Как известно, в ЖЖ я в последнее время пишу лишь в том случае, если меня что-то сильно впечатлит. И поскольку это опять случилось, под катом вас ждет выплеск на тему гей-фильма, который разбередил во мне разные чувства.
В повествовании будет несколько лирических отступлений. С одного из которых и начнем.
Дело в том, что гей-драмы не впечатляли меня уже давно. Пожалуй, последней из таковых была "Обычное сердце", но с тех пор немало воды утекло. Я их посматриваю порой, делая очередную засечку, и даже если фильм хорош, он все равно не вызывает реакции, которую я испытывала во времена, когда и достать соответствующее кино было непросто, и резонировало оно во мне по разным причинам. Но я понимаю, почему так происходит.
Во-первых, наступил момент, когда я обкушалась, в связи с чем восприятие притупилось. Особенно с учетом того, что большинство гей-драм скроены по одному сюжету: "запретная любовь" и ее последствия.
Во-вторых, сейчас в какой сериал ни плюнь - обязательно попадешь в квир-персонажа, и отнюдь не всегда "для галочки", чтобы отчитаться перед вышестоящими инстанциями о том, что "мы за разнообразие". Так что для ТВ это стало своего рода мейнстримом (и слава Дарвину), а на мейнстрим сильной реакции как правило не случается.
Рассматриваемый фильм под названием "Марио" 2018 года, по большому счету, тоже драма, и тоже на тему "запретная любовь и последствия". В таком случае, почему он меня так покорил? Объясню: спорт, а конкретно - футбол.
У меня почти не осталось пунктиков на темах, связанных с ЛГБТК, но "геи и спорт" - один из них. И очень сильный. Причем, не "геи и фигурное катание", в котором стрейтов днем с огнем не сыщешь (шучу, естественно, но в каждой шутке…). А "геи и футбол, баскетбол, регби" и что там еще. Чем объяснить эту мою нездоровую страсть - не знаю, может быть, тем, что футбол и Ко до сих пор остаются оплотом, где, несмотря на все перемены, тема остается более чем спорной. Чему, собственно, посвящена изрядная часть фильма, и очень немаловажная. Почему - тоже объясню.
Фильм швейцарский. Точнее, швейцарско-немецкий, и по стилистике напоминает немецкие независимые фильмы. Сюжет картины, если в общих чертах, прост.
Главный герой, Марио Люти - надежда молодежки (U21) футбольного клуба из Люцерна, талантливый форвард. Команда звезд с неба не хватает, но играет в профессиональной лиге (не в первой: как выяснилось в процессе перевода, в Швейцарии футбольных лиг пять, и, насколько я поняла, это вторая). Но у Марио хорошие перспективы. Для начала - переход в основной, то есть взрослый состав клуба. А затем хоть в "Ювентус", если хорошо себя покажет, хоть куда ("Юве" просто так в голову пришел, можете заменить названием любой другой именитой команды).
Перед началом сезона игрокам молодежки представляют новичка, Леона Сальдо из Ганновера, тоже форварда. Большинство встречает Леона с подозрением, поскольку, во-первых, не понимает, почему в клуб взяли немца, во-вторых, у них уже есть два нападающих. И поскольку в основной состав метит не только Марио, конкуренция имеет место быть, а тут еще одного претендента на место привели.
Леон быстро доказывает, что тоже не лыком шит, поэтому скоро двумя ключевыми нападающими становятся они с Марио. Дуэт выходит отличный, благодаря чему клуб обыгрывает действующего чемпиона лиги и заметно улучшает позиции. Руководство подумывает о том, что в основной состав их нужно продвигать в паре.
Чтобы ребята лучше друг друга узнали и поладили, их решают поселить в одной квартире, которую клуб держит для игроков. Тут-то все и случается. Причем, не на ровном месте, из серии "вот как, никто и не ожидал". Прелесть фильма для меня заключается еще и в том, что в нем все очень логично, но не в лоб. Некий флер между ребятами присутствует изначально, но развиваются события постепенно и именно так, как должны. Как по мне, в ленте нет ничего, притянутого за уши, и само по себе повествование весьма стройное.
Какое-то время Марио с Леоном наслаждаются своей любовью в тайне ото всех, пока тайное не становится явным. Очевидно, что свои отношения пара афишировато не собиралась, прекрасно понимая последствия, но на ту беду за ними подглядел "товарищ" по команде, на которого после появления в клубе Леона ставок больше не делают. Так что с его стороны это месть и чистой воды шантаж.
