начало
1 и
2 О причинах печального состояния ВМФ СССР до войны можно говорить долго, но есть причины главные и есть второстепенные.
Главная же причина в том, что управляли Флотом люди случайные, а вернее совсем не случайные, а те же самые проходимцы и их соплеменники, которые захватили власть в России. Те самые, которых М.Е. Салтыков-Щедрин называл "жидовская кувырколлегия". Судите сами.
28 марта 1924 года - было организовано Управление Военно-морских сил (УВМС) РККА. Возглавил управление Начальник ВМС РККА Э. С. Панцержанский, подчинявшийся непосредственно Наркому по военным и морским делам СССР Л. Д. Троцкому.
"Панцержанский, Эдуард Самуилович. Родился в Либаве в семье обедневшего польского дворянина", - читаем мы в википедии. Вам не смешно, уважаемый читатель?
... 6 декабря 1914 года произведен в чин лейтенанта, а через пять лет он уже:
В 1920 году начальник обороны Кольского залива, начальник Морских сил Каспийского моря, с ноября 1920 года - начальник Морских сил Чёрного моря, а с апреля 1921 года помощник командующего войсками Украины и Крыма по морской части.
С ноября 1921 по апрель 1924 года - командующий Морскими силами Республики, а в апреле - декабре 1924 года начальник Морских сил СССР.
В 1925-1926 годах начальник Морских сил Чёрного моря.
13 июня 1937 года арестован, в том числе на основании показаний Б. М. Фельдмана. 26 сентября 1937 года ВКВС приговорён к смертной казни. Расстрелян в тот же день на полигоне Коммунарка.
Фельдман, Борис Миронович - "Родился в Пинске в семье столяра. Еврей". - ну хоть один работяга-еврей в РККА, а то всё вырождающийся класс: "обедневшие дворяне".
В мае 1918 года вступил в РККА. В 1918 году секретарь штаба Брянского района, в том же году помощник начальника оперативного отдела 13-й армии, в июне-сентябре начальник штаба 1-й бригады 9-й стрелковой дивизии. В мае 1920 года помощник начальника, в мае-сентябре начальник штаба 57-й стрелковой дивизии, в сентябре-декабре начальник 55-й стрелковой дивизии.
В октябре-декабре 1921 года командовал Экспедиционным корпусом, участвовавшим в подавлении Тамбовского крестьянского восстания. В мае-июле 1922 года - начальник штаба Народно-революционной армии Дальневосточной республики.
- Талант! За четыре года прошел путь от столяра до начальника штаба армии республики. Скажите, ну в каком еще государстве можно сделать такую карьеру?
В 1928-1934 годах - начальник штаба Ленинградского ВО. С 1934 по 1937 год Б. М. Фельдман являлся начальником Управления по начальствующему составу РККА и членом Военного Совета при наркоме обороны СССР. 15 мая его арестовали, после чего сняли со всех постов и исключили из ВКП(б).
Был расстрелян 12 июня 1937 года вместе с М. Н. Тухачевским, И. Э. Якиром и другими военачальниками в подвале здания Военной коллегии Верховного Суда СССР.
10 января 1925 года - Управляющий Военно-морской инспекцией ЦКК РКП(б) С. И. Гусев (пусть не смущает вас русская фамилия) в докладе Президиуму ЦКК РКП(б) отметил:
-Главное управление военной промышленности (ГУВП) не в состоянии организовать правильное руководство заводами и надлежащую постановку производства на них даже в мирное время.
-Управление заводами характеризуется бессистемностью, программы заводов меняются по несколько раз в год, заводы часто производят работы без всяких программ из Центра, бывают случаи сдачи заказов без чертежей, материалов и технических условий.
-Отсутствует контроль и совершенствование специальных производств на отдельных заводах.
-Систематический недодел по военной программе.
-Высокие цены на изготовляемую продукцию и в большом проценте неудовлетворительное качество изделий.
-Высокий процент обслуживающего персонала на заводах и низкая производительность труда.
-Высокие накладные расходы и неудовлетворительная постановка калькуляции, счетоводства и отчетности.
-Нецелесообразное расходование средств, отпускаемых на оздоровление заводов (дотаций).
-Кредиты, отпускаемые на вооружение в размере сметного назначения, не учитывают, выполнена ли военная программа за истекший период и отвечают ли техническим условиям изготовленные изделия. Такой порядок финансирования дает возможность ГУВП отчитаться в полученных деньгах по самым высоким ценам за свою продукцию, а Военвед вынужден по этим ценам продукцию ГУВП принимать.
- А мы всё удивляемся откуда ноги растут у нынешней коррупции.
7 сентября 1931 года начальник Экономического управления ОГПУ при СНК Л. Г. Миронов (Коган)* в справке в ОГПУ сообщал:
Особые конструкторские и технические бюро (ОКБ, ОТБ) сконцентрированы в Москве, Ленинграде и Западной Сибири. Работы, исполняемые заключенными специалистами, делятся на проектные, производственные и литературные.
* Л. Г. Миронов - Лейба Гиршевич Коган, Приказом по ОГПУ 160\196 назначен главным организатором спецтюрем ОГПУ. Этим же Приказом в составе ЭКУ ОГПУ организуется 5-е специальное организационно-техническое отделение по использованию осужденных специалистов. 10 августа 1931 года Политбюро ЦК ВКПб утверждает Миронова-Когана начальником ЭКУ ОГПУ СССР.
