Ч1 Ч2 Ч3 Ч4 Ч5 BMW - Bayerische Motoren Werke AG
Компания BMW изначально была "заточена" под выпуск мощных мотоциклов, это ее визитная карточка. Посмотрите, даже гражданский BMW R7 одиночка, 1938 года выпуска имел карданный привод.
BMW R32
Этот мотоцикл был запущен в производство в 1923 году и обозначен как BMW R32, став первым мотоциклом, который будет представлен как BMW.
Двигатель в R32 с объемом 494 куб.см имел чугунный цилиндр. Двигатель мощностью 8,5 л.с., и R32 достиг максимальной скорости 95 км / ч. У R32 была трубчатая стальная рама с двумя нижними трубами, которые продолжались под двигателем к заднему колесу.
В 1931 году BMW представила одноцилиндровый двигатель, на базе которого собрали мотоцикл R2.
R2 возглавил серию одноцилиндровых мотоциклов BMW, в том числе 400 куб.см R4 в 1932 году и 300 куб.см R3 в 1936 году.
BMW R 12
BMW R12 был представлен в 1935 году и был первым серийным мотоциклом с масляной телескопической передней вилкой. Производство закончилось в 1941 году после появления BMW R 75 . К 1942 году в Мюнхене было построено 36.000 мотоциклов R 12. Обладая высокой надежностью и простотой эксплуатации при малой цене, мотоцикл стал самым массовым в вермахте. На варианте с коляской устанавливался пулемет. На спортивной версии R12 28 ноября 1937 года немецким мотогонщиком Эрнстом Хенне был установлен мировой рекорд скорости в 279,5 км/ч, который продержался 14 лет.
R71
В 1938 году появился R71 с воздушным охлаждением, 746 куб. который стал прототипом в СССР, а затем в Китае -как Чан Цзян.
BMW R 75
Тяжелый мотоцикл BMW R 75 была преемником BMW R 12, но с которым у него мало общего, серийно стал выпускаться в 1941 году и, как и Zündapp KS 750, является одним из немногих мотоциклов, специально разработанных для вермахта.
Высшее командование армии потребовало в апреле 1940 года от обоих производителей 70% соответствия запасных частей; это в первую очередь включало колесо с дифференциалом.
Коляска с блокируемым дифференциалом, подвеской и задней шестерней обеспечивала исключительные возможности езды по бездорожью для мотоциклов. Многочисленные комплектующие были стандартизованы с Zündapp KS 750 и взаимозаменяемы, укомплектован двухцилиндровым двигателем с воздушным охлаждением с рабочим объемом 745 см³.
Расход топлива (емкость бака 24 литра) составляет 6,3 л / 100 км на дороге и до 8,5 л / 100 км в поле. Передняя вилка более поздних моделей с 1943 года оснащена резиновыми сильфонами.
Производство было прекращено в 1944 году после выпуска 16.510 единиц, потому что было слишком дорогостоящим. Цена для вермахта составляла 2,630 рейхсмарок. Производство началось в июне 1941 года и было передислоцировано в Эйзенах в октябре 1942 года.
В начале советской кампании 1941/42 года было много нареканий к многочисленным повреждениям двигателя. Причиной был воздушный фильтр, наполненяемый водой и грязью. Затем, в конце 1942 года, фильтр был помещен поверх топливного бака под шлемоподобным покрытием, откуда воздух проходил через две длинных трубки к карбюраторам.
Третье колесо со стороны коляски приводилось в движение осью, соединенной с задним колесом мотоцикла. Они были оснащены фиксирующими дифференциалами и выбираемыми дорожными и внедорожными передаточными отношениями, через которые работали все четыре и обратная передачи. Это сделало R75 очень маневренным и способным ездить по любому покрытию. Несколько других производителей мотоциклов, таких как FN и Norton, обеспечили дополнительный привод на коляски.
Успех и надежность R75 во время войны привели к тому, что армия США потребовала, чтобы Harley-Davidson производил аналогичный мотоцикл для американских войск. Это привело к тому, что Harley выпустила свою первую в истории модель с валом, Harley-Davidson XA , которая была почти дубликатом R75.
А это очень интересный снимок: Kettenkrad о котором я вам рассказывал, вытаскивает в ангар первый в мире реактивный самолет Me 262, о котором я еще надеюсь рассказать.
М-72
В конце 30-х годов в Наркомате обороны СССР состоялось совещание, посвящённое выбору модели для Вооруженных Сил. После сравнения образцов было решено взять за основу BMW R-71, состоявший на вооружении вермахта. Для сохранения секретности представители Советского Союза закупили пять мотоциклов марки BMW в Швеции.
Два мотоцикла передали Московскому мотоциклетному заводу (ММЗ), созданному на базе велосипедного, один сохранили как образец, четвёртый разобрали по винтикам, последний отдали технологам. Исследовали химический состав каждой детали, изучили глубину и характер обработки поверхностей, чистоту и точность изготовления. Выпуск мотоциклов М-72 начался у нас в 1941 году. Совет по эвакуации при СНК СССР принял решение о переводе Московского мотозавода и связанных с мотоциклетным производством цехов на Урал, в город Ирбит. Основное КБ переехало тоже из Москвы в Ирбит.
Всего за годы войны на фронт с завода было отправлено 9799 мотоциклов. Сравните эту цифру с объемом производства мотоциклов на немецких заводах.
