Строительство кораблей в России и СССР. часть 2

Jul 04, 2018 19:21


Продолжение, начало здесь

Крейсера проекта 26 и 26-бис

Пытливый читатель скажет, что в СССР были крейсера с таким милыми каждому коммунисту именами, как Ворошилов и Молотов, Максим Горький и Киров, Каганович и Калинин.




Крейсер "Киров" на Неве, день ВМФ 1965 года

Да, это так. Но давайте вместе подумаем, можно ли этот проект назвать советским?



Проект 26 - крейсера типа "Киров"

... Оп­ти­маль­ным вы­гля­де­ло при­об­ре­те­ние за ру­бе­жом «об­раз­цо­во­го» ко­раб­ля (воз­мож­но не­сколь­ких), что по­зво­ля­ло в крат­чай­шие сро­ки уве­ли­чить чис­лен­ность фло­та и по­лу­чить наи­бо­лее со­вре­мен­ные об­раз­цы воо­ру­же­ния и тех­ни­ки, ко­то­рые мож­но бу­дет в даль­ней­шем ско­пи­ро­вать.
На­хо­див­шая­ся в Ита­лии с 23 сен­тяб­ря по 25 но­яб­ря 1930 г. ко­мис­сия под ру­ко­во­дством на­чаль­ни­ка Тех­ни­че­ско­го управ­ле­ния ВМС А.К. Сив­ко­ва по­се­ти­ла в хо­де че­ты­рех по­ез­док 37 за­во­дов, 22 бое­вых ко­раб­ля, в том чис­ле тя­же­лые и лег­кие крей­се­ра. На ос­но­ва­нии ее ма­те­риа­лов был сде­лан вы­вод о воз­мож­но­сти при­об­ре­те­ния го­то­вых крей­се­ров в Ита­лии.
Пе­ре­го­во­ры с италь­ян­ской сто­ро­ной за­вер­ши­лись 14 мая 1934 г. под­пи­са­ни­ем в Ге­нуе до­го­во­ра ме­ж­ду фир­мой «Ан­саль­до» и ЦКБС-1 сро­ком на 5 лет. Со­глас­но это­му до­ку­мен­ту, фир­ма обя­зы­ва­лась про­дать ком­плект ме­ха­низ­мов для лег­ко­го крей­се­ра ти­па «Эуд­же­нио ди Са­войя» со всей до­ку­мен­та­ци­ей, пре­дос­та­вить тех­ни­че­скую по­мощь в из­го­тов­ле­нии та­ких ме­ха­низ­мов в СССР и по­ста­вить пол­ный ком­плект чер­те­жей крей­се­ра «Рай­мон­до Мон­те­кук­ко­ли» вме­сте с тео­ре­ти­че­ски­ми чер­те­жа­ми за­ка­зан­ных ЦКБС-1 крей­се­ра и эс­мин­ца.
Стои­мость все­го до­го­во­ра оп­ре­де­ля­лась в 3 млн. 435 тыс. руб­лей зо­ло­том.
Со­труд­ни­че­ст­во с италь­ян­скими фашистами* в це­лом бы­ло весь­ма про­дук­тив­ным. Спе­циа­ли­сты фир­мы «Ан­саль­до» кон­суль­ти­ро­ва­ли со­вет­ских кол­лег по са­мо­му слож­но­му во­про­су про­ек­та 26 - во­до­из­ме­ще­нию и на­груз­кам.
Уча­стие со­вет­ских при­ем­щи­ков в ра­бо­тах над ме­ха­низ­ма­ми от­кро­вен­но не одоб­ря­лось. Вме­сте с тем, со­вет­ские пред­ста­ви­те­ли уча­ст­во­ва­ли в хо­до­вых ис­пы­та­ни­ях крей­се­ра «Эуд­же­нио ди Са­войя». При­чем про­изо­шед­шую во вре­мя од­но­го из вы­хо­дов ава­рию в тур­би­не пол­но­го хо­да от них скры­вать не ста­ли, а, на­обо­рот, пре­дос­та­ви­ли пол­ную ин­фор­ма­цию об этом ЧП.

