Допускать невероятное и сомневаться в правдоподобном - именно подобный подход является определяющим последние четыре века в нашей отечественной историографии, где в ее "романовской"/посРаскольной версии в качестве догматов появились дефиниции "славянство" и "панславянизм", кои безусловно и безапелляционно поставили поперед "православия", взамен сделав его "византийскую" ветвь основополагающей для истории нашей страны.
Что ж, попробуем разобраться в этой теме...
Начнем со слова "православие", что является точнейшим перевод греческого слова «ὀρθοδοξία» ("ортодоксия"), кое, в свою очередь, состоит из двух корневых частей: «ὀρθός» ("ортос")=«правильный, правый» и «δόξα» ("докса")=«слава, молитва». Слово «ортодоксия» вошло в христианский лексикон в эпоху Вселенских Соборов и употреблялось отцами Церкви как антоним различных еретических учений и обозначение "правильности [христианских] молитв/славы". И вплоть до Великой Схизмы 1054г.Р.Х., когда в христианстве произошёл раскол на Западную и Восточную ветви, - в христианской традиции слова «православный» и «католик» («кафолик») были синонимами. И лишь с этого трагического по своим последствиям Раскола мирового христианства этими словами начали называть сторонников разных ветвей: "ортодоксами" - последователей восточного христианства, а "католиками" - Западной Церкви/Ватикана.
Соответственно, в силу своих воззрений и исторического пути к "ортодоксам"/"православию" относится и наша РПЦ, и предшествующая ей Руськая Церковь, в коей, следует отметить, всё же более употребляемым было определение "правоверный" [от "правильная Вера"].
В раннем Средневековье шел весьма динамичный процесс обращения в христианство, когда различные социумы из внеромейского мира принимали христианского учение- Веру в "Логос"/Слово" взамен прежних, "природных". В то время таких стали называть "людьми/народом Слова". И именно отсюда появился соционим "словоне/словене"[СЛОВО-не], которое в качестве идентификационного признака стали применять: некоторые племена "готов" в Иллирии- [территория нонешней Словении] - "иллирийские словене"; некоторые племена "кельтов/галлов" в Моравии [территория нонешней Словакии] - "моравские словене"; некоторые племена "балтов" по реке Лаба [территория нонешней Польши] - "полабские словене";
часть "финно-угорских" племен "чудь" и "меря" у озера Илмерь/Ильмень - "ильмерские/ильменьские словене". Как видим, соционимом "словене" в Средневековье обозначались племена различные по своему жизненному укладу, вмещающему ланшафту, языку и ментальности, но при этом бывшими "людьми Веры в Слово"-последователями христианства, в отличие от своих родственных племен с их дохристианскими "природными" верованиями.
При этом никого из вышеупомянутых "словен" никто из современников вплоть до 17 века не отождествлял со "славянами". Во-первых, из-за того, что чисто такого понятия ранее не существовало и, соответственно, не употреблялось. А во-вторых, очевидно, что этимология более позднего слова "славяне" тесно связана с ромейским правовым статусом "slave" и "ортодоксией"/"православием".
Напомним, что обозначало в правовой системе Римской империи понятие "slave". Данный статус индивида обозначал правовое положение "раба" - негражданина (как правило, происхождением из племен северо-восточных пограничных территорий Римской империи), лишенного права избирать и быть избранным в систему органов власти. При этом правовой статус "slave" не препятствовал занятию ремеслом, предпринимательством, военным делом и др. видами деятельности, не связанными с представительством в органах власти. То бишь, в рассматриваемое время слово "slave"[="раб"] не несло той негативной коннотации, которая ноне присуще слову "раб".
В первые века христианство господствовало императивное представление, что христианское учение может быть представлено лишь на языках, на которых на табличке на кресте Спасителя было написано "INRI", что было начертано на иврите, латыни и греческом языке. Соответственно, в церковном богослужении, обрядах и книгах применялись лишь греческий язык и латынь, что было понятным для "коренных" средиземноморских народов Ромейской империи, но представляло трудности для обращения в христианство соседних народов, кои, напомню, имели в ромейской правовой системе статус "slave".