.... Многие наши специалисты задолго до начала войны выступали за широкое внедрение мотоциклов в армии. Один из них, преподаватель Академии моторизации и механизации Красной Армии И. Дюмулен, активно выступал за создание моточастей, указывал на их важную роль в защите от возможного агрессора (он конкретно указывал на фашистскую Германию), призывал оперативно наладить выпуск армейских мотоциклов типа БМВ-R71.
Германия тогда числилась в друзьях - и Дюмулен был арестован. Среди предъявленных ему обвинений было и разжигание недружественных отношений с Германией. Он был расстрелян вскоре после начала боевых действий в 1941 году. Однако усилия Дюмулена не пропали даром. Уже в 1940 году началась подготовка к производству армейских мотоциклов. Через третьи страны закупили образцы БМВ-R71, на базе московского завода "Искра" создали опытное производство с КБ, которое возглавил Н. П. Сердюков.
Технической документации на эту машину у наших конструкторов не было. Полученные немецкие образцы пришлось раздеталировать, обмерить, самим установить допуски на размеры, определить материалы и их термообработку и ни на йоту (такова была команда сверху) не отступать от технического уровня , конструкции, качества прототипа. Словом, делать своими силами все и не изменять ничего. Коллектив Сердюкова справился с этой задачей, хотя трудности их ждали немалые.
Например, на БМВ рама сваривалась из цельнотянутых труб переменного сечения (эллиптическое переходило в круглое). Нашим трубопрокатным заводам пришлось осваивать новую для себя продукцию. С технологической точки зрения новинкой стали и сложные отливки из алюминиевого сплава картеров двигателя и коробки передач. Прежде в нашем автомобилестроении и мотоциклостроении господствовал чугун, а дефицитный алюминий доставался преимущественно авиационной промышленности. А телескопическая вилка с гидравлическим амортизатором? Она требовала одинаково высокой точности и чистоты обработки на большой длине. И еще: конические шестерни со спиральным зубом по системе "Глисон" могли нарезать только два автомобильных завода в стране (ЗИС и ГАЗ) - именно такие шестерни были в главной передаче БМВ.
В конце концов освоили выпуск мотоцикла, который получил обозначение М-72. Для советского мотоциклостроения он означал революцию. Дело в том, что конструкция БМВ-R71 была ориентирована на современное массовое производство и содержала одновременно немало технических новшеств, которые на советских мотоциклах не применялись. Это дуплексная рама, ножное переключение передач, пружинная подвеска заднего колеса, телескопическая передняя вилка, карданная передача, питание каждого цилиндра от самостоятельного карбюратора.
Оппозитное расположение цилиндров в двигателе обеспечило не только его хорошую уравновешенность, но и низкий центр тяжести всего мотоцикла.
Конечно, М-72 имел и свои неудобства, и капризы. Так, опережение зажигания все еще устанавливалось вручную, два карбюратора трудно было отрегулировать на синхронную работу, а сетчатый воздушный фильтр недостаточно хорошо очищал поступавший в двигатель воздух, что приводило к быстрому износу цилиндров. Не совсем удачной оказалась конструкция спиц, точнее их соединение с ободом - обрывы в тяжелых дорожных условиях не были редкостью.
ИЖ 49
После Великой Отечественной войны из Германии в счёт репараций было вывезено оборудование завода DKW, Ижевский завод получил в своё распоряжение станки. В 1946 году под контролем интернированного главного конструктора DKW Германа Вебера и других инженеров с DKW был начат выпуск мотоцикла Иж-350, на базе немецкого мотоцикла DKW NZ 350. В 1951 году без остановки производства был осуществлён переход на массовый выпуск мотоциклов «Иж-49», который завоевал большую любовь у населения. За счёт применения передней вилки телескопического типа, задней подвески с гидравлическими амортизаторами и других усовершенствований повысилась комфортабельность езды, улучшилась проходимость мотоцикла в плохих дорожных условиях. В 1958 году выпуск Иж-49 был прекращён, так как с 1955 года уже выпускалась новая модель - Иж-56. Всего было построено 507 603 мотоциклов Иж-49.
А гениальный конструктор Герман Вебер скончался в городе Ижевске в молодом возрасте в 1948 году.
мотоцикл к 750
В 1949 году по приказу Министра автомобильной и тракторной промышленности СССР Акопова С. А. был ликвидирован Горьковский мотоциклетный завод, оттуда на Киевский мотоциклетный завод прибыло около 100 чел. специалистов, комплект технологического оснащения и недостающее оборудование для организации производства тяжелого дорожного мотоцикла М-72, который был копией довоенного немецкого мотоцикла BMW R71.
Милицейский К-750 снимался в знаменитом фильме Эльдара Рязанова «Берегись автомобиля». На нем инспектор ГАИ, которого играет Георгий Жженов, преследует «Волгу» Юрия Деточкина, а перед этим - заводит сам мотоцикл с буксира при помощи той же самой «Волги»: «Со старым аккумулятором - это не жизнь».
Первые тяжелые мотоциклы сошли с киевского конвейера в 1951-м году, но их собирали из привозных деталей. Сначала из запаса горьковских, а когда он закончился - из ирбитских, причем параллельно со сборкой последних партий «киевлян». К 1955 году удалось освоить полный цикл производства, но созданный еще до войны М-72 к тому времени устарел окончательно.
Продолжение следует