4 февраля

Feb 02, 2012 18:12



Вот что пишет о 4 февраля donnerwort и по-моему, это очень правильно:

"...На данный момент протест, который стал главным содержанием всей политической жизни страны этих месяцев,  не имеет никаких целей вообще (не то что конкретных, а вообще никаких). Что хотят сказать люди, которые придут на марш 4 февраля? Что они хотят сказать, против чего выступают?

Однако.. все это не имеет, как мне кажется, значения. То есть как раз марш 4 февраля, а точнее количество пришедших на него людей - имеет очень большое значение. А все остальное - нет.
Мне на самом деле совсем не интересно это шествие, я не испытываю ни малейшего воодушевления, но все таки обязательно пойду 4 февраля на Октябрьскую.

Как мне кажется, оценивая происходящее важно понимать

две вещи

1. Люди, конкретные люди связанные с властью: то есть те, кто так или иначе связаны с принятием  политических и экономических  решений (и, разумеется, контролем основных финансовых потоков)… Так вот эти люди, в большинстве своем, куда более пессимистичны в оценке своих действий, чем большинство оппонентов. Ну, или если говорить проще: они думают о себе куда хуже чем мы.  Они даже не считают, а знают, что они жулики и воры (и это даже мягко сказано), что их действия аморальны и вредоносны. Что они построили систему, в которой нормально жить и работать просто невозможно. И что никаких перспектив эта система не имеет.

Собственно где-то с 2007 года - еще до всякого кризиса (я тогда еще работал в «Эксперте») любой разговор с представителем околовластной элиты (особенно связанных с реальными финансовыми потоками) довольно быстро превращался в страстный монолог про «это не может продолжатся долго» и далее про ужасы реального положения вещей и грядущий «пиздец». Время шло, драматизм ощущений нарастал, но ничего не происходило, даже кризис никак не пошатнул систему… Все вроде работало, а люди все терпели и терпели. «Так не может продолжатся долго» - растягивалось в полной временной неопределенности, но эта убежденность никуда не исчезла, а только нарастала. И вот, вдруг, произошел декабрь. Вдруг какие-то люди - причем в большом, очень большом количестве, вышли на улицы с единственным лозунгом «мы больше не будем этого терпеть!». Естественная реакция властной элиты на все это -  НУ ВОТ И НАЧАЛОСЬ. Они ждали этого много лет, ждали, когда наконец придут к ним и скажут - «мы больше не будем этого терпеть!». Пошли вон!!!  Как бы ни устроена была система, но когда образующие ее люди не только не убеждены в своей моральной правоте, а даже наоборот убеждены в отсутствии какого либо морального или прагматического права на власть - она обречена. Спасти их могла бы жажда власти, злобная воля, воля не потерять свое… Но властная элита сегодня предельно расслаблена (олигархстайл: бассейны, девочки\мальчики, катера и яхты - какая тут к черту борьба за власть) и уже все получила. Угрозу своей власти и положению она воспринимает скорее как сигнал фиксировать прибыль и собирать чемоданы. Чем они активно  и занимается последние месяцы. Фиксировать прибыль и собрать чемоданы дело не быстрое, нужно время, но этот тренд и будет определять дальнейшее развитие событий, если протестная активность не сжуется, не сойдет на нет. Если мы по-прежнему будем их подгонять

2. Положение нынешней власти (в данном случае буквально Путина) определяется в первую очередь важнейшим из ресурсов, которым он владеет - социальным ресурсом, популярностью у населения. Газ, нефть и прочие финансовые потоки - это очень важно, но Путин незаменим и необходим только до тех пор, пока он контролирует этот социальный ресурс. С него началась его власть, на этом строился его режим, на нем он держится до сих пор. Без поддержки населения, без видимости ее, без контроля за ним - Путин никому не нужен, включая и сове окружение.

Чтобы лишить Путина этого ресурса - только 50-80 тысячных митингов «креативного класса», разумеется, не достаточно.  Не хитрая технология превращает митингующих в «креативный класс», в «сетевых хомяков», «хипстеров», «молодых профессионалов» - то есть в очевидное меньшинство, которое страшно далеко от народа.

Выводы из всего сказанного простые.

- ходить на митинги (совершенно все равно кто и что там говорит, кто и как их организует - все только начинается и сейчас будущее страны зависит не от организаторов, а от людей которые просто приходят на эти митинги и шествия.

- делать все чтобы Путин получил на выборах как можно меньше голосов. Ну то есть прийти на выборы и проголосовать за кого угодно (в данном случае порча бюллетеня - тоже голос против Путина). Пусть ему придется фальсифицировать выборы так чтобы ни у кого не осталось никаких сомнений - и тут крайне важна функция наблюдателей.

- ну и… очень важно перестать воспринимать себя как отдельные от народа группы. Перестать гордо и высокомерно носить звание «креативного класса», «молодых и успешных»... Вообще-то у простых людей большинство проблем те же что и у вас. Только живут они чаще всего намного тяжелее, напряженнее и скучнее. Просто у них совсем не остается времени и денег ни на что. Ни на фейсбук, ни на кофейни, ни на поездки...  Пока власть имеет дело с 50 тысячами представителей креативного класса - ей неуютно, но боятся нечего, но когда она будет иметь дело с 50 тысячей представителей народа (или мене пафосно - населения страны) - тогда все начнется по настоящему.

Previous post Next post
Up