Пересказ дальнейшего сюжета будет спойлером, поэтому скажу лишь, что Марио больше склонен скрывать правду, потому что боится непоправимого урона карьере. Футболом он занимался с раннего детства, пахал как проклятый, чтобы достичь того, чего достиг, и не мыслит себя без игры. А вот Леон, несмотря на аналогичную биографию, явно, хоть и бессознательно, во главу угла ставит чувства. И это - один из основных конфликтов их отношений в частности и фильма вообще.
Одной из причин, по которой кино меня зацепило, стала игра актеров. Я им поверила. И это при том, что оба они - стрейты (не будем сейчас об излюбленной многими теме "кто кого должен играть", просто это - лишнее доказательство тому, что при наличии таланта кто угодно может играть кого угодно).
Роль Марио исполняет швейцарский актер Макс Хубахер, с виду - этакий… типичный блондинистый немецкий швейцарец? Утверждать не берусь, но мне его внешность представляется допольно типичной для тех мест.
В роли Леона - немец Аарон Альтарас. Точнее, наполовину немец, наполовину - еврей (второе мне сразу бросилось в глаза еще до изучения биографии, но это потому, что глаз уже волей-неволей наметан). Собственно, так и должно быть, потому что Марио действительно швейцарец, а Леон - действительно немец. Все герои фильма, кроме Леона, общаются на швейцарском диалекте немецкого, который отличается от германской версии и языка. Существенной роли для человека стороннего вроде меня это не играет, но "местные" наверняка понимают разницу. Тем более, что в фильме есть пара моментов, когда на этом делается акцент.
Как уже было сказано, одна из важных составляющих фильма - отношение к футболистам-геям на примере вполне себе благополучной и толерантной страны Швейцарии. Сейчас расскажу.
Много лет подряд я читаю одну и ту же периодически всплывающую в новостях волынку. Тренеры ведущих европейских клубов и сборных заявляют, что "футболист-гей в команде - не повод для беспокойства". ФИФА и УЕФА пытаются вести борьбу с гомофобией так же, как с расизмом, который до сих пор остается проблемой. Официальные лица английского футбола сообщают, что знают как минимум дюжину геев, играющих в Премьер-Лиге, фамилии которых прекрасно известны болельщикам. Но на личности, естественно, не переходят. Аналогичная картина в немецкой Бундеслиге. Один из тамошних арбитров высшего звена утверждал (ссылка на публикацию), что геев в Бундесе по три-четыре человека в каждом клубе. Вот только ни один из этих "хорошо известных болельщикам" из шкафа до сих пор так и не вышел.
Не так давно в масштабах мировой революции один из немецких журналов опубликовал интервью с игроком Бундеслиги, утверждая, что его знают все поклонники футбола. Но печатать свои откровения футболист разрешил лишь на условиях сохранения инкогнито. Потому что он - гей, и речь в интервью шла именно об этом: каково ему быть таким на ведущих позициях. Основная мысль вкратце: коллеги знают или догадываются, но дальше них эта информация распространяться не должна, иначе кранты. И еще на всякий случай неплохо бы женщиной "прикрыться".
"Если звезда футбола совершит камин-аут, этот человек станет жертвой оскорблений, насмешек и даже насилия", - считает босс английской Ассоциации футбола Грег Кларк, добавляя при этом, что испытывает "персональный стыд" за то, что футболисты опасаются выходить из подполья. Ибо не все благополучно в Датском, точнее, Английском королевстве. Казалось бы, тоже вполне себе прогрессивном.
Так вот, в описываемом фильме все эти двойные стандарты прекрасно пеоказаны. Ни тренеры, ни руководство клуба, ни агенты героев не гомофобы. И не потому, что получат по башке за неполиткорректность, если вдруг окажутся таковыми (хотя и это тоже). Они вполне себе проявляют понимание "на личном уровне", никого не побивают камнями и даже сопереживают. Но как только речь заходит о команде, не говоря уже о чем-то более масштабном и перспективном, моментально начинается: "Только чтобы никто ни о чем не догадался - ни фэны, ни спонсоры, вы же понимаете, у клуба определенный имидж, бла-бла-бла, так что не дай Боже". Короче, что станет говорить княгиня Марья Алексевна.
