Захотелось написать после того, как фильм "Рокетмен" об Элтоне Джоне все-таки был отсмотрен. Причем, здесь будет не столько даже о фильме, сколько о сопредельных моментах, включая мои собственные воспоминания.
Потому что о фильме уже многие написали, и я могу повторить слова тех, кто сообщал, что он хорош, и что актеры в главных ролях молодцы. Речь в первую очередь, конечно, о Тэроне Эджертоне, играющем Элтона. А также Джейми Белле, воплотившем образ Берни Топина - бессменного соавтора, текстовика, написавшего лирику большинства песен Джона. Это один из самых успешных творческих тандемов поп-культуры как таковой. И, конечно, Ричарде Мэддене, сыгравшем Джона Рида - менеджера, какое-то время любовника и в определенном смысле злого гения. О судебных тяжбах Элтона с Ридом много статистической информации, которую при желании всегда можно найти, в фильме же нам показана личная составляющая их отношений.
Все фото небольшого размера кликаются для увеличения.
Элтон и Берни Топин
Элтон и Джон Рид
Click to view
Эджертон и Мэдден веселятся
Теперь мои воспоминания.
Я дважды видела Элтона живьем, и оба раза это были очень яркие моменты. Сейчас расскажу, как это было, и упомяну о забавной истории.
Как известно, сэр, создавший собственный ВИЧ-фонд, очень серьезно относится к проблеме СПИДа (далее - прямая речь из программы о мэтре, которую мне посчастливилось переводить): "В 1980-е много, очень много моих друзей умерло от СПИДа. А я тогда решил не пачкать рук. Я был геем и сейчас даже вспомнить не могу, почему ничего не сделал. Наверное, меня поглотили наркотики, я был слишком одержим собой. Позже мне было за это очень стыдно. Протрезвев, я решил, что хорошо было бы создать фонд. Так я хотел искупить свое бездействие в период кризиса".
Неизвестно, что руководило дочерью украинского экс-президента Леонида Кучмы и по совместительству супругой одного из украинских олигархов Еленой Пинчук, когда она решила создать свой фонд АНТИСПИД. Сама она утверждает, что исключительно желание помочь, и пусть будет так. В общем, ее фонд сотрудничал с фондом Элтона, а супружник-олигарх Виктор Пинчук с сэром заприятельствовал (есть такое слово?) и сделал полезную для граждан вещь. Я понимаю, что слова "олигарх" и "полезная для граждан" в одном предложении звучат странновато, но на сей раз так и было. Благодаря усилиям Пинчука Элтон Джон дал в Киеве бесплатный благотворительный концерт на Майдане Незалежности.
Поверить не могу, что вывешиваю у себя в ЖЖ фото Пинчуков :)))
Помимо этого, в PinchukArtCentre в центре столицы была проведена выставка фотографий из коллекции Элтона. Забегая вперед скажу, что на выставку я тоже ходила, и это было очень интересно - не только из-за самих фото, но и потому, что среди экспонатов были работы известнейших фотографов, которых знают даже те, кто совершенно не в теме. Там все на свете: портреты, пейзажи, абстрактные снимки, постановочные, спонтанные, в общем, чего только душа пожелает.
Так вот, случилось это в 2007 году, в мае, если мне память не изменяет. Элтон прибыл в Киев вместе с супругом Дэвидом Фернишем, и если в задачи сэра входило музицирование, то Дэвид, возглавляющий СПИД-фонд имени мужа, занимался вопросами, связанными с его деятельностью. В частности, провел встречу с ВИЧ-активистами в инфекционной больнице, где проходили лечение люди, больные СПИДом.
Вышло так, что больница эта в те времена находилась на территории всемирно известной Киевской Лавры, откуда ее позже выгнали благодаря стараниям лаврского настоятеля, не желающего терпеть на своей территории "больницу грешников", но это отдельная история.