По­строй­ка пер­вых двух ко­раб­лей на­ча­лась в 1935 г. поч­ти в со­от­вет­ст­вии с пер­во­на­чаль­ны­ми пла­на­ми. За­клад­ка  го­лов­но­го крей­се­ра про­ек­та 26 - со­стоя­лась в Ле­нин­гра­де 22 ок­тяб­ря 1935 г.
При строи­тель­ст­ве го­лов­но­го крей­се­ра «Ки­ров» с по­мо­щью италь­ян­ских спе­циа­ли­стов бы­ли ос­вое­ны но­вей­шие тех­но­ло­гии.
Кор­пус­ные кон­ст­рук­ции пред­ва­ри­тель­но со­еди­ня­лись на сбо­роч­ных бол­тах с по­сле­дую­щей клеп­кой. При­ме­ня­лась, хо­тя и в ог­ра­ни­чен­ном объ­е­ме, элек­тро­свар­ка, ко­то­рую толь­ко на­ча­ли вне­дрять в су­до­строе­нии. Кот­лы из­го­тав­ли­вал за­вод №189 по италь­ян­ским чер­те­жам.
Впер­вые в оте­че­ст­вен­ном ко­раб­ле­строе­нии все глав­ные и часть вспо­мо­га­тель­ных ме­ха­низ­мов столь круп­но­го ко­раб­ля, дос­тав­лен­ные из Ита­лии, бы­ли смон­ти­ро­ва­ны еще на ста­пе­ле. И 30 но­яб­ря 1936 г. крей­сер был спу­щен на во­ду.
По военно-морской терминологии "спу­щен на во­ду" не означет, что корабль построен. Сколько раз мне доводилось читать и слышать восторженные вопли росиянских СМИ о том что тот или иной корабль спущен на воду. Теоретически корабль может быть достроен, - а может и не быть. А может начаться такой головняк, что корабль придется полностью переоборудовать. Посмотрим, что дальше было с "Кировым"...
7 ав­гу­ста в 15.40 «Ки­ров» под за­во­дским фла­гом снял­ся с яко­ря и на­чал свой пер­вый са­мо­стоя­тель­ный вы­ход в мо­ре. На его бор­ту в со­ста­ве сда­точ­ной ко­ман­ды на­хо­ди­лись и италь­ян­ские спе­циа­ли­сты.

По­сле при­хо­да крей­се­ра в Крон­штадт вы­яс­ни­лось, что при­шаб­ров­ка ниж­них кон­цов бое­вых шты­ров ба­шен ГК про­из­ве­де­на не­пра­виль­но и баш­ни за­кли­ни­ло. 12 ав­гу­ста 1937 г. про­би­ло глав­ный па­ро­про­вод и об­ва­ри­ло 17 че­ло­век. 15 сен­тяб­ря был про­из­ве­ден пер­вый хо­ло­стой залп по­лу­за­ря­да­ми из 2-й баш­ни глав­но­го ка­либ­ра по кур­со­во­му уг­лу 0°. Во вре­мя стрельб де­фор­ми­ро­ва­лась па­лу­ба по­лу­ба­ка, и ее при­шлось под­кре­п­лять.
Кро­ме то­го, по­лу­чи­ли по­вре­ж­де­ния часть над­стро­ек, лю­ки, па­ра­ва­ны, вен­ти­ля­то­ры, элек­тро­обо­ру­до­ва­ние и ар­ма­ту­ра, ме­бель, ил­лю­ми­на­то­ры, от­ле­та­ли да­же ста­цио­нар­ные кой­ки эки­па­жа. Уг­лы об­стре­ла ба­шен ГК при­шлось серь­ез­но ог­ра­ни­чить. 4 де­каб­ря ко­рабль предъ­я­ви­ли на го­сис­пы­та­ния.

В де­каб­ре 1937 г., ко­гда боль­шин­ст­во ко­раб­лей КБФ уже вста­ло на зи­мов­ку, «Ки­ров» вы­шел в по­ход. На пол­ном хо­ду в 8-балльный шторм окон­ча­тель­но про­ве­ря­лись проч­ность кор­пу­са, ме­ха­низ­мы, оп­ти­ка. Ис­пы­та­ния про­дол­жи­лись вес­ной и за­кон­чи­лись лишь осе­нью сле­дую­ще­го го­да.
В ходе испытаний произошли множественные аварии, и были выявлены недоделки.
Главного Строителя Н. В. Григорьева арестовали и вскоре расстреляли. Главным строителем назначили В. Л. Бродского (в этом же году был арестован).
В ию­не 1938 г. при ис­пы­та­нии тор­пед­ных ап­па­ра­тов од­на из тор­пед (без бое­вой час­ти), опи­сав цир­ку­ля­цию, уда­ри­ла в борт ко­раб­ля. По­сле это­го слу­чая пред­се­да­те­ля ко­мис­сии А.К. Век­ма­на от­стра­ни­ли от долж­но­сти и арестовали, и вскоре репрессировали. В 1940 году он был освобожден. А вме­сто не­го на­зна­чи­ли ка­пи­та­на 2 ран­га М.М. До­ли­ни­на.

Во вре­мя сда­точ­ных ис­пы­та­ний 9 сен­тяб­ря 1938 г. «Ки­ров»  не развил заданной в проекте скорости показав мак­си­маль­ную ско­рость 35,94 уз­ла.
25 сен­тяб­ря ко­мис­сия под­пи­са­ла акт о при­ем­ке ко­раб­ля в со­став КБФ. На сле­дую­щий день на крей­се­ре был под­нят Во­ен­но-мор­ской флаг. В ак­те ко­мис­сия от­ме­ти­ла «боль­шое ко­ли­че­ст­во не­до­де­лан­ных ра­бот».
К на­ча­лу со­вет­ско-фин­лянд­ской вой­ны крей­сер был в це­лом го­тов и при­нял уча­стие в бое­вых дей­ст­ви­ях.




