Откуда есть пошла Руськая Церковь/Русь

Jan 06, 2021 19:01

В канун Рождества, отмечаемого в традиции восточного[orthodoxy/orthodoxeia] христианства, само время вспомнить и собрать воедино размещенные в разных местах отрывки, содержащие информацию касаемо появления на земле нашей "евразийской Ойкумены" и последующего генезиса христианства в традиции Руськой Церкви (коя коротко называлась "Русь").


Начну с того, что Руськая Церковь, являясь одной из Поместных Церквей восточного христианства, в своей идентификации в названии принципиально отличалась от других Церквей, чья идентификация имеет четкое "географическое" отнесение, указывая на каноническую территорию конкретной Поместной Церкви. Так, Антиохийская Церковь прямо связана с землями Антиохии, Иерусалимская - с землями Иерусалима и иже(Палестина), Константинопольская - с землями Константинополя и иже.
Несколько иначе у Александрийской Поместной Церкви - с одной стороны связана с землями Александрии(Египта), но в своем древнем названии-"Коптская Церковь" идентифицируется с исповедающим ее социумом-"коптами". Забегая вперед, логично предположить, что именно эта идентификационная "двойственность" Александрийской Церкви станет подспудной причиной ее тесной в будущем связи с Руськой Церковью, коя изначально идентифицировалась по исповедающему социуму-"руси", а лишь затем стала отождествляться со своей канонической территорией, кою стали называть также "Русь".
Весьма важным видится сходство первоначальной идентификации по социуму Руськой Церкви с Кельтской Церковью, идентификация в названии которой также имеет отношение к исповедающему социуму, а именно "кельтам". Предположу, что именно проповедники-миссионеры гонимой со своей родины в раннем Средневековье Кельтской Церкви, характерной особенностью которой было органичное сочетание христианского учения с дохристианскими сакральными воззрениями "природных" верований [представления об особой кельтской святости и духовности -это так называемый celtic spirit, то есть идея превалирования чудесного, в котором густо замешивалась языческая тема], - и привнесли не позже IX века христианство на земли нашей "евразийской Ойкумены". Причем это произошло двумя путями - "северным" и "южным".
И если "южный" маршрут миссионеров Кельтской Церкви не пошел по сути дальше возникновения "кельтского квартала" [рядом с "иудейским" и "армянскими" кварталами] в центре Киева (о чем свидетельствовал венгерский монах, следуя через приднепровские земли Хазарского каганата на "прародину предков"- реку Идель), то "северный" их маршрут оказался куда как более результативным и имеющим значительные исторические последствия.
Смею предположить, что проповедники Кельтской Церкви проделали по сути обратный водный "норманнский" путь, который веками ранее проделали с востока на запад "водные номады"-"угры"/"ингры"/"энгры" с северо-западных земель нашей "евразийской Ойкумены" в сторону Британских островов. То бишь, по Варяжскому (ноне - Балтийскому) морю, оставив свой миссионерский след в землях низовий реки Лабы в виде "полабских словен", принявших христианство["Веру в Слово"] части социума"балтов", - прибыли в низовья реки Неман, где в поселениях на его рукаве и прилежащем острове под названием "Русь" убедили дружины "варяга"сменить их прежние "природные" верования на христианство. Причиной столь легкого перехода придерживавшихся "финно-угорского" жизненного уклада "варяга" в христианство (в представлении Кельтской Церкви) видится в неотрицании прежних дохристианских сакральных представлений, определенной схожести с представлениями "природных водных" верований и традициями (верховенство Троицы в пантеоне богов, сакральная роль Воды), а также убеждающая новообращенных форма миссионерского креста в виде якоря, что являлось серьезным сакральным знаком для "варяга".
И, видимо, именно тогда в низовьях р.Неман и именно там, на берегах притока/острова Руси появилось идентификационное определение органично вписавших христианство в прежние "природные" сакральные представления "варяга-русь", отличающее их от других дружин "варяга", придерживавшихся прежних дохристианских верований. Но при этом, следует отметить, что сущностно формирования Руськой Церкви еще не произошло.