Но ситуация изменилась с обретением христианскими проповедниками Кириллом и Мефодием в Херсонесе в 861г.Р.Х. мощей Св.Климента, сосланного на рубеже I-II веков на каменоломни Тавриды и создавшего там в среде "slave"(рабов) христианскую общину, проповедуя христианство на их языке. Священномученик Климент, апостол от семидесяти и Папа Римский (ок. 91г.Р.Х.), - непререкаемый авторитет в христианстве. Поэтому после того, как Кирилл и Мефодий в 868г.Р.Х. доставили обретенные в Херсонесе Таврическом мощи Св.Клемента в Рим, Папа Римский Адриан II снял запрет на христианское богослужение среди "slave". Это снятие запрета позволило просветителям Кириллу и Мефодию [кстати, из "моравских словен"], взяв за основу греческий алфавит и древне-болгарский язык, легализовать созданный ими "церковно-славянский" язык, то бишь - письменность для церковного богослужения среди "slave", которая, в свою очередь, нашла широкое применение при распространении "ортодоксального" христианства на Север.
И именно христианское богослужение на церковно-славянском языке стало использоваться в
Руськой Церкви/Руси, которая, напомню, изначально относилась к "ортодоксальному" христианству и впоследствии никогда, в отличии от Византийской кафедры/Константинопольского патриархата, не отступала от постулатов "правой Веры"/"православия". При этом к ее последователям никто не применял название "славяне", ибо наши земли были далеко от ареола влияния ромейской правовой системы с их "slave", да и собственно слово "славяне" не существовало в речевом обороте. В то же время последователи Руськой Церкви/Руси называли себя "руськими людьми"/"русью".
Только в 17 веке после Смуты в Русском государстве, когда к власти в нашей стране были приведены "прозападные" Романовы, поддержавшие "Никоновскую реформацию" Русской Церкви по униатским лекалам "подведомственной" Константинопольскому патриархату Киево-Могилянской духовной академии, - в общественное сознание стали усиленно внедряться идеологемы о "византийском первородстве" и "киевоцентричности", которые и стали непререкаемыми основами "романовской"/постРаскольной версии отечественной историографии. Логично, что именно с этим внесением "определяющего" значения Византии для нашей страны в отечественной историографии вдруг появилась эдакая увязанность со "slave", что стало уже непреложным и предтечным рудиментом русского социогенеза.
А уже в 18 веке во внешнеполитических целях Российской империи в оборот было широко введено понятие "славяне" - подверстанный социоконструкт, куда включили разные в своем социогенезе народности, но при этом применявшие в христианском богослужении церковно-славянский язык. Так в "славяне" и попали: по большому счету "иллирийцы/готы" югославы, "тюрки" болгары, "кельты/галлы" чехословаки, "балты" поляки. Тогда же, в продолжении темы "славян" появилась теория "панславянизма", с помощью которой можно было обосновать предопределенность необходимости усиления влияния Российской империи на вышеперечисленные народы и занимаемые ими территории.
И всё бы ничего, но укрепившийся в нонешней отечественной историографии slave-рудимент с середины 17 века стал определяющим в целеполагании нашей управляющей элиты. Которая при принятии концептуальных, важных для судьбы нашего Отечества решений стала допускать невероятное и сомневаться в правдоподобном, что привело к неоправданным репрессиям по отношению к неотъемлемым и органичным компонентам "евразийского" социогенеза "Русского мiра"-"старообрядцам", "иноверцам" и "инородцам", стало поводом для кровопролитных войн с исторически и ментально близкими государствами за интересы ставших вдруг "братушками" т.н."славян".
Следует признать, что привнесенный в наше Отечество "прозападным" разворотом slave-рудимент - по факту кастрировал исторический путь нашей страны, сделав его коленопреклоненным и априори зависимым от "цивилизованного Запада".
Видимо, и акторам-планировщиками очень непросто "идущей по плану" СВО вышеописанный slave-рудимент затмил многие социо-ментальные реалии этого самого плана...
UPD:
Есть какая-то метафизика в том, что в день написания этого поста, 12 декабря, родился "западник" Н.Карамзин, который своей "Историей государства российского", списанного по существу с латинянских пасквилей 16 века, дышащих ядом неприятия и ненависти в Руссiи и Руськой Церкви, - таки закрепил в нашей отечественной историографии slave-рудимент, чужой и чуждый социогенезу "Русского мiра" и генезису российской государственности.