Еще один герой московского ресторанно-банкетного флота часто прячется от посторонних глаз у причала «Курьяново» и выполняет короткие прогулочные рейсы по Москве и зонам отдыха Помосковья. Вот он.
Это «Федор Ушаков», в девичестве «Александр Пирогов» и уж в совсем юные годы «Кубань». Здесь под катом я собрал фотографии разных авторов с самых разных интернет-ресурсов и немного информации об истории работы этого теплохода.
Теплоход был построен в 1963 году на Венгерской судостроительной верфи Obuda Hajogyar в Будапеште. Почти всему семейству 305 проекта присваивались названия советских рек, вот и наш герой получил имя «Кубань». В этом же году теплоход пришел в СССР, а с 1964 года начал работать в составе Московского речного пароходства. Портом приписки для «Кубани» стал окский Касимов.
Редкое фото - теплоход с самым первым своим названием.
1. Теплоход «Кубань».
Фото из архива Московского пароходства.
В конце 60-х теплоход получил новое имя: в честь младшего из братьев знаменитой певческой династии Пироговых он стал называться «Александр Пирогов». Заодно еще и братом обзавелся, примерно в то же время теплоход «Буг» стал «Григорием Пироговым».
2. «Александр Пирогов» на Оке (1977 год).
Фото из архива диспетчерской МРП (И.Панфилова).
Дальше были долгие годы самой обычной работы - круизы по Волге и Оке. Еще фотографии из той поры.
3. «Александр Пирогов» (1989 год).
Автор фото: NWO (www.riverforum.ru).
4. «Александр Пирогов» (1991 год). Северный речной вокзал.
Автор фото: andrei-d (www.infoflotforum.ru).
В 1993 году Московское пароходство передается теплоход новому владельцу (СФАТ), который отправляет его в Финляндию, где на одной из верфей «Александра Пирогова» капитально переоборудуют. Ремонт касается как корпуса и механизмов, так и пассажирских помещений. «Александр Пирогов» стал первым теплоходом 305-го семейства, где почти все каюты были оборудованы санблоками, холодильниками и кондиционерами, а их площадь была существенно увеличена за счет объединения по принципу «из двух кают одна». Обновленный 305-й возвращается в столицу в 1994 году и прописывается уже в Москве.
5. «Александр Пирогов» (1998 год). Северный речной вокзал.
Автор фото: Artem (www.fleetphoto.ru).
К началу 2000-х «Александр Пирогов» оставался единственным теплоходом на Оке и Волге своего проекта, который был достаточно комфортабелен, чтобы вызвать интерес у зарубежных турооператоров. Тогда после лихолетья 90-х отмечался явный рост количества иностранных туристов в России. Ока тоже было по-своему интересна, но не было там ничего подходящего под запросы публики. Ничего, кроме «Пирогова». Зимой 2001 года на теплоходе вновь проводятся работы по модернизации пассажирских помещений.
6. «Александр Пирогов» в Рязани (2002 год).
Фото с: www.riverships.ru.
С 2003 года «Александр Пирогов» стал первым и пока единственным теплоходом 305-го проекта, на котором стали регулярно появляться группы иностранных туристов (в основном немцы). Теплоход закрепляется на фактически единственном маршруте - «Московская кругосветка» (с Южного речного вокзала Москвы по Оке и Волге на Северный речной вокзал Москвы). Маршрут получился весьма специфичным: его «ускорили» до 9 дней, добавили продолжительные стоянки, откуда организовывались автобусные экскурсии в города «Золотого кольца». Допосадку организовывала компания «Ортодокс», которая сегодня оперирует четырехпалубными теплоходами. Тогда же «Александр Пирогов» обазвелся своей фирменной раскраской с темно-синими "усами".
7. «Александр Пирогов» в Угличе (2004 год).
Автор фото: Ponch (www.infoflotforum.ru).
8. «Александр Пирогов», канал им.Москвы (2004 год).
Автор фото: Artem (www.fleetphoto.ru).
9. «Александр Пирогов» на Волге.
Автор фото: Андрей Рассамахин (www.riverfleet.ru).
10. «Александр Пирогов» на Москва-реке.
Автор фото: Михаил Архипов (www.riverfleet.ru).
Немного фотографий с зимовки теплохода в Рязани в 2005 году. Тогда планировалось и обсуждалось, что «Пирогов» будет работать в межнавигационный период в качестве гостиницы. Но что-то не сложилось. Теплоход просто перезимовал у рязанского дебаркадера и вернулся на родную «Московскую кругосветку».
11. Автор фото: Dimitriy (www.fleetphoto.ru).
12. Автор фото: Dimitriy (www.fleetphoto.ru).
Еще две фотографии из архива Артема Готовцева, обе тоже из Рязани. С точной датой снимков затрудняюсь, но это 2005-2006 год.
13. «Александр Пирогов»
14. «Александр Пирогов»
И еще один рязанский кадр с нашим героем в главной роли.
15. Автор фото: teplohod62 (Yandex Fotki).
16. «Александр Пирогов».
Автор фото: Михаил Архипов.
Навигация 2006 года оказалась последней круизной навигацией для теплохода. Хотя в начале года ничего не предвещало изменений. Уже на майские праздники 2006 года «Александр Пирогов» отправился в «кругосветку» с Севера на Юг. Мы тогда его поймали на канале им.Москвы.
