нарьян-Маре в ожидании парома (вертолёт прилетел вечером субботы, а паром ожидался не раньше среды) и день и две ночи шли этим паромом вверх по исхудавшей за месяц Печоре:

47.


И ещё три дня мучительно пробирались к Москве автостопом с горой вещей (60 килограмм), на остановках похожей на столбчатую диограмму, вспоминая такие позабытые за месяц сущности, как деревья или ночь, деньги или шум, ложь или хамство. Единственным новым городом (село Варнек и промысловые избы по бухтам - не в счёт) поездки для меня оказался Котельнич в Кировской области, где мы потеряли целый день, столкнувшись с городскими сумасшедшим.

48.


И в целом, такой получился год, что рассказ о путешествии на Мангышлак я заканчивал текстом о том, почему джипперство - не моё, а здесь расскажу о том, чем "не мои" ещё три вида путешествий.
- Водно-походный туризм - ну тут всё предельно очевидно: не люблю быть мокрым, и к тому же на воде меня укачивает (помогала "Драмина"), поэтому участвовать готов максимум в роли пассажира-обузы к местам, которые мне чрезвычайно интересны.
- Пеший автономный туризм. Тут, как ни странно, меня напрягает не физический дискомфорт и не тяжесть рюкзака за спиной, а тот совсем не очевидный факт, что турист-походник тонет в вещах, как в болоте. У него должны быть с собой вещи на все случаи жизни, всё, что может понадобиться 1 раз на 1 минуту с вероятностью 1%, потому что иначе будет худо. Все эти вещи либо страшно дорогие, либо неадекватно тяжёлые, либо (что скорее всего) чрезвычайно нежные, и резкое движение может стоить больших неудобств. Как служба в полиции - не драки-погони, а бесконечное заполнение бумажек, так и походный туризм для меня оказался не романтикой общения с природой, а бесконечным перекладыванием мешочков и пакетиков. Впрочем, с таким человеком, как Ольга, которую я называю Птицей, всё же в этом направлении я буду что-то продолжать - так, на Алтае собираемся на Аккем или Кучерлу.
- Автостоп. Я езжу автостопом "на локале", то есть к конкретным местам, где нет другого транспорта. Здесь мне впервые довелось проехать исключительно автостопом от дальних регионов до Москвы - отчасти потому, что не попадали на поезда, где-то по времени, где-то из-за отсутствия билетов, а отчасти - потому что поиздержались на ночлег в Нарьян-Маре. Но лично для себя я не вижу в автостопе никакой романтики - ну что хорошего в стоянии на обочине?! Для меня автостоп - тяжёлый и скучный труд, которого можно избежать, заплатив деньги.
И ещё "не моё" - путешествовать на транспорте тех, от кого я оказываюсь полностью зависим, с постоянным ощущениям тревоги за судьбу своих дальнейших планов и чувством своей обузы для остального экипажа. Давненько я не садился в поезд и не уезжал один в какой-нибудь город...

49.


И всё же общие ощущения этого путешествия не назвать даже "сильными". Скорее просто - "Это не со мной!".

В следующих двух частях - о занявшем целую неделю морском переходе из Нарьян-Мара на Вайгач.



ВАЙГАЧ-2017
Дорога на Вайгач
Перелёт Москва - Архангельск - Нарьян-Мар.
Нарьян-Марские посёлки.
Лодка "Амдерма-24" и краткий обзор экспедиции.
Печорское море. Нарьян-Мар - остров Песяков.
Печорское море. Остров Песяков - Вайгач.
Вайгач
Об острове в целом.
Бухта Лямчина. Старик и море.
Остров Большой Цинковый, или Вайгач в миниатюре.
Поход на Талату. Каньоны северных рек.
Поход на Юнояху. В поисках ненецких богов.
Варнек и окрестности. Посёлок на острове.
Поход на Карское море.
Дорога с Вайгача
Перелёт Варнек - Амдерма - Нарьян-Мар.
Нарьян-Марские посёлки.
Печорская баржа. Нарьян-Мар - Ижма.
Автостопом до Москвы, или не забывайте про обратные билеты!
Previous post Next post
Up