Романская живопись и ее основные характеристики

Mar 29, 2016 09:57

Древняя живопись романской эпохи всегда была подчинена архитектуре, поэтому она была столь разнородной. Все виды искусства соединялись в храмах, становившихся центром, где были сосредоточены все творческие деятели этого времени. Большая часть живописных памятников романского стиля была создана во Франции в период с одиннадцатого по двенадцатый век, ведь именно эта страна стала местом формирования нового искусства.

Главное место в убранстве храмов романского стиля было отделено старинной фреске. Новым явлением стали витражи - уникальный вид живописи с использованием кусочков цветного стекла, соединявшегося при помощи свинцовых красок. Такие картины, заключенные в мраморные, бронзовые или деревянные рамы заполняли оконные проемы капелл и апсид. На темных стенах соборов появлялись яркие цветные пятна, оживлявшие пространство.

Художники чаще всего изображали в витражах удивительные сюжеты из житий святых и их истории, ведь такая литература была самой популярной в те времена. Порой, среди священных образов появлялись изображения простых горожан и ремесленников. Массивность стен удачно подчеркивалась плоскостным характером живописи с контурными рисунками и локальными тонами. Своим увлекательным рассказом до сегодняшнего дня привлекает цикл фресок, исполненных в церкви Сен-Савен сюр Гартан. В них содержится большое количество занимательных, но достаточно наивно переданных жизненных наблюдений, взятых из библейской истории.

Тон цикла этих фресок отличался эпической размеренностью, порой прерывавшейся выражением эмоций, сложными и прихотливыми движениями и поворотами фигур, свободным и легким ритмом, рождавшим впечатление внутренней нестабильности и волнения, свойственного романской эпохе.

Примером светской живописи этого периода стал так называемый ковер из Байе, созданный в одиннадцатом веке в Париже. В нем просматривалась еще одна особенность романской живописи, такая как реалистичность тенденций. На достаточно плотном ковре, выполненном из цветной шерсти, изображены эпизоды из военного завоевания Англии норманнами. Художественное повествование этой работы отличалось размеренным эпическим строем. События, происходившие одновременно, передавались мастером поочередно. Все детали были описаны последовательно и подробно.

В романскую эпоху ковры и шпалеры отыгрывали не только декоративную функцию, но и служили украшением парадных и жилых покоев, а в праздничные дни их устанавливали на стенах храмов. Они служили заменой настенных росписей, придававшей мрачному средневековому интерьеру нарядный вид.

Огромным разнообразием отличалась романская миниатюра, достигшая в эпоху расцвета Франции наивысшей точки развития. Этот вид древней живописи характеризовался особым разнообразием иллюстраций библейских хроник и евангелия.
Previous post Next post
Up