И, видимо, с влиянием еще проповедников-миссионеров Кельтской Церкви связано появление социума "илмерьские/ильменские словене", как стали называть себя часть придерживавшихся "финно-угорского" жизненного уклада социумов "чуди" и "меря", сменившая дохристианские "природные" верования на христианство-"Веру в Слово".
Нельзя не упомянуть и значимую роль, которую сыграли великие торговые водные [по Волге, Каме, Оке, Идели/Ителю] пути "из варяг в пермь", "из варяг в булгары", "из варяг в персы", "из варяг в греки", кои были профильным занятием дружин "варяга", часть которых теперь стала "варяга-русь".
Исторически более ранний речной маршрут "из варяг в пермь" стал путем проникновения христианского миссионерства в земли Прикамья, который привел к тому, что в Великой Перми часть "коми-зырян", а именно "чолдоны" - сменили свои дохристианские "природные" верования на христианство в "руськой" традиции, по причине чего стали называть себя "первыми руськими людьми". При этом, в силу, видимо, политических причин и появления межконфессиональной напряженности с элитой и окружением, придерживавшимися прежних, дохристианских верований - на рубеже IX-X веков "руськие люди-чолдоны" массово перевалили через Большой Камень(Уральские горы) и расселились на просторах Сибири.
Другие же водные маршруты "из варяг в булгары", "из варяг в греки" (реальный - через Оку, Моршу/Цну, Воронеж, Танаис/Дон), "из варяг в персы" - привели к образованию отмеченных современниками Х века трех значимых локаций, территориальных образований "ар-Рус" (что в соответствии с тогдашними представлениями понималось как "народ, исповедающий [христианство в традиции] Русь/Руськую Церквовь), кои в арабских источниках упоминались как " три "аль-кабила" (в арабском - "племена") народа "ар-Рус": "ас-Салавийа" и их город Салав, "ал-Арсанийа" и их город Арса, "равас" и их город Кук(и)йана/Куйаба". Которые вполне обоснованно можно локализовать по Волжскому речному торговому пути: "ас-Салавийа" и их город Салав - Ростовские земли и город Ярославль или Ростов; "ал-Арсанийа" и их город Арса - земли "Пургасовой руси"/регион Нижней Оки и поселение в месте нонешнего Нижнего Новгорода; "равас" и их город Кук(и)йана/Куйаба - земли нонешней Самарской Луки и т.н."Муромский городок"-останки разрушенного древнего поселение "Bandja"/"Бандза".


И именно в Булгаре в 922 г.Р.Х, в ходе знакового для всего тогдашнего мира события-официального принятия Волжской Булгарией ислама, находившийся в мусульманском Посольстве арабский хронограф Ахмад ибн Фадлан ибн аль-Аббас ибн Рашид аль-Багдади стал свидетелем (что и описал позже) обряда похорон князя дружины "варяга-русь", где характерным было следование прежним дохристианским традициям (обряд сожжения в ладье и сакральные татуировки у всех "варяга-русь").
Упоминание в иных источниках современниках: "Ладоги" - как первопоселения христиан Руси/Руськой Церкви, и " первого руського града Ростова", вновь построенного в "финно-угорских" землях "меря" - также служат свидетельством раннего распространения христианства по "северному" миссионерскому направлению проповедников "бритто-ирландской церкви[т.н."Кельтской Церкви]", привнесших также характерные архитектурные традиции, явно видимые в построенных в "кельтском" стиле церквях.


Соответственно, временем сущностного формирования Руськой Церкви как отдельной концептуально традиции ортодоксального христианства логично считать начало X века, а локацией ее создания - северо-западные земли нашей "евразийской Ойкумены". И именно X век стал периодом, когда сформировалась и каноническая территория Руськой Церкви/Руси, которая стала определяться современниками как "земли Руси".
Лишь в XI веке избранный согласно Символа Веры на Поместном Соборе митрополит Руськой Церкви Илларион, бывший духовник князя Ярослава Мудрого, - вместе с ним на склоне лет, можно сказать, прибывает из "северных земель" в Киев, где в своем известном "Слове о законе и благодати" напишет: "Хвалить же похвальними гласы Римьская страна Петра и Паула, имаже въроваша въ Исуса Христа, Сына Божиа; Асиа и Ефесъ ,и Патмъ Иоанна Богословца,Индиа Фому,Египетъ Марка. Вся страни и гради, и людие чтуть и славят коегождо ихъ учителя, иже научиша я православнъи въръ".
Видимо, кроме собственно климатических преимуществ (всё же температурный режим в приднепровских землях более комфортный по сравнению с "северными землями") переезду в более теплые "южные земли" высшего руководства Руськой Церкви также способствовал фактор формирования в Прикарпатье значимой локации последователей Руськой Церкви-социума "русинов", как стали называться потомки "угров-мадьяр", сменившие свои дохристианские "природные" верования на ортодоксальное христианство в традиции Руськой Церкви.