В 1936 году - начальник контрразведывательного отдела Главного управления государственной безопасности НКВД СССР. 14 июня 1937 Миронов был арестован. 29 августа 1938 года ВКВС приговорён к смертной казни. Расстрелян в тот же день на «Коммунарке».
Экономическое управление ОГПУ - ЭКУ. В 1931-1936 годах в целях конспирации Техническому отделению последовательно присваивались номера, 5-го, 8-го, 11-го и 7-го отделений ЭКУ ОГПУ СССР.
****
После "чистки" 30 декабря 1937 года Военно-морские силы РККА были выделены в отдельный вид вооруженных сил - Военно-Морской Флот СССР.
На 1 января 1938 года надводный состав ВМФ СССР был невелик - 3 линкора, 3 крейсера, 1 лидер и 17 эсминцев.
29 апреля 1939 года Народным комиссаром ВМФ был назначен 34-летний Н. Г. Кузнецов, он стал самым молодым наркомом в Союзе и первым моряком на этой должности.
В апреле 1939 года принимается решение о создании дальнего пикирующего бомбардировщика для нанесения точечных ударов по кораблям противника в открытом море и в местах базирования.
"Самолёт 103", по названию туполевского отдела в ОТБ НКВД - самолёт проектировался в тюремных условиях ЦКБ-29, известного также как «шарашка».
В сентябре 1941 года на омском авиазаводе № 166 (эвакуированный тушинский завод № 81) началась сборка самолётов «103У», в серии переименованных в «103С», с двигателями воздушного охлаждения М-82.
В ходе испытаний самолёт официально стал именоваться Ту-2. Первые серийные машины «103ВС» стали поступать в войска с марта 1942 года. Во время войны было выпущено 800 самолётов, из которых на фронт попало около 750 машин.
Первые месяцы войны усугубили и без того непростую ситуацию. В августе была потеряна Николаевская и блокирована Ленинградская судостроительные базы.
В этой ситуации стало логичным обращение СССР к помощи крупнейших морских держав - Великобритании и США.
Поставки самолетов в т.ч. и для морской авиации начались в конце 1941 г.
«Бостон» - Douglas A-20 Havoc/DB-7 Boston - семейство самолётов, включавшее средний бомбардировщик, тяжелый штурмовик, торпедоносец и ночной истребитель.
В СССР было отправлено 3128 самолетов «Бостон» различных модификаций. СССР стал крупнейшим эксплуатантом самолетов этого типа. Первым в мае 1942 г. в бой на Южном фронте пошел 794-й БАП, а летом 1942 г. на фронте воевали уже целые дивизии, укомплектованные «Бостонами» - 221-я на Юго-Западном фронте и 244-я на Кавказе. Состав последней довели до 5 полков и в таком виде она участвовала в Сталинградской битве. В предгорьях Кавказа на «Бостонах» воевала и 132-я БАД.
«Бостоны» широко применились в морской авиации. В январе 1943 г. на них начал воевать 36-й БАП ВВС Черноморского флота, а вскоре этот тип самолета стал основным советским торпедоносцем. В этом качестве «Бостон» дебютировал летом 1943 г. в 9-м гв. МТАП ВВС Северного флота.
A-20B.
Внешне самолёт отличался от A-20A остеклением носовой части и нёс более мощное стрелковое вооружение - в носу и в кабине стрелка были установлены по два крупнокалиберных пулемёта калибра 12.7 мм.
665 самолётов были переданы Советскому Союзу, Эти самолеты, стоящие на вооружении полков 219-й бомбардировочной авиационной дивизии, имевшие наименование Бостон-3 в документах, принимали участие в Воздушном сражении на Кубани в 1943 году, когда советской авиацией было завоевано господство в воздухе в Великой Отечественной войне.
А-20C
56 самолётов были оснащены держателями торпед, все торпедоносцы были отправлены в СССР. В американских частях некоторые машины были переделаны в штурмовой вариант Ганшип, в СССР вместо кабины стрелка устанавливались турели советского производства с пулемётами ШКАС калибра 7.62 мм или УБК калибра 12.7 мм.
А-20G
А-20G стал самой массовой модификацией - начиная с февраля 1943 г. было выпущено 2850 самолётов, из которых бо́льшая часть была поставлена в СССР.
Самолёт получил мощное пулемётно-пушечное вооружение, установленное в носу - четыре 20-мм пушки М-1 (боекомплект 60 выстрелов на ствол) и два .50 in (12.7-мм) пулемёта «Браунинг M2» (500 выстрелов на ствол) на первых 250 машинах, заменённые на батарею из шести пулемётов на последующих, экипаж был сокращён до двух человек (пилот и задний стрелок).
Применялись они и в минно-торпедных полках морской авиации. В войне с Японией принимали участие A-20G ВВС Тихоокеанского флота (к началу августа флот имел 58 таких машин), бомбившие цели в Корее, а также около 30 А-20Н/К , совершившего несколько боевых вылетов над Курилами.
В дальнейшем в советских ВВС «Бостоны» эксплуатировались до начала 50-х гг., а в морской авиации - до 1953 г.
В следующей части мы более подробно поговорим о шарашках и ленд-лизе. А пока я предлагаю подумать над двумя цифрами.
1. Во время войны было выпущено 800 самолётов ТУ-2, из которых на фронт попало около 750 машин.
2. В СССР из США было отправлено 3128 самолетов «Бостон» различных модификаций.
Продоление следует....