Байково кладбище

May 07, 2012 18:47

В воскресенье гуляли по Байковому с alex_anisimov, а то я с прошлогодней прогулки - со второй ее половины - ровным счетом ничего не запомнила, жара была адская. В этом году попрохладнее, голова ясная, но на всякий случай законспектирую. Да, подзамок. Официально фотосъемка на Байковом кладбище запрещена без разрешения, просьба не выносить, тем более что в сети есть более качественные репортажи, а это так - памятка для себя.

Байково кладбище - самое старое из существующих ныне в Киеве, ему без малого сто восемьдесят лет. Началась его история, когда Николай I решил перепланировать Киев, расширить укрепительные сооружения Киевской крепости. "Под раздачу" попали жилые дома - несколько тысяч киевлян остались без дома; впрочем, им выделили новые участки, и даже продавали стройматериалы по бросовым ценам за счет казны. Также снесению подлежало Зверинецкое кладбище. Нужно было перенести могилы, и киевлян где-то хоронить, существовавшие кладбища переполнялись - требовался новый некрополь. Под него было решено выделить местность, принадлежащую генералу Байкову. Сам Байков давно обосновался в Москве, поэтому он согласился отдать свой киевский хутор под кладбище. Ходят разные версии, но alex_anisimov рассказал, что точно установлена дата основания кладбища - 14 декабря 1833 года, именно в этот день землемеры его разметили и запретили выпасать скот на отгороженной территории. Более ранние могилы - перенесены с Печерска, со снесенного кладбища. Кладбище состояло из трех частей, для трех конфессий: православных, католиков и лютеран. Кладбище делится на две части: Старое (южная часть) и Новое (северная, бОльшая часть). Православная часть была наиболее неухоженной - например, католики догадались отгородиться, а на православном, неогражденном, по старой привычке жители Протасова яра продолжали пасти коров. Здесь же, на Старом кладбище стояла деревянная церковь, но после строительства каменного храма Вознесения на Новом кладбище ее разобрали и перенесли на Татарку, теперь это Макариевская церковь - не "потянула" кладбищенская служба две церкви.

Мы заходим на Старое кладбище. Даже есть указатели на могилу Леси Украинки. Хотя здесь же покоятся известные врачи, писатели, родители Булгакова... Этому кладбищу нужен статус мемориального заповедника, если по-хорошему - но пока он на балансе городских служб, а им все побоку. Поэтому склепы - полуразрушены, могилы - затеряны. Еще и фотографировать, как оказалось, нельзя. Но мы ж любители - и вообще, "а кто фотографирует? Это так, "мыльницы"...
"Да, да, всего лишь скромные "мыльницы" - подтвердила я, пряча за спину свой 350D, и симпатичный парень, вооруженный 550D тоже согласился. Впрочем - не обессудьте, но на памятниках, не принадлежащим людям публичным, не являющимся мемориальными в моем понимании ФИО "замылены". Это уже личная территория.






Надгробия. Надгробия всякие и разные. Например, кресты с "домиком" наверху - оказывается, не приветствовались в православной традиции все эти ангелы-обелиски, только крыша над крестом и допускалась как символ дома, последнего пристанища усопшего. "Домовина" - так называли у нас гроб, происходит от слова "дом" (это подтверждает этимологический словарь Макса Фасмера в переводе Олега Трубачова - помню, были сумнящиеся). А крест-дерево с обрубленными ветвями - в православии трактовался, как символ утраты дорогого родственника, в католицизме же такой было принято ставить, если умирал последний в роду: теперь новых ветвей на генеалогическом дереве семейства не вырастет... Ограды тоже изначально были не в моде - но в какой-то момент обнаружилось, что кладбище растет, и могилы родственников разбросаны по всей территории, по разным полям (тогда не было понятия "участок" - было "поле"), поэтому начали покупать и отгораживать участок побольше, чтобы на всех хватило.
Многие памятники на Байковом погибли после революции: каменные надгробья, металлические ограды - все пошло в дело. Деревянные кресты просто так рубили шашками - буржуйские замашки, опиум для народа... Кому принадлежит памятник с якорем - неизвестно: до войны велись книги учёта, но по приходу немцев в Киев их сожгли, чтобы не достались врагу.






Впрочем, схимонахиню Мисаилу, несмотря на гонения, похоронили с почестями - она была очень любима. Как? Голь на выдумку хитра: заявили, что она родственница Молотову. Александр Анисимов,кажется, упомянул "дочь", но все, что принес гугль - непроверенную статью, где 1862-1939 указаны как годы жизни монахини, и она названа "матерью", что, в общем-то логично, в дочери она никак не вписывается; но отмечу, что источник - неизвестный юзер со старого курайника, буду поспрошать живых людей. Впрочем, суть трюка все равно одна: задавать глупые вопросы Молотову никто не рискнул, и схимонахиня торжественно упокоилась на Байковом кладбище.

Три входа - православное кладбище с надвратной церковью, польское - врата в виде костела, и немецкое - кирха. Полусклеп-полуограда.





Идем по центральной аллее. Здесь были похоронены видные горожане, но после революции нашлись более достойные. Некоторые надгробия явно взяты с чужих старых могил - только надпись перебита, теперь там имя нового владельца. Немногие дореволюционные могилы уцелели. Например памятник Якову Бернеру - владельцу кирпичных заводов. Сколотил огромный капитал, делал щедрые пожертвования на строительство церквей, богаделен и прочая - кирпичом, правда. В углу памятника можно заметить небольшую надпись: "Вдова де-Векки". А это кто такая? А это - хозяйка скульптурного ателье, их изделия пользовались популярностью. Кроме де-Векки, в этом деле отметились Скиавони (бюст Пушкина на площади Славы - на колонне можно найти подпись), вообще, много итальянцев было в скульптурном бизнесе. К сожалению, многие памятники уничтожены. Саму де-Векки расстреляли в 1919 году - где ее могила, никто не знает.
Еще пара уцелевших захоронений. Все памятники "лицом" на аллею, а этот ангел стыдливо отвернулся... Потому что в православной традиции покойник должен лежать ногами на восток.










