1. Как же происходило воссоединение
Если принять гипотезу о том, что левиты совершили Исход и прибыли в Израиль, библейская история должна быть переосмыслена.
1.1. Почему с ними нужно было считаться?
Вот они прибыли в Израиль и встретились с десятью коленами Израиля и двумя - Иудеи. Естественно, никто не хотел делиться с ними землей. Но левиты - не те люди, которым можно просто сказать «нет». Как следует из Библии, они весьма опасны.
Один из двух братьев, которые уничтожили все мужское население Шехема после изнасилования Дины, был левитом (Бытие 34).
Левий (вместе с Симеоном) прокляты Яковом на смертном одре за насилие
[1] (Бытие 49):
/5/ Симеон и Леви - братья,
орудия насилия - их тараны!
[2] /6/ В их совет не войдет моя душа,
к их собранию не присоединится мое сердце,
ибо в своем гневе они убивают человека
и по своему произволу подрезают жилы у быков.
/7/ Проклят их гнев, ибо он мощен,
и их злоба, ибо она тяжка!
Я рассею их в Иакове
и разбросаю их в Израиле!
[3] Убийство около трех тысяч израильтян в эпизоде с золотым тельцом:
/26/ И встал Моисей в воротах стана и сказал: «Кто за Яхве, ко мне!» И собрались к нему все сыны Леви. /27/ И он сказал им: «Так говорит Яхве, Бог Израиля: положите каждый свой меч на свое бедро, пройдите и вернитесь от ворот до ворот, и убивайте каждый своего брата и каждый своего друга, и каждый - своего соседа». /28/ И сделали сыны Леви, как говорил Моисей, и пали из народа в тот день около трех тысяч человек. (Исход 32:26-28).
Убийство израильтянина и медианитянки левитом Пинхасом:
/6/ И вот, человек из Сынов Израиля пришел и привел к своим братьям мидйанитянку на глазах у Моисея и на глазах у всего общества Сынов Израиля, а они плакали у входа в Шатер Закона.
[4] /7/ И увидел Пинхас
[5] сын Элеазара сына Аарона-жреца, и встал из среды общества, и взял копье в свою руку, /8/ и вошел вслед за израильтянином в шалаш, и пронзил их обоих, израильтянина и женщину в ее утробу. (Числа 25:6-8).
Бог награждает Пинхаса за этот поступок. Позднее он становится высшим священником Израиля.
И, наконец, древнее благословение Моисея, упоминавшееся ранее. Там есть такие слова о колене Леви:
Разбей чресла восстающих на него
и ненавидящих его, чтобы они не стояли! (Второзаконие 33:11).
Нельзя сказать, насколько историчны эти события, но, даже если это художественная выдумка, она отражает представление о левитах в древнем Израиле. Не стоит шутить с левитами.
В конце концов договоренность достигнута: левиты не получают земли, они получают несколько городов и 10 процентов продукции всех колен Израиля. И затем эта договоренность закрепляется религиозным контекстом. Левиты получают свои 10 процентов в их роли священников Израиля.
1.2. Священники и учителя
Библия подчеркивает, что левиты - не только священники, но и учителя. Так один из старейших библейских текстов, благословение Моисея (Второзаконие 33), говорит о левитах:
/10/ учат Твоим приговорам Иакова
и Твоему Учению Израиля… (Второзаконие 33:10)
Они учат тому, что бог говорил через Моисея. Несколько поколений потребовалось, чтобы все вырастали с историей Исхода всего Израиля и верили в нее. Вот, чему учит левитский автор источника E:
/14/ И будет, когда спросит тебя твой сын завтра, сказав: «Что это?», и ты скажи ему: сильной рукою вывел НАС Яхве из Египта, из дома рабства
[6]. (Исход 13:14)
Во Второзаконии десяти заповедям предшествует следующий фрагмент:
/6/ Я - Яхве, ТВОЙ Бог, который вывел ТЕБЯ из Страны Египетской, из дома рабства.
(Второзаконие 5:6)
И таких мест в левитских источниках много.
Как же получилось, что весь Израиль принял идею массового рабства в Египте? В попытке объяснить это многие библеисты отмечают тот факт, что Египет управлял Ханааном, ставшим впоследствии Израилем, около четырехсот лет. По Библии именно столько времени израильтяне пребывали в египетском плену. Эпизодически в этот период египетской гегемонии порабощение части населения Ханаана действительно имело место.
Сколько же времени понадобилось, чтобы внедрить легенду? Ранние источники, песня моря и источник J не дают никаких чисел. Написанный по крайней мере два столетия спустя после прихода левитов источник E говорит: «И отправились Сыны Израиля из Раамсеса в Суккот, около шестисот тысяч воинов, без детей» (Исход 12:37). Одно или два столетия после E, левитский священнический источник P дает уже точное число: 603550 мужчин от 20 лет и старше (Исход 38:26). Таким образом, библейские авторы не придумали Исход, они придумали числа.
Но если история массового Исхода была придумана, необходимо было придумать и историю заселения Ханаана. Так возникла книга Иисуса Навина с историей завоевания Ханаана, битвой при Иерихоне, остановленном солнце, уничтожении ханаанитских городов и т. п.. Однако археологические поиски не обнаруживают массовых разрушений. Локальные разрушения найдены в окрестности города Хацор, но они, скорее, подтверждают историю Деворы (Книга Судей 4). Того страшного, кровавого захвата, который описан в книге Иисуса Навина просто не было. Некоторые ученые используют этот факт для доказательства того, что Исхода не было, но он доказывает лишь то, что Исход не мог быть массовым.
1.3. Резюме. Позиция автора книги по поводу Исхода
1. Исход - реальное историческое событие, в котором участвовали только левиты, а не все израильтяне.
2. Завоевание Ханаана придумано, его не было в истории.
3. Имело место «слияние», отождествление Яхве - бога участников Исхода и Эла - бога израильтян.
4. Это отождествление было необходимым и фундаментальным вкладом во все последующее развитие религии, литературы и истории.
[1] Переводы и примечания 2-5 ниже И.Ш. Шифмана.
[2] Имеется в виду разгром Шехема, учиненный Симеоном и Леви (Бытие 34:25-29).
[3] Потомки Леви (левиты) не имели собственной земли. Земля Симеона находилась в земле Иуды (Иисус Навин 19:1-9), что само по себе лишало левитов самостоятельности. Очевидно, к Х в. до н. э. земля Симеона была полностью захвачена Иудой.
[4] Брак с чужеземкой-мидйанитянкой расценивается как сакральное преступление.
[5] Пинхас - египетское имя, означает «негр».
[6] Здесь и далее в цитатах из Библии жирный шрифт и прописные буквы - автора книги.