Благодаря своему другу Стасу я получила аккредитацию на эту встречу и посетила ее вместе с ним. Накануне встречи наблюдалось следующее. Во-первых, ближе к ее началу к Лавре подтянули полицию (тогда еще милицию), ибо некие скрепные граждане обещали устроить массовый протест и "не пущать в святую Лавру содомита". Во-вторых, Дэвид с сопровождающими лицами прибыл в черном Мерседесе с тонированными окнами, на лобовом стекле которого красовалась табличка с надписью Elton John. Так вот, некоторые туристы, подъезжавшие автобусами на экскурсию в Лавру, узрев этот Мерседес, припаркованный у входа, напрочь забывали о цели своего визита. И, несмотря на увещевания экскурсоводов, брали машину в кольцо и готовили фотоаппараты, ожидая, что с минуты на минуту из Мерседеса появится сэр, и они смогут его запечатлеть. И даже, если повезет, запечатлеться с ним. За этим было очень забавно наблюдать. Особенно зная, что никакого Элтона внутри нет, да и Дэвида, который мог бы урвать кусочек славы, тоже, потому что его уже сопроводили в здание больницы.
Под конец встречи мы сфотографировались с Дэвидом - в отличие туристов, нам свезло :). Но главное - неожиданным бонусом ко всему этому стало то, что всем, присутствовавшим на мероприятии (оно, кстати, было весьма скромным и совершенно не пафосным), выдали пропуски в ВИП- и фан-зоны на вечерний концерт Элтона. Мне достался второй, и только благодаря ему я оказалась под самой сценой, откуда смогла наслаждаться выступлением сэра, разглядывая его в непосредственной близости. Ко всему сказанному добавлю, что Дэвид оказался очень приятным человеком и произвел на меня самое положительное впечатление.
Вторая моя концертная встреча с Элтоном состоялась в 2012 году во время проведения ЧЕ по футболу в Украине-Польше. Все та же парочка Пинчуков решила по такому случаю устроить на Майдане бесплатное шоу с участием Элтона и Queen с Адамом Ламбертом. Кстати, это был их первый совместный концерт, до этого они с Адамом лишь отдельные песни исполняли на каких-то церемониях типа МТВ. Концерт транслировался украинским ТВ, и его можно найти на ТыТрубе.
Click to view
В первой части выступал Элтон, во второй - Queen, и все это вместе с перерывом продолжалось… Часов шесть, я думаю, не меньше. Возможно, кто-то, с кем я тогда тусовалась под сценой, меня поправит. Да, мы опять попали под сцену :) На этот раз - по чистой случайности. В Киев тогда приехала моя подруга по фигурнокатательной шизе Катя. Аж из самого Красноярска - для того, чтобы посмотреть на Ламберта в компании Мэя и Тейлора. Ну и на Киев заодно. Так вот, накануне концерта мы пошли выгуливать Катю по Киеву. И возле одного из центральных парков неожиданно наткнулись на группу ребят, видимо, волонтеров, которые решили немного подзаработать. По всей вероятности, они как волонтеры получили некоторое количество пропусков в фан-зону, и лишние решили загнать. Цена была смешная, правда, поэтому мы купили сразу несколько и потом раздали оставшиеся друзьям, с которыми благодаря этому и смотрели концерт "во первых рядах", а не откуда-то с конца Крещатика. Потому что толпа желающих тогда заполонила весь центр до самой Бессарабки (кто знаком с географией Киева знает, что Бессарабка от Майдана далековато).
Собственно, на этом рассказ из разряда "что я все о себе да о себе" заканчивается. Просто захотелось вспомнить о тех событиях, потому что я считаю их одними из приятнейших в своей жизни. О том, что оба раза концерт был на высоте и очень понравился, даже говорить не буду. Сэр уже тогда был в возрасте, но на его энергетику сей факт никак не влияет. Не говоря уже о мастерстве перформера.