Начавшийся в "южных землях" канонической территории Руси/Руськой Церкви процесс смешения ее с восточным христианством в византийской традиции, привнесенной на приднепровские земли Хазарского каганата княгиней Ольгой, принявшей христианство в Херсонесе и построившей затем в Киеве храм Св.Ильи, и ее внуком киевским князем Владимиром, которого с времен "никоновской" церковной реформации принято считать "крестителем Руси", - был, по всей видимости, прерван начавшимися "западными" походами монгольских военноначальников Ведикого Хаана Чингисхана. При этом не прекратился процесс сближения с т.н."степным несторианством" - восточным христианством в среде "тюркских" социумов, поскольку значительная часть монгольского войска как раз и состояла их "тюрок"-"несториан".
Стоит уделить внимание распространенному в нонешней постРаскольной/"романовской" версии отечественной историографии утверждению, что "в 988г.Р.Х. киевский князь Владимир крестил русь". Учитывая, что "русь" в те времена уже понималась как социум, исповедающий христианство в традиции Руськой Церкви/Руси, то представителей этого конфессионального сообщества возможно было только "перекрестить" - в иной традиции христианства. Что до этого и наблюдалось в Римской империи в отношении последователей Кельтской Церкви, коих насильно перекрещивали в традиции ромейского/византийского христианства. Скорее всего нечто подобное и произошло в Киеве, где принявший христианство в византийской традиции, неуемный неофит киевский каган/князь Владимир стал насильно перекрещивать жителей Киевского удела-представителей христианства других традиций: как последователей Руськой Церкви, то бишь "русь", и близкой ей Кельтской Церкви, так и "тюрок"-половцев, придерживающихся "степного несторианства" с сохранением прежних сакральных воззрений. И если первых просто насильственно загоняли в воду Днепра для перекрещивания в "правильную веру", то у последних заодно и разрушили их "тюркские" сакральные сооружения-идолов Духов Природы. Весьма характерно, что поднятая на щит при "никоновской" церковной реформации версия о "крещении руси князем Владимиром" сразу была связана с 988г.Р.Х, при том что подобное "западное" летоисчисление стало применяться в нашей стране лишь со времен царствования Романовых, а до этого вообще не использовалось. Добавлю, что киевская версия "крещения руси" еще более века назад была весьма критично рассмотрена в российской императорской науке и воспринималась российскими профильными специалистами как эдакий исторический анекдот.
В силу следования принципу веротерпимости и уважения к любой конфессии, закрепленного в Ясе Чингисхана, эпоха Золотой Орды стала временем расцвета Руськой Церкви, которая была полностью освобождена от фискального бремени и только ее монастырям позволялось иметь крепостные стены. Соответственно, каноническая территория Руськой Церкви/Руси расширилась до пределов, включающих земли всех улусов Золотой Орды. В то же время, у Руськой Церкви уже тогда имелись весьма некомплиментарные отношения с Константинопольской Церковью - в отличие от других Поместных Церквей восточного/ортодоксального христианства, как то Александрийской, Иерусалимской, Антиохийской, патриархи которых взаимодействовали с иерархами Руськой Церкви. Так в XIV-XV веках в Руськой Церкви были вообще запрещены в церковном служении упоминание иерархов Константинопольского патриархата, к тому времени униженного крестоносцами и магометанами, а самое неприемлемое для Соборной Апостольской Руськой Поместной Церкви - скатившегося к "унии" с "латинянским" Ватиканом.
В то же время, сохранению в ту эпоху определенного влияния Константинопольского патриархата в землях Ногайского улуса Золотой Орды (географически -нонешние земли западной и центральной Украины) послужила определенная "самостийная" политика хана Ногая, беклярбека Мамая, а также возвышение Великого княжества Литовского (ВКЛ), желавшего перевести на себя центр управления Руськой Церковью/Русью.
Но, как показала история, этим, далеко идущим планам ВКЛ осуществиться не удалось, и центр Руськой Церкви переместился в Москву, ставшей вначале центром московского улуса Золотой Орды, а затем, по праву подобрав под свою длань "осиротевшие" бывшие ее улусы, став в 7000л.от сотв.мира/1492г.Р.Х. из центра Московии столицей Руссiи/Русского царства.


Однако уже спустя всего полтора века Руськая Церковь не сможет противостоять "никоновской" ее реформации. Значительная, по сути "прозападная" часть иерархата которой стараниями влияния считавшейся в Руськой Церкви униатской Киевско-Могилянской духовной академии и ее наставника Петра Могилы - отбросит прежние традиции и концептуальное органичное сочетание ортодоксального христианского учения с дохристианскими сакральными воззрениями "природных" верований. Руськая Церковь будет обвинена в "ереси несторианства", а постРаскольная Русская Церковь перейдет на византийскую/греческую традицию. Слово "грек" из ругательного при Руськой Церкви - станет уважительным, вдруг из ниоткуда возрастет роль Киева и ее кагана-князя Владимира, а последователи Руськой Церкви будут нещадно гонимы и подвергаться жестоким репрессиям два с половиной века, питая своей подспудной религиозной ненавистью к "антихристовой семье Романовых" бунтарство и народные волнения по всей Российской империи вплоть до Великой революции 1917 года.

Замечу, что в российских масс-медиа наблюдается очевидный тренд на упоминание "Новгородских земель" как место начала "Руси"[что несомненно исторически верно - "русь" вышла из "варягов"], и в этом процессе уже не единожды отметился сам Президент РФ В.Путин, в т.ч. посещая на Рождество храмы в определенной географической локации [северо-западные земли нашей "евразийской Ойкумены"]. И не будет удивительным, если вопрос появления христианства на наших просторах справедливо и логично будет отвязан от догм приоритетной роли в этом Константинополя и Киева.


С Рождеством Вас! В традиции ортодоксальной Соборной, Апостольской Руськой Поместной Церкви.

конфликтология, нац.вопрос, социология, "Русский мир", эзотерика, образование, геополитика, казачество, Нац.безопасность, стратегия, Российская империя, клерикализм, Запад, проекты, история, Ближний Восток, "мудрые законодатели", Москва, Каскад, кельты, Африка, природа, Китай, актуализация, Россия

Previous post Next post
Up