Всё многоцветье мира - без палитры

Nov 25, 2018 14:12



Франс Хейс (Frans Huys) копия с Питера Брейгеля Старшего. Военный трёхмачтовик с Дедалом и Икаром в небе, около 1561-62. Бумага, резец, офорт, 222 х 287 мм. Альбертина, Вена. Картинка увеличивается по клику

Некоторые из рисунков Питера Брейгеля Старшего, представленные на выставке "Once in a lifetime", я уже показывала в обзоре этого венского проекта, а сегодня - небольшое дополнение о некоторых пейзажных гравюрах и рисунках, с этой выставки.

Как видно из подписи к картинке в начале поста, гравюра с изображением трёхмачтового парусника и падением с небес Дедала и Икара - это копия с гравюры по рисунку Питера Брейгеля Старшего. Спрашивается, зачем на серьёзной выставке представлять копии даже не рисунка, а гравюры, что же оригинала не нашлось? Да, к сожалению, в наследии Брейгеля Мужицкого не осталось оригинальных гравюр по серии его рисунков с изображением парусников, да и сами рисунки тоже не сохранились. Сегодня исследователям его творчества известны 67 рисунков Брейгеля Мужицкого, причём 6 из них - уже только в копиях. 35 рисунков из этого количества выполнены специально для перевода их в гравюры. Популярные у публики тех времён нравоучительные изображения, сценки народных гуляний и такая вот серия из шести изображений разных парусников при помощи гравёрных штихелей или кислоты, или сочетания того и другого переносились на медную пластину, с которой потом делались отпечатки. Тираж давал 100-150 качественных отпечатков, после чего можно было печатать на офортном ручном станке до полного изнеможения износа формы и потери изображения. Иногда издатели пытались "улучшить" изношенные медные "доски" (как их называют по аналогии с деревянными печатными формами), нанимая гравёров-ретушёров. Качество получалось всё равно так себе, к тому же можно было и полученной лицензии - привилегии от короля - лишиться за снижение качества печатной продукции. Поэтому конец процесса печати с одной формы был неизбежен, и для продолжения выпуска самых популярных гравюр другими авторами-гравёрами изготавливались копии медных "досок" по отпечаткам высокого качества. Как вы понимаете, при этом неизбежны были некоторые искажения авторского замысла: фотографии ещё не существовало, а человек, даже самый педантичный, всего лишь человек...

Рассматривая детали вооружения парусника, любуясь туго надутыми парусами, человечками, взбирающимися на мачты, плещущимся в волнах морским чудом-юдом и пикирующими на бушприт неудачливыми авиаторами, не поленитесь посмотреть на надписи у нижнего края. Копиист не собирался никого дурить награвировал слева свою монограмму рядом с фамилией Брейгеля, а справа надпись "Cum privileg" - свидетельство, что им получена лицензия на выпуск гравюр.

Следующая гравюра изображает морское сражение в узком Мессинском проливе.


Франс Хейс (Frans Huys) копия с Питера Брейгеля Старшего. Морское сражение в проливе Мессины, 1561. Бумага, резец, офорт, 428 х 717 мм. Альбертина, Вена.

Тот же копиист сохранил для нас изображение гравюры Брейгеля Мужицкого с морским боем, очень похожим на сражение в Неаполитанском заливе, которое вы видели на его картине - в обзоре выставки. Здесь панорама пошире и несмотря на отсутствие цвета - покрасочней даже. Вид с высоты птичьего полёта даёт широкий охват местности, где горы с дымящимся жерлом Этны и клубящиеся облака как будто участвуют в схватке на море. Кстати о птичках - Брейгель любит оживлять небо изображениями птиц. Даже крошечные силуэты пташек вполне опознаваемы на его рисунках. На общем изображении морского сражения в небе "барражируют" слева два каких-то непонятных ковра-самолёта, а справа и вовсе некто в ступе.)) Я сделала скриншот увеличенного фрагмента для вас.



Два длинношеих силуэта слева - явные гуси, а у объекта справа кроме длинной шеи имеется ещё длинный клюв и длинные ноги. Это может быть не только изображение аиста, но именно его, как и гусей, Брейгель Мужицкий изобразил в картине "Фламандские пословицы", поэтому мне нравится думать, что это именно аист. Что бы это значило, мы долго размышлять не станем, поскольку фламандские пословицы говорят, что пялиться на аиста - глупая трата времени, птицу и так видно по оперению. Последнее в нашем случае не подходит. А по поводу гусей фламандская пословица гласит, что если их не нужно пасти, то нужно позволить гусям быть просто гусями ( а не выдумывать аллегории).

Но обратимся к пейзажным рисункам Питера Брейгеля Старшего. Самый ранний из сохранившихся присутствует на выставке.


5.Питер Брейгель Старший. Дорога через деревню, около 1552. Бумага, перо коричневым тоном, 207 х 331 мм. Гравюрный кабинет Лейденского университета.

Свободно владея пером, Брейгель размашисто штрихует летящие по небу облака, стелющуюся траву, высокие крыши домов, короткими параллелями изображает ветви деревьев, дробным пунктиром и "петельками" заполняет склоны гор. И вот перед нами живая, наполненная вибрацией воздуха и света картина - красочная и вполне соответствующая реальности.