Что касается биографии Элтона, изложенной в фильме, то я была знакома с ней в общих чертах. В том числе знала о его кратковременном браке с женщиной по имени Рената Блауэл, хотя для многих он стал откровением, ибо эта "веха" настолько неприметна, что о ней в курсе только преданные поклонники. В свое время это и для меня стало откровением, когда я наткнулась на статью, посвященную женитьбе Элтона, в британском музыкальном журнале "Q".
Из нее я узнала, что событие случилось в День Святого Валентина, 14 февраля 1984 года, когда в Австралии будущий сэр сочетался с браком со звукоинженером Ренатой, работавшей над его альбомом "Too Low for Zero". О Ренате все сотрудники отзывались исключительно тепло, она была милой и приятной женщиной, а ее аккуратность вошла в поговорку (возможно, немецкое происхождение наложило отпечаток - понимаю, что стереотип). Все были очень удивлены, когда поняли, что Элтон приударил за Ренатой, потому как знали о его предпочтениях. Более того, в тот период у музыканта был "плохо скрываемый" бойфренд по имени Гэри.
Элтон объяснял случившееся тем, что его жизнь тогда проходила под знаком отвыкания от кокаина, и это давалось с трудом. "За пределами сцены у меня никогда не было спокойной жизни, мне казалось, что я способен влюбиться в первого встречного и тут же создать с ним семью. Наверное, это происходило потому, что я не окончательно пришел в себя после затянувшегося пристрастия к наркотикам. Мой мозг был засорен, я не совсем адекватно реагировал на действительность".
Долго ли коротко ли, Гэри дали от ворот поворот, Элтона все чаще стали видеть с Ренатой - и не только в Великобритании - и в конечном итоге он сделал ей предложение. Очевидцы отмечают, что Рената всегда была несколько мужеподобной и плевала на стереотипы "дамского поведения". Ходила в основном в футболках и джинсах. Правда, когда роман с Элтоном достиг пика, стала все чаще появляться в платьях и туфлях на каблуке. Сам Элтон говорил следующее: "Рената была в курсе, что в прошлом у меня имелся бойфренд. Само собой, я не посвящал ее в реальное положение вещей. Она не придавала этому значения, или просто не хотела совать нос в мою прошлую личную жизнь. Кстати, Рената вовсе не относилась к числу тех женщин, которые во что бы то ни стало хотели меня "переделать". Она любила меня и бросилась в этот омут с головой. По-моему, Рената вообще слабо представляла, что такое близость двух мужчин. Тогда мне казалось, что женитьба позволит мне избавиться от печальных мыслей. Я знал, что я гей, и был из-за этого очень несчастлив. Я устал решать психологические проблемы, устал от своих связей. Я не понимал, что за помощью обратился не по адресу: мне казалось, что свою природу я легко изменю, одним махом преодолев все трудности. Я долгое время мучился от наркозависимости, и после того, как мне удалось избавиться от пагубной привычки, жизнь предстала в новом свете. Казалось, все очень просто, стоит лишь пальцами щелкнуть. Сейчас я понимаю, что это была иллюзия".
Красивая история, чего и следовало ожидать с учетом обстоятельств, завершилась крахом. "Семейное счастье" продлилось недолго, и уже через три года Рената незаметно испарилась из жизни Элтона - как, собственно, и в фильме. А вскоре после этого его менеджер Джон Рид (да-да, тот самый, с которым у Джона некогда был роман) сообщил, что музыкант с супругой решили жить отдельно. Сам Элтон позже говорил, что понял, какую глупость совершил: "Мы с Ренатой знали, что наша семейная лодка напоролась на скалу, и ее разметало в щепки. В этом браке мы оба чувствовали себя узниками".