Надгробие Остапа Вишни. Когда его хоронили - из глаз покойника потекли слёзы. Народ воспринял это как знак - ведь он еще при жизни просил хоронить его с веселой музыкой.



Товарищ Давыдов - тот самый, который мог предотвратить Куреневскую трагедию, да почему-то не стал. На его могиле полгода дежурила охрана, пока не поставили памятник да не накрыли плитой - чтобы не осквернили. Надо полагать, были желающие...



Чуть вниз от аллеи - склепы. В военные годы в них прятались от фашистов.



Этот вот - рук самого Городецкого. Состояние ужасное. Надеюсь, никто из моих уважаемых френдов не узнает свой почерк?





А здесь покоятся великие мира сего наших дней. Есть красивые памятники, есть безвкусные - но все вместе производит впечатление выставки-продажи садовых скульптур. Шар с кардиограммой - Амосов. Георгий-Победоносец сторожит Кирпу - . Леонид Телятников - единственный при жизни получил Героя за Чернобыль. Ходят, конечно, всякие слухи - дескать, приехал подшофе, гулял с братом (или сыном, или дочерью - которой, кстати, у него вообще не было). Но свою дозу он получил, пожар на крыше машзала и реакторного отделения остановили. До сих пор гадают, что могло бы произойти, если бы и третий реактор того... Совсем свежая могила - здесь же похоронили Михаила Воронина. Еще здесь - Шалимов, Яблонская, Лобановский (ворота стадиона Динамо - на фото видно).






Склепы по другую сторону центральной аллеи.







Вознесенская церковь - действующая, Киевский патриархат. Возле нее - могила Грушевского. Что примечательно, надгробие с пятидесятигривневым профилем - часть пьедестала от памятника Николаю I, который стоял в Николаевском парке. Сейчас там Тарас Григоровыч - ровно на том же месте. Памятник Николаю, для примера.




Щербицкий - еще одна загадочная личность. Последний из первых (секретарей ЦК Компартии Украины - то бишь лидеров союзных государств). Внезапно! умер в один день от воспаления легких - по слухам,все-таки застрелился - накануне своего дня рождения. В который он должен был давать показания по поводу аварии на ЧАЭС. Для того, чтобы его похоронить, снесли могилу священника - кажется, Рябчинского. Того самого, который озаботился благоустройством кладбища и категорически запрещал пикники на могилках (поминовение с едой, и уж тем более алкоголем на могилах вообще запрещено в православной традиции - уже тогда люди начали это забывать), мог и анафеме предать нарушителей. А Тычину так и вовсе похоронили, уничтожив шедевр де-Векки на могиле мецената.



Могила Гудим-Левковичей - тоже чудом уцелевшая. Сергей Николаич был губернатором Киева, известен тем, что скончался в публичном доме - что стало поводом для скандала, после чего бордели переехали в "Яму". За ней виднеется надгробие Гната Юры - известного режиссера. Впрочем, говорят, он еще оперу написал - целую труппу в КГБ забрали, опер про всех просил написать.



А здесь на надгробии вместо фото - дом...



Борис Гмыря. Журавлик с распростертыми крыльями обычно символизирует отлетающую душу. Но друзья артиста утверждают, что образцом именно для этого журавлика стала этикетка известного напитка - очень уж покойный его любил.




Польское кладбище. Вход-"костел". "Спи, Мария - в оправе из травы..." (с) И ворота-кирха - новое немецкое кладбище. Идем на "камчатку". Почему "камчатка"? Далеко. А еще здесь были похоронены герои русско-японской войны, а теперь - офис колумбарий. Возле крематория еще должна была быть "стена плача" с барельефами, но барельефы в итоге было решено залить бетоном. По слухам, очень уж не приглянулись Щербицкому выдающиеся профиля изображенных, он был махровым антисемитом, не пожалел многолетний труд художников. Вот здесь, например, приведена эта версия: http://cemetery-ru.livejournal.com/282740.html (неизвестный копипастер с неизвестного источника - но содержание то же самое, что мне попадалось).





Быков, Брондуков, Гончар - все здесь, за колумбарием. И могилы репрессированных, перенесенные на Байково - Стуса, Литвина и Тихого.








Чеботарев Дмитрий Федорович - академик, геронтолог, а еще ему, если я правильно поняла, мы должны быть благодарны за станцию метро "Золотые ворота". Сзади виднеется памятник человеческому скудоумию: надпись "Да святится имя твое, *имярек*" - могила совсем молодой девушки. Любящие родственники часто хотят верить, что их дети становятся ангелами, но на Бога на моей памяти еще никто не замахивался.




Склеп на старом немецком кладбище - еще один шедевр Городецкого, отражение костела. Его пытались ремонтировать в 80-х, но единственный результат - ржавеющие леса. И напротив тоже склеп. Здесь наша прогулка заканчивается - хотя было предложение погулять еще, но меня звал долг домой, к детенышам.




Тем более над головой небеси разверзлись - видно, хотели оттуда что-то сказать, дескать, хорош тревожить покой усопших, окаянные - но увидели, что мы уже закругляемся, и передумали.

Байково, прогулка, фотке, столица

Previous post Next post
Up