Более интересный по композиции и техническим приёмам рисунок Брейгеля Мужицкого сделан им по рисунку итальянского художника Доменико Кампаньолы (Domenico Campagnola).


Питер Брейгель Старший.Итальянский пейзаж с рисунка Доменико Кампаньолы, 1554. Бумага, перо красно-коричневым тоном, 333 х 466 мм. Государственные музеи Берлина (Staatliche Museen zu Berlin).

Этот пейзаж более живописен, чем предыдущий рисунок: сгущение и разрежение тонких и гибких линий создают мягкие переходы тона от светлого фона - белой бумаги, до коричневых теней - нанесённых пером старых чернил. В небе слева планируют два весёлых уже знакомых гуся. Интересно, что оригинальный рисунок Кампаньолы не сохранился, а на сделанной по его рисунку гравюре видно, что не только весёлых гусей в небе, но и путников на земле, равно как и пикника на обочине закусывающих крестьян в изображении местности нет. Только водяная мельница на излучине реки. То есть Брейгель позаимствовал у автора для своей композиции только вот эту самую мельницу и речку, дугой уходящую в глубь деревни. Вероятно, он также позаимствовал у итальянца и некоторые технические приёмы рисования, но об этом можно только догадываться: несколько суховатая моделировка гравюры-копии мало говорит о виртуозности оригинала.



К ранним рисункам Брейгеля Мужицкого относится и вот этот замечательный вид на город-крепость среди гор.


Питер Брейгель Старший. Пейзаж с городом-крепостью, 1553. Бумага, перо коричневым тоном, 236 х 335 мм. Британский музей.

Более подробно город и окрестности видны на скриншоте увеличенного фрагмента ниже.


Скалистые склоны Альп с долиной и путниками на склонах - воспоминание Брейгеля о путешествии в Италию.


Питер Брейгель Старший. Горный ландшафт, 1553. Бумага, перо коричневым тоном, 236 х 343 мм. Лувр.

На увеличенном фрагменте видны крошечные фигурки всадников и повозки, путники. Все они кажутся просто деталями грандиозного пейзажа - песчинками в бесконечной картине бытия...


Главный герой следующего рисунка представлен молящимся под большим деревом. Эта сцена смещена немного влево, а справа открывается вид на крепостную стену города у подножья холма. Молитву святого Иеронима контролирует олень под следующим деревом.))


Питер Брейгель Старший. Пейзаж со св. Иеронимом, 1553. Бумага, перо коричневым тоном, 232 х 336 мм. Вашингтонская национальная галерея.

Серия гравюр-копий 1555-1556 годов воспроизводит оригинальные гравюры Брейгеля Мужицкого на темы горных ландшафтов с низинами и сценками крестьянского быта. По словам одного из бывших директоров и хранителя музея Альбертина - известного венского искусствоведа Отто Бенеша, Брейгель, делая зарисовки с натуры в своих записных книжках, тщательно записывал разнообразную окраску животных, чтобы вспомнить её, когда будет изображать их на своих картинах. На гравюрах таких подробностей и записей мы, конечно, не увидим, но посмотреть там есть на что.



Йоханнес и Лукас ван Дутекюм (Doetecum). Копия с Питера Брейгеля Старшего. Деревенские заботы, около 1555-56. Бумага, офорт, резец, 322 х 421 мм. Альбертина, Вена.

Вид на далёкие горы и речную долину с корабликами созерцает задумавшийся крестьянин с косой под деревом справа, пока его собрат занят правкой своей косы. С небес стремительно пикирует "стерх". Это аист на самом деле, только несколько...карикатурный - таким получился у копииста, хотя возможно и Брейгель хотел пошутить.))) А на следующей гравюре в небе над похожей речной долиной летает уже знакомая пара гусей.



Йоханнес и Лукас ван Дутекюм (Doetecum). Копия с Питера Брейгеля Старшего. Бельгийская повозка (Plaustrum Belgicum), около 1555-56. Бумага, резец, 320 х 423 мм. Альбертина, Вена.

Последняя картинка на сегодня - лесная местность. И последняя птица в картинке - взлетающий аист. Если он не заставит вас улыбнуться, значит у вас плохое настроение.)))



Йоханнес и Лукас ван Дутекюм (Doetecum). Копия с Питера Брейгеля Старшего. Лесная местность (Pagus Nemorosus), 1555-56. Бумага, 321 х 425 мм. Альбертина, Вена.

Скриншоты рисунков и гравюр сделаны из каталога “Pieter Bruegel the Elder/ Drawings and Prints” Edited by Nadine M. Orenstein / Catalog of an exhibition held May 24-Aug. 5. 2001 at the Museum Boijmans Van Beuningen, Rotterdam and Sept.25-Dec. 2, 2001 at the Metropolitan Museum of Art, Ney York.. - The Metropolitan Museum of Art, New York; Yale University Press, New Haven and London, 2001. Отдельные изображения взяты из Викимедиа.

© Александра Шпетная

#птицыпочетвергам, рисунки и акварели, Брейгель, Картинки с выставки, графика

Previous post Next post
Up