Бракоразводный процесс начался в ноябре 1988-го. Всю вину за случившееся Элтон взял на себя и позже вспоминал об этой женщине исключительно с теплотой, не сказав в ее адрес ни одного дурного слова. "Какое-то время после свадьбы мы жили... ну, почти душа в душу. Но потом я почувствовал, что дальше так продолжаться не может, что я вру и себе, и ей. У нас был хороший секс. Вернее, мы пытались убедить себя в том, что он был хорошим, но в конце концов мне все это осточертело. Я снова стал принимать наркотики - для того, чтобы сбежать от реальности. Очень не хотелось смотреть фактам в лицо. Господи, к чему был весь этот маскарад? Дошло до того, что Рената видеть меня не могла, и я решил: все, пора завязывать. Рената тоже подумывала о том, чтобы начать новую жизнь - и я понимаю, почему. Ей со мной приходилось туго. Я чувствовал ужасную вину перед ней. Нам следовало оставаться просто друзьями - тогда все было бы замечательно. Рената - прекрасный человек, один из лучших, кого я встречал. Я знаю, что разбил ей сердце, потому что она по-настоящему меня любила. Мне очень жаль..."
Кстати, в 2017 году, когда многие звезды вне зависимости от ориентации агитировали за легализацию однополых браков в Австралии, Элтон вспомнил о своей свадьбе с Ренатой, которая именно там и состоялась. Вот что он сказал: "Много лет назад я выбрал Австралию для свадьбы с замечательной женщиной, которой восхищался. Больше всего на свете я хотел быть хорошим мужем, но отрицал свою истинную сущность, что стало причиной страданий моей жены и вызвало во мне чувство вины и сожалений. Чтобы быть достойным чьей-то любви, вы должны быть сильными и честными с собой и своим партнером".
О том, что стало с Ренатой, мало кто знает. Наверняка при разводе она не была обделена материально, но никаких подробностей нет, а сама Рената не стала зарабатывать популярность на "мемуарах". Я где-то встречала информацию о том, что она вернулась в Германию. Надеюсь, сумела создать новую семью, на этот раз - с подходящим мужчиной.
Лирическое отступление. Для меня такой вариант "браков по расчету" (давайте назовем их так) - болезненная тема, и мне всегда очень жаль не только геев и лесбиянок, которых разные обстоятельства вынуждают идти на подобное, но и их супругов. В случае, если супруг/а вступает в брак по любви, не догадываясь о сущности жениха/невесты. Существует термин "лавандовый брак", союз гея с гетеросексуальной женщиной для прикрытия, но он подразумевает полную осведомленность обеих сторон и их обоюдное решение поступить именно так. Цели могут быть разными, но в этом случае, по крайней мере, все в курсе и женятся сознательно. А не так, как было в случае с Ренатой. Мне запомнились слова одной американки, которая перенесла в браке много страданий именно потому, что не знала, что ее любимый - гей, женившийся на ней в попытке "переделать себя". Брак в конечном итоге распался. Когда в США велись активные дебаты о легализации однополых браков, она выступила с заявлением о том, что это обязательно нужно сделать, поскольку подобный закон избавит от проблем, жизненных передряг, несчастий и депрессий не только самих гомосексуалов, но и множество таких людей как она. Абсолютная правда.
Вернемся к фильму. А конкретно - к музыке. Меня устроили все обработки известных песен Элтона и все постановки "под мюзикл", которые их сопровождали. Я даже больше скажу: было интересно послушать, потому что музыкальную часть обеспечивал сын Джорджа Мартина, Джайлз (сегодня нужно уточнять, что речь не об авторе "Игры престолов", а о легендарном продюсере Битлз - покойном сэре Джордже Мартине, который работал с ними над всеми альбомами за исключением "Let it Be"). Джайлз, который пошел по отцовским стопам, еще при жизни Джорджа работал вместе с ним над битловской антологией и получил "Грэмми" за альбом ремикшированной музыки Битлз "Love" для Cirque du Soleil.
Click to view
Интервью Джайлза Мартина об Элтоне и работе над музыкой к фильму
Работой музыкального продюсера, то есть Джайлза Мартина, для "Рокетмена" я осталась довольна, кроме того, услышала в одном месте… назовем это "пасхалкой": там есть момент, когда музыка резко обрывается с параллельным "переключением" сцен. И звук этот в точности соответствует концовке "Сержанта Пеппера", когда в песне "A Day In The Life" перед финальным аккордом нагнетается оркестровое крещендо. Я не стану утверждать, что это было сделано намеренно, но есть подозрения, что да :). Подтверждений искать не стану, если они сами на меня не выпрыгнут.