Это то, что я называю завуалированной гомофобией истеблишмента, в данном случае - футбольного, которая мало чем отличается от набившего оскомину "я ничего не имею против геев: у себя в спальне занимайтесь чем хотите, только на улице не появляйтесь". Здесь в связи со Швейцарией рамки несколько расширены - и на улицу можно, и партнерства регистрировать, и в различных сферах деятельности себя проявлять. Только если это не футбол. Хотя на словах мы за "миру-мир" и искренне готовы выйти на поле с радужными шнурками на бутсах, чтобы выразить поддержку ЛГБТК ("Радужные шнурки" - английская, а не швейцарская кампания, но не суть, потому что в целом картина идентична).
Как бы это меня не коробило, я понимаю причины, особенно если речь идет о клубах с международным именем. То, что может прокатить в Англии, хотя тоже не факт, не прокатит в странах вроде России, Турции и далее по списку, где футбол очень популярен, а вот геи - не очень. Что выслушает открывшийся футболист, из какого бы прекрасного далека он ни был, от болельщиков на трибунах в куда более суровых державах, даже представлять не хочется.
Поэтому в том же английском и прочих европейских футболах из шкафа пока выходят только рефери, что уже достижение. А футболисты, если и отваживаются на подобное, то лишь после ухода из большого спорта. Но и таких единицы. Самый известный из открытых геев-профессиональных футболистов, пожалуй, Томас Хитцльшпергер, бывший игрок "Баварии", "Астон Виллы" и сборной Германии, бронзовый призер ЧМ и серебряный - ЧЕ. Ныне - спортивный директор "Штутгарта". Аутнулся уже после завершения карьеры игрока.
Томас Хитцльшпергер
До недавних пор единственным футболистом - открытым геем, выступавшим в высшей лиге своей страны, был американец Робби Роджерс, которого я не первый год нежно люблю. У него интересная история. Роджерс играл в нескольких американских клубах, в сборной США, в том числе на ЧМ и Олимпиаде, в английском "Лидс Юнайтед", а в 2013-м году объявил об уходе из спорта и одновременно с этим совершил камин-аут, будучи уверенным, что на газон больше не вернется. Одной из причин своего раннего ухода Робби назвал необходимость вести двойную жизнь, что оказывало на него огромный психологический прессинг и влияло на качество игры. Впрочем, не прошло и полгода, как Роджерс вернулся на позицию полузащитника в самый известный американский клуб "Лос-Анджелес Гэлакси" и стал в его составе чемпионом США, был отмечен как эффективный игрок и пользовался уважением коллег и болельщиков. Уговорил его на возвращение друг, другой футболист "ЛА Гэлакси", уверяя, что проблем не будет.
Робби Роджерс
Казалось бы, вот она - первая ласточка, лед тронулся, идиллия в отдлельно взятом чемпионате наступила. Но нифига, девочки и мальчики. Загвоздка в том, что в Америке футбол, или, как его там называют, соккер, - совсем не то же самое, что в Европе. Это не "спорт номер один", каковым в США считается футбол американский. И даже несмотря на то, что в последнее время популярность соккера в стране возросла, он в понимании публики по-прежнему не сравнится с бейсболом или баскетболом. Поэтому именно в Америке у Роджерса не было серьезных проблем, в то время как в Европе для него подобная опция была бы маловероятна.
Пару лет назад Роджерс ушел из спорта во второй раз, уже окончательно, и теперь помогает мужу, продюсеру и режиссеру Грегу Берланти, в его теле- и киноделах. А также воспитывает с ним сына и буквально пару недель назад родившуюся дочь.
Это, как вы догадались, было еще одним лирическим отступлением. Оно предполагалось более коротким, но Остапа в моем лице понесло, что лишь доказывает, насколько неровно я дышу к теме и могла бы наговорить еще кучу всего. Но пощажу тех, кто интересуется вопросом опосредованно. А если вдруг не опосредованно - оставлю ролик от "ЛА Гэлакси" с хайлатами Роджерса в сезоне 2015-го года. Они такие про каждого игрока делают.
Вернемся к "Марио". Судя по тому, что я прочла, его любят сравнивать с немецким фильмом "Свободное падение", поскольку находят много общего в их содержании и происхождении.
