Считается установленным, что сообщения восточных(арабских) авторов X-XIв.в. о трех группах (кои упоминаются в первоисточниках как "аснаф") "ар-Рус" реально отражают ситуацию, имевшую место быть в землях нашей "евразийской Ойкумены" во второй половине IXв.
К сожалению, в отечественной историографии в ее весьма тенденциозных поздних интерпретациях сообщений древних арабских авторов о трех "аль-кабила" (в арабском - "племена") народа "ар-Рус": "ас-Салавийа" и их городе Салав, "ал-Арсанийа" и их городе Арса, "равас" и их городе Кук(и)йана/Куйаба - содержится много явных квазидопущений и необоснованных измышлений. Что ж, попробуем разобраться объективно и с должной мерой критичности.
Присмотримся к собственно дефинициям, используемым в своих текстах древними арабским авторами.
"Аснаф" - это название профессионально-сословных сообществ/социумов на мусульманском Ближнем и Среднем Востоке. "Ар" - это древний "евразийский" семантический корень, указывающий на какой-либо социум-"народ". Соответственно, логично предположить, что мусульманские авторы X-XI в.в., говоря о "трех аснаф/аль-кабила ар-Рус", отметили три близких и имеющих схожий жизненный уклад социальных группы, явно отличные от окружающих племен - как по роду занятий, так и конфессиональным взглядам. То бишь, арабские источники содержат описание трех локаций "ар-Рус" - "
варяга", сменивших свои дохристианские/"природные" верование на христианство в традиции Руси/Руськой Церкви, но сохранивших свой жизненный уклад, непосредственно связанный с речными/водными путями.
В переводе текстов древних арабских источников - [cведения восходят к утраченной работе географа аль-Балхи, написанной около 920 года, и воспроизводятся у его последователей, так называемой «классической школы» географов: Истахри, Ибн Хаукаля, и более поздних авторов: Худуд аль-алам, Аль-Идриси], - содержится следующая информация. В частности, "ар-Рус три группы(аснаф). Одна их группа(аль-кабила) называете "равас", и правитель (малик) ее живет в городе "Кук(и)йана"/"Куйаба". Другая их группа называется "ас-Салавийа", и правитель ее живет в городе "Салав". Этот город [стоит] на вершине горы. Третья группа называется "ал-Арсанийа", и правитель ее пребывает в городе "Арса". Город Арса - красивый укрепленный город на горе, и местонахождение его - между [городами] Салав и Кук(и)йана. От Кук(и)йаны до Арсы четыре перехода, а от Арсы до Салав четыре дня [пути]. Купцы-мусульмане из Арминийи (Армения) доходят до Кук(и)йаны. Что касается Арсы, то шайх ал-Хаукали сообщает, что никто из чужеземцев туда не проникает, так как они обязательно убивают всякого чужестранца, входящего к ним, и [поэтому] никто не отваживается войти в их землю. От них вывозят шкуры черных леопардов и черных лисиц и свинец - все это [вывозят] от них купцы [из] Кук(и)йаны".
Рассмотрим упомянутые локации "ар-Рус" по отдельности, имея в виду логичное предположение о расположении упомянутых городов на одном торговом пути, который в наших землях в те времена явно был водным/речным и связан с крупной рекой, а также упоминания в связанных с вышеприведенным текстом других арабских источниках о "статусном" ранжире и о расположении этих локаций относительно других известных городов той эпохи, а именно в нашем случае - города Булгара, стоявшего на реке Идель/Итиль у слияния рек Волга и Кама.
Начнем с ["аль-кабила"] "ас-Салавийа", которую арабские авторы считают наиболее отдаленной, но, в то же время, называют самой "лучшей"/"высшей"/"старшей" группой народа "ар-Рус" с ее главным городом "Салав". То бишь локация этого социума географически находится севернее всех других групп по [волжскому] речному торговому пути и имеет самый большой "исторический возраст". Принимая во внимание, что первым "руським(христианским) городом" был
град Ростов, который "варяга-русь" просто были объективно вынуждены поставить отдельно от сакрального дохристианского Сарского городища "мери" на берегу озера Неро, а в арабских источниках говорится о расположении города "Салав" на вершине горы, что соответствует географическим особенностям и семантике озеро Неро [находится среди возвышенности (местные жители зачастую используют их обозначение как "холмогоры"), а этимология этого гидронима - из финно-угорское "нер"- «гора, бугорок, вершина»] - логично предположить, что у древних ближневосточных авторов географической локацией "ас-Салавийа" подразумевались Ростовские земли от озеро Неро до Волги, а городом "Салав" они называли руський град Ростов или близ расположенный Ярославль. Причем вариант с Ярославлем (одно из изначальных названий которого, по мнению многих исследователей, было "Новгород Великий") видится более предпочтительным, как исходя из описываемого авторами времени, так и его непосредственного расположения на р.Волга. Откуда и будет "четыре дня [пути]" до города "Арса" земли "ал-Арсанийа".
