Околофранкенштейновское

Nov 19, 2013 11:35

Должна вам сообщить, дамы и господа, что человек, пишущий сейчас эти строки - абсолютное креведко, как нынче принято выражаться, тормоз и отчасти даже лузер. Не то чтобы в критической степени, но дело в следующем.



В воскресенье, как уже было доложено, мы посетили кЫно под названием "Франкенштейн", привезенное в наши столицы добрым Британским советом, который время от времени развлекает киевлян показами каких-нибудь фильмов и даже проводит фестивали брит-кино. На эти показы и фестивали за последние не скажу сколько лет я периодически попадала.



Вы помните мое отношение к кино, да? Оно очень выборочное, и выбор этот часто происходит по причинам, известным в основном небесной канцелярии, а не мне самой (если не считать фильмов, которые меня интересуют конкретной тематикой). В моем присутствии бесполезно восклицать что-нибудь из разряда "Ну это же Дэнни Бойл!" Потому что прежде чем промычать в ответ что-то хотя бы связное, я должна буду сходить в Википедию и посмотреть, чего Дэнни Бойл снял. *заглянув в Вики* Ну, естественно, я смотрела "Транспоттинг" (в далекой-далекой юности на каком-то ужасном носителе типа VHS - других тогда не было, - в дурном качестве и с переводом того гнусавого чувака, который обеспечивал постсовдепии знакомство с импортным кинематографом). И "Пляж" я тоже смотрела - уже в кинотеатре, как порядочная. Про "Пляж" нихрена не помню, вылетело из головы - как будто и не было его там никогда. Да, Лео ДиКаприо в картине присутствовал, и это единственное, что всплывает у меня в мозгу, даже сюжет не вырисовывается. "Миллионера из трущоб" не смотрела - и не тянет, честно говоря, - но помню про Оскара и про то, что все очень восхищались. Так что вот так, дорогие, не заводите со мной разговоры на тему творческого наследия разных режиссеров - в спонтанном режиме это бесполезно. Большинства актеров и актрис то же самое касается. Хотя бывают и приятные исключения: в отношении некоторых из них я сама могу прочесть развернутую лекцию со всеми подробностями биографии и фильмографиии. Я же говорю - в моем случае это как рулетка.

Но это еще цветочки, потому что куда более любопытное отношение с моей стороны наблюдается к театру. И если в случае с вышеописанными кинопробелами, зияющими в моем образовании, мне ни капельки не стыдно, то в случае с театром - стыдно, и даже очень. Потому что я понимаю, что я, наверное, его не понимаю - в силу своего примитивного восприятия этого вида искусства. Сейчас попробую объяснить.

Недавно мы зацепили театральную тему в разговоре с Наташей still_raining, и я охарактеризовала ситуацию так: "Чтобы пояснить мое отношение к театру: я откровенно скучала на спектаклях Виктюка". Того самого Романа Григорьевича, от которого театралы в основном пребывают в экстазе - и совершенно заслуженно, как мне представляется. Более того: я имела честь с ним встречаться и общаться, и по-человечески Виктюк произвел на меня прекрасное впечатление. На один из его спектаклей (а я смотрела несколько) в Москве я даже попала по лично выписанной им контрамарке :) Которую долго хранила как память, или сувенир, пока куда-то не заиграла.

Театром я не проникаюсь - не могу сказать, что от слова "совсем", потому что это будет неправдой, но от слова "usually". Подозреваю, что дело еще и вот в чем: когда я смотрю театральную постановку, меня не покидает чувство искусственности происходящего из-за ненатуральности антуража. Какой бы хорошей ни была при этом актерская игра. И я совершенно серьезно,без всякого кокетства заявляю, что в этом отношении считаю себя примитивной, потому что не в состоянии абстрагироваться и устроить себе полет воображения. Мне правда очень жаль.

Хотя бывают приятные исключения. По этой же причине мне, к примеру, не должен был понравиться Стар Трек ТОС, потому что он очень "театрален": по большому счету, это телеспектакль, снимавшийся среди декораций, в плане дешевизны и примитивности способных переплюнуть иные театральные. И тем не менее. Еще очень хорошо помню, что на меня огромное впечатление произвел спектакль киевского (украиноязычного) театра драмы им. Франко "Тевье-Тевель" по мотивам "Тевье молочника" Шолом-Алейхема, в котором главную роль играл ныне покойный Богдан Ступка. Видимо, есть некие причины (которые я не собираюсь здесь анализировать), заставляющие меня проникаться отдельными драматическими постановками. О мюзиклах я не говорю - их я смотрю с удовольствием, ежели они того заслуживают,  потому что в мюзиклах "ненатурально" все: в реальной жизни люди не поют и не танцуют по любому поводу. В них всё априори "ненастоящее".



