Mar 29, 2016 09:58
С наступлением кризиса в античном мире, начался стремительный процесс вытеснения жизнерадостного мировоззрения, присущего для эпохи античности. Такие изменения не могли не отобразиться в искусстве, а в особенности - в древней живописи. В период дороманской эпохи искусство имело намного меньше общего с античным, нежели раннехристианское.
В пятом веке Европу населяли варварские племена, испытывавшие страх перед силами природы и обожествлявшие эту стихию. Поэтому художники дороманского времени, хотя и создавали персонифицированные изображение разных проявлений природы, но все же старались их избегать. В искусстве варваров фигура человека практически не встречалась вплоть до седьмого века.
Основным видом древней живописи Западной Европы этого периода был орнамент. Он оставался единственной формой самовыражение до пятого века. В дороманском орнаменте часто сплетались магические представления древности, такие как страх перед стихией природы и определенные христианские знания о греховности мира и о его враждебности к человеку. Во многих старинных картинах на первый план выступали так называемые «варварские» элементы, представленные образами фантастики и народной мифологии, исполненные напряженным чувством жизни.
Древняя живопись дороманской эпохи была наполнена орнаментальными мотивами «звериного стиля»: художники изображали разных зверей, птиц, устрашающих чудовищ и демонов. Все это появлялось в орнаментальных работах, в которых часто выделялись изображения отдельных частей тел животных. Вероятно, подобный орнамент обладал магическим смыслом, как и его «звериные» компоненты. Порой, древняя живопись доромнского периода обладала уникальным, неведомым в античные времена динамизмом. Иногда орнамента начинался с одного изображения, а заканчивался совершенно другим сюжетом. Подобный динамизм древней живописи выражал особое мироощущение давних кочевых народов, постоянно стремившихся к завоеванию новых земель.
Практически до начала восьмого столетия в Европейской живописи господствовал орнамент, полностью покрывавший все возможные свободные поверхности: стены храмов, деревянную мебель, церковную утварь, помещения жилых домов. Орнаментом украшались даже рукописные книги, где сами буквы порой были настоящим произведением искусства. В это время появилось большое количество художников, создававших удивительные картины-иллюстрации для книг. Для их выполнения использовались яркие краски и причудливые образы.
В дороманских книгах начали появляться изображения человеческой фигуры, образ Христа и евангелистов. Постепенно древняя живопись становилась более смелой и осознанной, что послужило для начала новой эпохи в средневековом искусстве