Ссылка на саундтрэк к фильму на Спотифае О том, что исполнитель главной роли Тэрон Эджертон все песни поет сам, и поет очень хорошо, большинство наверняка знает. Вообще, все актеры поют сами, порой мимо нот, но от них и не требуется идеального вокала, ибо так задумано. А вот Элтон по умолчанию должен, и Эджертон справился на отлично. Мне, кстати, импонирует идея того, что в фильме не стали использовать песни в исполнении оригинала. Это тоже настраивает зрителя на мысль о том, что нам преподносят не "стопроцентный байопик", а фантазию по мотивам байопика, в связи с чем отдельные неточности в повествовании не вызывают претензий. Да и неточности - по крайней мере, судя по тому, что я читала - весьма относительные. Из разряда "песня "Crocodile Rock" появилась позже первого выступления Элтона в клубе "Трубадур", которое положило начало его всемирной славе" (в фильме именно ее он там и поет).
То же самое было в "Рапсодии" с "We Will Rock You", и даже при том, что это один из наименьших ее огрехов по части достоверности, вызвало куда больше претензий. Ведь изначально "Рапсодия" позиционировалась строго как байопик. Это уже потом начались отмазки на тему "мы ж не байопик снимали, мы хотели заглянуть в глубины души Фредди и группы". Плюс, в "Рокетмене" нет того пафоса, который периодически пронизывает "Рапсодию" до скрежета зубовного. Поэтому никто изначально не настраивается на то, что ему все покажут "по расписанию".
Вот ролик, в котором говорится, что в фильме правда, а что выдумка
Click to view
Ну и в завершение не обойду стороной вопрос российской цензуры, вырезавшей из фильма все сцены с "физиологическим взаимодействием" мужчин, сцены с наркотиками и даже упоминание о том, что Элтон счастлив в браке с Дэвидом и воспитывает двоих сыновей. Как многие уже знают, это является отсылкой к словам матери Элтона в фильме, которая после камин-аута сына заявила, что он никогда не будет любим и обрекает себя на одиночество.
Я сейчас опущу всю эту бодягу с самоуправством прокатчика (aka "унтер-офицерская вдова сама себя высекла"), который обкорнал кино без указаний сверху по собственной инициативе, в качестве превентивной меры. Минкульт, хоть и похвалил, подобной директивы не спускал. Я о том, что после просмотра стало понятно, что вырезанные сцены действительно лишили некоторые сюжетные линии логики и последовательности и выхолостили их подчистую. Ну и, конечно, гей-порно при просмотре мы так и не дождались: даже знаменитая постельная сцена, из-за которой было столько шума, снята максимально аккуратно. Почти даже целомудренно. Короче, я в очередной раз присвоила самоуправцам звание ебанатов и посетовала на ситуацию, которая стала причиной этого самоуправства.
Ну и чтобы не заканчивать на этой ноте, оставлю клип, в котором Элтон поет свою песню "Don't Go Breaking My Heart" в дуэте с РуПол. Первоначально она была записана с Кики Ди (в фильме есть этот момент, и
вот клип-оригинал для сравнения).
Элтон и Кики Ди в фильме и в реальной жизни
Но много лет спустя Элтон записал альбом дуэтов с разными исполнителями и перемикшированными песнями. "Don't Go Breaking My Heart" с Ру была одной из них. Я сейчас точно не вспомню, но, возможно, это был первый раз, когда я увидела Ру. Меня до сих пор веселит соотношение их роста и все происходящее на экране. По-моему, это один из самых красочных и веселых клипов своего времени. Хотя другого от Элтона и драг-королевы ожидать и не приходилось.
Click to view