17. Первый рейс 2006 года (май).
Пестовское водохранилище.
Для полноты картины, отсканированная фотография с Речного форума.
18. «Александр Пирогов».
По завершению навигации 2006 года заканчивают работать в Москве сразу три теплохода - «Александр Шемагин», «Н.Г.Славянов» и «Александр Пирогов». Теплоход продается и новые владельцы принимают решение переоборудовать его в прогулочное судно. Нужно отметить, что тогда на реке практически не было «банкетоходов» большой пассажировместимости, следовательно, ниша была свободна. Забегая вперед скажу, что когда работы уже были в самом разгаре, в стране грянул кризис и интерес к таким теплоходам ощутимо упал, но к тому моменту обратной дороги уже не было. Для своего перерождения осенью 2006 года «Пирогов» отправляется в Братеево. Здесь в клубе «Десант-1» над ним и вершилось действо. В отличие от «Шемагина/Ласточки» «Пирогова» перестраивают в более щадящем режиме: демонтируется рубка, разбирается средняя палуба, а корпуса и главной палубы касаются минимально, разве что они приукрашиваются пластиковыми окнами. Внутри, естественно, разбирают почти все. Вот некоторые этапы на пути к обновлению.
19. «Александр Пирогов» еще в родном обличье у причала ВМК "Десант-1" в Братеево. Только пришел на переделку (www.katerok.ru).
20. Демонтирована рубка, разобрана средняя палуба (www.katerok.ru).
21. Новая рубка на месте бывшего носового салона (www.katerok.ru).
22. Собирается надстройка второй палубы (www.katerok.ru).
23. Почти готовый теплоход. Старое название на корме закрашено (www.katerok.ru).
24. Фото Михаила Архипова. «Александр Пирогов» в процессе реконструкции.
2008-й год теплоход уже встречает с именем «Федор Ушаков». Надо сказать, что здесь все же хозяева теплохода решили придержаться традиций и дали судну «корабельное» имя, в честь русского адмирала, командующего Черноморским флотом.
25. «Федор Ушаков», река Москва, Братеево. (2008 год).
Автор фото: Aviateur (www.fleetphoto.ru).
На ходу «Ушакова» круизная общественность увидела в 2009 году. Задумка новых хозяев судна заключалась в том, чтобы снизить надводный габарит судна, перенеся рубку на некогда пассажирскую палубу. В таком исполнении теплоход вполне мог проходить под мостами в центре Москвы. С разной периодичностью «Ушаков» начал совершать прогулочные рейсы по центру города, иногда выбираясь и за город. Вот он на Северном речном вокзале, куда пришел за гостями, с которыми отправится на прогулку по каналу имени Москвы.
26. «Федор Ушаков», Северный речной вокзал. (2009 год).
Автор фото: Alexey_NN87 (www.fleetphoto.ru).
А вот он в одном из рейсов по каналу им.Москвы. Здорово смотрится, когда на ходу.
27. «Федор Ушаков», канал имени Москвы. (2011 год).
Автор фото: Е705НН (www.fleetphoto.ru).
Что получилось внутри можно посмотреть на многих сайтах. Красиво, пафосно, интересно, что свойственно банкетному флоту, дабы быть достойным конкурентом в море себе подобных.
28. Холл главной палубы (www.flotservice.ru).
29. Бар (www.flotservice.ru).
30. Ресторан (www.stolica-banketov.ru).
31. Тоже ресторан (www.teplohod.ru).
Заглянем в немногочисленные каюты.
32. Каюта (www.flotservice.ru).
33. Каюта (www.flotservice.ru).
34. «Федор Ушаков», река Москва, Курьяново.
Автор фото: Mr.Den (www.fleetphoto.ru).
«Александр Пирогов» долгие годы был лучшим среди своих собратьев по проекту и одним из первых ушел с круизного рынка. Причин тому может быть много. Последние годы Ока подкидывала все больше и больше «сюрпризов», глубины к середине лета падали настолько, что река становилась непроходимой даже для мелкосидящих «пузырей». Корректировки рейсов (часто кругосветка «обрывалась» в Муроме или Касимове, откуда пассажиров возили на автобусах по «недоступным» городам, и в Москву возвращали на автобусе) приводила к не самым лучшим отзывам и падению спроса на круизы по Оке летом. К 2006-2007 годам был подъем банкетного флота и спрос был велик, отсюда интерес занять нишу «больших банкетоходов» в Москве. В дальнейшем это обстоятельство сыграло злую шутку, когда грянул кризис, а теплоходы уже были готовы. К тому времени модернизированных теплоходов становилось все больше и больше и комфорт «Пирогова» уже мало удивлял, конкуренция росла. Вполне возможно, что это все и сказалось на судьбе одного из братьев Пироговых. В любом случае можно сказать, что «Пирогову/Ушакову» в относительной мере повезло сохранить свое обличье, да и проект получился довольно интересный. В свете последних событий, особенно после 2010 года, когда много двухпалубных теплоходов имеет все шансы не выйти в навигацию вообще, может быть, пример этого теплохода далеко не самый худший.
ЗЫ. Если у кого-нибудь есть фотографии «Александра Пирогова» в годы его работы - поделитесь. Вроде совсем недавно это было, а фотографий совсем немного в сети. Пополним архив.