В описании города Арса говорится, что это красивый укрепленный город на горе, расположенный примерно посередине [речного торгового] пути между городами "Салав" и "Кук(и)йана"/"Куйаба". Арабскими авторами дается весьма яркая социо-психологическая характеристика жителей/"аль-кабила" земли "ал-Арсанийа", отмечающая их грозный нрав, а также характерных товаров, вывозимых оттуда. И исходя из имеющихся данных, эту группу народа "ар-Рус" логично локализовать в землях впадения р.Оки в р.Волгу, где как раз на возвышенности (ноне называемые Дятловы горы) располагалось главное поселения не раз упомянутой в древних источниках "пургасовой руси", основанное эрдзянским инязором "Пургасом", сменившим свои дохристианские/"мордовские" верования на христианство в традиции Руси/Руськой Церкви. Стоит отметить, что под именем "Пургас" известен "эрдзянский" инязор (предводитель племенного союза "эрдзя"["лесные люди"]), принявший христианство вместе со своей дружиной (отчего они упоминаются современниками как "пургасова русь") и построивший в своем городище, которое арабские авторы обозначили как "Арса", первый христианский храм в месте впадения в Волгу Оки(где ноне г.Нижний Новгород), который был затем сожжен при захвате Пургасова городища дружиной князя Юрия Всеволодовича из Володимери. А имя инязора "
Пургас"="пург"+"ас" - легко понимается как "бурный/неукротимый/неистовый верховный предводитель", что вполне согласуется с описанием земель "ал-Арсанийа".
Город "Кук(и)йана"/"Куйаба" третьей группы народа "ар-Рус" - "аль-кабила" под названием "равас", - по словам арабских авторов располагался недалеко от города Булгар, столицы Волжской Булгарии. При этом указывается, что "Кук(и)йана"/"Куйаба" - больше Булгара и ведет оживлённую торговлю с Востоком и является центром группы народа "ар-Рус", которая располагалась ближе всего ("ближайшая") к Булгару.
Имеющееся в отечественной историографической литературе отнесение города "Кук(и)йана"/"Куйаба" к городу Киеву-незначительному в рассматриваемое время поселению в приднепровских землях Хазарского каганата - явно притянуто за уши и полностью не соответствует ни географической локации, ни описанию, содержащимся в древних арабских источниках.
Обратимся к упомянутым источникам. Там город "Кук(и)йана"/"Куйаба" упоминается как поселение из числа городов земли Булгар[Волжской Булгарии], по размерам больше самого города Булгар. При этом также указывается, что этот город "ар-Руса" считают своим и "тюрки". Последнее очевидно указывает, что население этого города включало себя и тех жителей, что имевших "степной"/"тюркский" жизненный уклад с соответствующими сакральными представлениями. При этом имеется упоминание и о хазарском следе, что может указывать на имевшееся в истории тех мест какого-то отношения к Хазарскому каганату.
Весьма характерно название "равас", коим арабские авторы обозначили население рассматриваемых земель. Потому как семантика этого слова может быть связана с древним словом "ра"-"река", а само название "равас"["ра"+"ас"] могло пониматься и как "речные люди", и как "земли, окруженные водой" (что, кстати, и встречается в одном из арабских источников).
Исходя из вышеизложенного, с весьма большой вероятностью локацию "Кук(и)йана"/"Куйаба" можно соотнести с самым крупным поселением Волжской Булгарии, а именно значимым торгово-ремесленным городом "Бандза"(как его позже отмечали европейские картографы, а ноне его останки именуются "Муромским городком", что на Самарской Луке), который располагался у Печенежских/Девичьих гор (ноне - Жигули/Жигулевские горы) в месте впадения реки Нуза (ноне-Уса) в реку Идель/Итиль (ноне-Волга) и реально по своей площади было больше Булгара. Да и появился он еще до формирования Волжской Булгарии, и поначалу был в сфере влияния Хазарского каганата.
И можно предположить, что именно этот город народа "ар-Рус", который арабские авторы обозначили как "Кук(и)йана"/"Куйаба", а позже это крупное, в 450га и 20тыс.жителей поселение было обозначено европейцами как
"Bandja"/"Бандза", - на карте 1459г. итальянца космографа Фра-Мауро было указано как "
Calmuzi sara" (семантика которого - "оставшийся/отделившийся/другой [от Булгара] веры город"). Соответственно, именно современная Самарская Лука и т.н. "Муромский городок" - есть логичная локация расположенного в пределах Волжской Булгарии города "Кук(и)йана"/"Куйаба", где в древности располагалась "руськая" дружина и в окрестных землях вместе с "тюрками" проживало население "ар-Рус", исповедающее христианство в традиции Руси/Руськой Церкви.
Резюмируя, применительно к отечественным историографическим понятиям и современной географии - три группы/отдельные социумы народа "ар-Рус"(последователей христианства в традиции Руси/Руськой Церкви) вполне обоснованно можно локализовать по Волжскому торговому пути:
- "ас-Салавийа" и их город Салав - Ростовские земли и город Ярославль или Ростов;
- "ал-Арсанийа" и их город Арса - земли "Пургасовой руси"/регион Нижней Оки и поселение в месте нонешнего Нижнего Новгорода;
- "равас" и их город Кук(и)йана/Куйаба - земли нонешней Самарской Луки и т.н."Муромский городок"-останки разрушенного древнего поселение "Bandja"/"Бандза".
UPD:
О месте локации города Куйаба именно на Самарской Луке в месте нахождения останков т.н."Муромского городка" впервые еще в 2015 году заявила известный самарский и ноне общероссийский журналист Нина Павловна Богаевская [
ПРИКАЗАНО ЗАБЫТЬ. ч.2. " РУССКИЕ ИДУТ"], по следам ознакомления с материалом которой и был сделан этот мой пост.