Ворошилов

Проект 26-бис
Начиная с третьего корабля серии, - «Максим Горький», крейсера строились по изменённому проекту 26-бис. Основные изменения коснулись архитектуры носовой надстройки - четырёхногая фок-мачта была заменена башнеобразной, чтобы обеспечить круговой обзор из боевой рубки, снизить вибрацию расположенного на мачте КДП, уменьшить силуэт крейсера и увеличить зону обстрела 100-мм орудий в носовых углах.
Главную  энергетическую установку выпускал Харьковский электромеханический и турбогенераторный завод (ХЭТЗ). Два главных турбозубчатых агрегата номинальной проектной мощностью 55 000 л. с. каждый размещались автономно в носовом и кормовом машинных отделениях.

О заводе надо сказать особо, так как коммунисты до сих пор считают, что все заводы в СССР были построены при Сталине. На самом деле Харьковский электромеханический завод - ХЭМЗ имеет вековые корни, уходящие в ХІХ век. В 1888 году на базе купеческих мастерских в городе Рига был создан «Русско-Балтийский электротехнический завод». В течение последующих лет до 1915 года, меняя организационно-правовую структуру и собственников (1898 г.- электрическая компания «УНИОН», 1904 г. - германская фирма «AEG», 1905 г. - акционерное русское общество "Всеобщая компания электричества" - ВКЭ), завод выполнял заказы по изготовлению электрооборудования для военно-морских судов. В 1915 году из-за начавшейся Первой мировой войны  завод был передислоцирован в город Харьков. С этого времени начался период становления завода в том варианте, каковым он сейчас является. При Сталине он носил название Харьковский электромеханический и турбогенераторный завод имени товарища Сталина И.В. (ХЭТЗ).




Всего было построено 4 корабля этой серии, Цифры - дата вступления в строй:
«Максим Горький» 1940, «Молотов»1941, «Каганович» 1947 и «Калинин» 1942.
И наконец еще о двух кораблях 1 ранга ВМФ СССР. В составе Северного Флота были корабли 1 ранга: линейный корабль «Архангельск» и крейсер «Мурманск».

линейный корабль "Архангельск" - Royal Sovereign
Строился фирмой «Парсонс». Был спущен на воду в Портсмуте, Великобритания, 29 мая 1915 года. Включён в списки флота в мае 1916 года. С 1944 по 1949 годы служил в советском ВМФ, в котором носил имя «Архангельск».
Корабль покинул Великобританию 17 августа 1944 года в составе эскорта для Convoy JW 59 , в котором находилось тридцать три торговых судна. Шесть дней спустя, конвой был атакован подводной лодкой U-711 . Капитан подводной лодки Ганс-Гюнтер Ланге сообщил о попаданиях в Архангельск и разрушениях, хотя его торпеды взорвались преждевременно. 24 августа, пройдя 1880 миль, линкор благополучно прибыл в Ваенгу (Североморск), где стал флагманом созданной из переданных кораблей эскадры.
Архангельск был самым большим кораблем в советском флоте во время войны.




1944
крейсер "Мурманск"
USS Milwaukee (CL-5) - c 20 апреля 1944 года - «Мурманск» - лёгкий крейсер типа "Омаха" ВМС США, принявший участие во Второй мировой войне. Использовался для службы на Тихом океане, затем действовал в Атлантике. Был передан СССР в счёт итальянских кораблей, которые СССР должен был получить по репарациям. Перешел на север в составе конвоя, был принят на вооружение Северного флота ВМФ СССР под названием «Мурманск»










И в заключении необходимо сказать несколько слов о гидросамолетах, которые в СССР пытались производить, но серии так и не было. Выручили американцы и их  самолетом "Каталина".
"Каталина" (англ. PBY-5A «Catalina», 1936) - морской патрульный бомбардировщик (летающая лодка) фирмы Консолидейтед, производились всю Вторую мировую и активно использовались союзниками на тихоокеанском и европейском ТВД.
По данным моряков-торпедоносцев Северного флота «Каталины» (количество неизвестно) в период Великой Отечественной войны служили в авиации СФ и использовались, в частности, для подбора из воды экипажей потопленных немецким флотом в Баренцевом море кораблей и самолётов СФ, для чего на самолёте было установлено специальное зацепное устройство.
«Каталины» некоторое время использовались ВМФ СССР на Тихом океане, где данные машины получили отличные отзывы. Правда, были и сложности - американцы поставили документацию на английском языке.






Примечание
* В фашистской Италии для Военно-Морских Сил СССР фирмой «Одеро-Терни-Орландо» был построен лидер эскадренных миноносцев (итал. esploratore) проекта 20И "Ташкент". При мощности 130 000 л.с. и водоизмещении 3422 т корабль развивал скорость 43,53 узла.

Интересно, что 18 апреля 1939 года, во время подъёма на корабле советского флага представитель фирмы ОТО сеньор Руже закончил свою торжественную речь словами:
«Да здравствует фашизм, да здравствует Муссолини!».
Военпред и одновременно переводчик советской делегации А. К. Усыскин нашёлся и перевёл слова Руже так:
«В конце речи господин Руже приветствует своё правительство!»




Продолжение следует

история, авиация, Россия, политика, наука

Previous post Next post
Up