Насчет содержания для меня вопрос крайне спорный, хотя в "Свободном падении" речь тоже о любви двух мужчин, занимающихся стереотипно "мужской" работой, а именно - полицейских. Честно говоря, в свое время я посмотрела его потому, что одного из пары играет актер Макс Римельт, снимавшийся в роли Вольфганга в "Восьмом чувстве". И мне было интересно взглянуть на него в этой ипостаси. Сразу скажу, что ипостась не шибко отличается от Вольфганга, но видеть его все равно было приятно. В то время как второго персонажа, главного героя, периодически хотелось уебать с ноги за трагические метания между беременной женой и любовником. И за жену, и за любовника, потому что крови попил у обоих, а вот его собственный богатый внутренний мир со всеми переживаниями и попытками усидеть одной жопой на двух стульях вызывал у меня в основном раздражение и почти никакой жалости. Хотя жалостливая реакция явно предполагалась.
В "Марио" же, к счастью, отягчающие обстоятельства в виде жен отсустствуют, а вот "внутренние переживания героев" зацепили за живое. За что еще раз спасибо режиссеру Марселю Гислеру и актерам. Причем, не только главным, потому что второстепенные роли, в том числе лучшей подруги Марио, которая [спойлер]становится его "бородой", то есть дамой для прикрытия, тоже удались.
В заголовке одной статьи торжественно утверждалось, что Гислер сравнил Макса Хубахера с покойным Хитом Леджером. Сперва я решила было удивиться, но потом прочла само интервью: "Блондин, о котором никогда не подумаешь, что он гей. Я решил, что это важно для актера на роль Марио, поскольку он всю жизнь провел в среде, где юноши воспитываются в соответствии со стандартами поведения мачо". В общем, режиссер не актеров сравнивал, а персонажей - Марио с Энисом Дель Маром из "Горбатой горы".
И да, обязательным условием кастинга для обоих претендентов на главные роли было умение играть в футбол, поскольку - помимо всего прочего - это еще и хороший футбольный фильм. Все фрагменты, связанные с игрой, выглядят максимально реалистично, и при их просмотре у меня возникало ощущение, что я смотрю отрывки настоящего матча. А я, если кто-то еще помнит, в свое время подвисала на футболе долго и конкретно, еще со школы. И писала обзоры матчей ЧМ-2006 для спортивной рубрики интернет-портала, который тогда возглавляла. Просто так сообщаю, чтобы было напонятно, насколько все было серьезно :)
Условие кастинга было выполнено: и Хубахер, и Альтарас занимались футболом в отрочестве, поэтому обучать их азам владения мячом не пришлось.
В заключение скажу вот о чем. Мне так не хватало гей-кино на футбольную тематику, хоть я и не отдавала себе в этом отчет, что когда-то я залюбила до дыр немецкий фильм 2004 года "Manner wie wir" (что на русский адаптировали как "Забойный футбол", а на английский - "Guys and balls"). Это была комедия, в каком-то смысле даже фарс, с элементами серьезного разбора полетов на тему гомофобии.
Ее главным героем был Эки, сын пекаря и вратарь полупрофессиональной команды из небольшого городка под Дортмундом. После того, как его гомосексуальность выплыла на поверхность, Эки турнули из клуба, и он поклялся отомстить. А именно: собрать команду из одних только геев и надрать зад обидчикам в честной игре. Ясен пень, в финале именно это и происходит.
В процессе Эки встречает большую и светлую любовь, играющую в созданной им команде, а персонажи, которые в этом участвуют, те еще типажи (для придания пущего комического эффекта). Полиаморная троица "кожаных папиков"; манерный турок с оттопыренным мизинчиком из шеварменной, вклюбленный в Бекхэма; задрипанненький фанат "Боруссии", скрывающий от других ультрас свою ориентацию; парочка бразильцев из местной диаспоры по кличке Рональдо и Рональдиньо (какой же футбол без бразильцев!) и прочие. Есть даже один стрейт, который, чтобы играть в команде, честно прикидывается геем. А все потому, что влюблен в сестру Эки, которая активно помогает брату в его предприятии (довольно избитый комедийный прием на самом деле).
Суровый сельский папа-пекарь признает заслуги Эки и его бойфренда после честной победы над обидчиками. Здесь много других картинок из фильма, если вдруг интересно.
Фильм на самом деле вовсе неплох и несет в себе позитивный посыл, хотя сейчас такого бы в Германии не сняли - устаревший формат. Но я смотрела его не один раз именно потому, что там было про геев и футбол, и на фарсовые элементы мне в этой связи было плевать.