А теперь, после этого длинного лирического вступления, собственно, пара слов о "Франкенштейне" Дэнни Бойла, в котором две главные роли - доктора Франкенштейна и его "креатуры" - по очереди играют Бенедикт Камбербэтч и Джонни Ли Миллер. К вопросу о пробелах в образовании: естественно, о существовании актера по имени Джонни Ли Миллер я знала (я вообще знаю о существовании огромного количества актеров, но это знание часто ограничивается лишь их именами). Более того: недавно весь Киев завешали вот такими бигбордами, так что не обратить внимания на это лицо просто не было возможности (желание смотреть сам сериал у меня так никогда и не возникло - даже для того, чтобы сравнить с конандойлевским оригиналом и бибисишным "Шерлоком"). Но я очень удачно досмотрела пятый сезон "Декстера" за день до похода на "Франкенштейна" :) И там был крайне неприятный персонаж - мотивационный оратор Джордан Чейз, которого играл аккурат Миллер. Так что с Джонни я познакомилась вовремя.

И чего хочу сказать: это был как раз тот случай, когда я почти совсем вдохновилась спектаклем. "Почти" - исключительно потому, что ощущение искусственности происходящего на театральной сцене меня, по всей видимости, не покинет никогда. Я не в состоянии от него абстрагироваться, а это критическим образом влияет на восприятие, потому что не позволяет до конца поверить в "настоящесть" того, что тебе показывают. Впрочем, это не помешало мне оценить всю сложность и оригинальность декораций, а также блестящую игру обоих.

Теперь расскажу, почему я креведко и дуро. Я попала на версию, в которой Франкенштейна играет Беня, а Джонни исполняет роль "створіння". Да, естественно, мне и рассказали, я и прочитала, что у них очень разные... э-э-э... трактовки образов. И хотя мне очень понравилось "создание" Миллера, я всю дорогу ловила себя на том, что ужасно хочу посмотреть на Камбербэтча в этой роли. Но - увы, поздно пить Боржоми, когда почки отвалились: версию "наоборот" будут показывать в следующее воскресенье, и билетов на неё не было уже на прошлой неделе. Так что муа в пролёте. По крайней мере, на этот раз (я ведь не утверждаю, что больше мне никогда в жизни не представится возможность познакомиться с творчеством Мэри Шелли именно в этой интерпретации!).



И да, Бенедикт - прекрасный театральный актер (насколько я разбираюсь в театральных актерах). Знаете, я полностью согласна с утверждением тех - в частности, Закари Куинто об этом говорил в одном из сравнительно недавних своих интервью, - что все киноактеры, которых мы почитаем великими, прошли хорошую театральную школу. Что без театрального бэкграунда нельзя стать серьезным лицедеем. Я понимаю, что они имеют ввиду, несмотря на все свои странные взаимоотношения с театром, если их вообще можно назвать взаимоотношениями.

Черт его знает, чем это объяснить... Не художественной же самодеятельностью, в которой я всегда принимала участие в школе. И не участием в мюзикле "Кот в сапогах", который мы своими силами поставили в музыкалке, и даже показывали его в киевской филармонии несколько раз. Мне, тринадцатилетней, тогда еще говорили, что у меня есть все задатки хорошей комедийной актрисы (если они и были - то, по всей видимости, сплыли, или так и остались задатками, похороненными где-то глубоко). Хотя даже это можно назвать каким-никаким театральным опытом, потому что тогда, в филармонии, мы нюхнули "запаха кулис". Но это был единственный подобный опыт. (Оффтоп: а еще Закари Куинто говорил, что ценность актерства сегодня девальвирована в пользу коммерциализации, и он считает это позором, и что Спока ему играть, канеШна, понДравилось, но он рассчитывает на более серьезные роли. Ну, вы поняли мою мысль, да?).

В общем, спасибо большое Бритишскому каунсилу в Украине за то, что порадовал наст прекрасТным, что у меня все-таки изыскалась возможность с этим прекраСтным познакомиться, что один из последних пяти билетов хотя бы на один вариант постановки я успела прикупить, и что с моего места, которое представлялось мне расположенным в полной жопе, на самом деле открывался великолепный обзор. Я и забыла, что кинотеатр, в котором проходило мероприятие - один из самых комфортных и "продуманных" в Киеве, а мой предпоследний 15-й ряд оказался совершенно идеальным для моих глаз: даже очки не пришлось надевать! И еще один плюс: спектакль показывали с украинскими субтитрами, поэтому у благодарного зрителя была возможность насладиться оригинальным саундом.

P.S. Перед тем, как выйти из дому и отправиться в кино, позвонила отцу и вкратце рассказала ему, куда собираюсь, и что из себя представляет зрелище. На что поступил ответ: "Для многих, вероятно, станет открытием, что Франкенштейн - это на самом деле не имя чудовища, а фамилия его создателя". А ведь и правда!



P.P.S. И в каком все-таки странном виде эта история отразилась в современной массовой культуре.

С другой стороны, мое первое серьезное, хоть и опосредованное знакомство с темой состоялось вот в этом абсолютно блестящем фильме.

movie, me

Previous post Next post
Up