Автору книги «Хазарский миф: идеология политического радикализма в России и ее истоки»

Mar 01, 2021 00:12

В ходе одного из обсуждения на полях Facebook темы, связанной с историей и историографией нашей страны, в ответ на приведенную одним из участников дискуссии, Виктором Шнирельманом ссылку на написанную им книгу «Хазарский миф: идеология политического радикализма в России и ее истоки» - пообещал ознакомиться с ее содержанием и предоставить свою краткую оценку. Выполняю данное автору, являющемуся по предоставленной Fb информации главным научным сотрудником в Институте этнологии и антропологии, слово.


Сразу замечу, что автор ведет свое повествование через "понятийную призму", заведомо искажающую существовавшие в затрагиваемое им время существования Хазарского каганата реалии.
Отмечу основные отклонения, кои смело можно отнести и к аберрации близости, и к тенденциозной интерпретации и более поздним допущениям отечественной историографии.
Так автор, впрочем как и объекты и субъекты его критики, рассматривают тему Хазарского каганата исключительно в свете "этничности" - понятия, появившегося и введенного в оборот только в 19в. При том, что ранее идентификация личности шла о роду-вероисповеданию-местожительству, а на идентификацию/самоидентификацию конкретного социума влияли:
- или "ландшафтный" и связанный с ним "конфессиональный" фактор (те же "поляне" - жившие в степном ландшафте и верившие в духов полей, или "древляне" - жившие в лесах и верившие в духов древа/леса, или "кривичи" - "балты", верившие в верховного духа Крива, или "эрдзя"[на фин.уг. - "лесные люди"] - жившие в лесном ландшафте с соответствующими "природными" верованиями, и т.п.);
- или "ментальный" фактор (приоритетная самооценка социума) - как те же "булгар"["верховный народ" - семантика, аналогичная "башкир"], или "роксолан" ["царский народ"];
- или фактор жизненного уклада и его особенности - как те же "хазар" ["кочевой народ"], или "хвалисс" ["поклоняющиеся Реке"], или "татар"["служивый народ"], или " печенег" (отличающиеся похоронным обрядом впуска-"печи" в уже существующие курганные захоронения), или " варяга" ["люди-дружинники, поклоняющиеся Воде"];
- или более поздний фактор конфессиональной принадлежности - как те же "словене" (верившие в [писанное] Слово), или "русь" (исповедающие христианство в традиции Руськой Церкви), или "иудей"/"жидовине" (приверженцы иудаизма).
В то же время вышеперечисленные и иные факторы идентификации социальных конструктов "евразийской [географически] Ойкумены" весьма неосмотрительно связывать с "кровью" и якобы предопределяющей генетикой, поскольку первичное значение в формировании тех или иных социальных конструктов имел вмещающий ландшафт, предопределяющий жизненный уклад и "природные" сакральные представления социума. И, например, близкие по крови родственники, попав в степной ландшафт - вели "тюркский"/кочевой степной уклад жизни с соответствующими "степными природными" верованиями, попав в лесостепной ландшафт - вели "угорский"/номадический речной уклад жизни с "водными природными" верованиями, а попав в лесной ландшафт - вели "финский"/оседлый лесной образ жизни с "лесными природными" верованиями. Что характерно, если в силу логики обстоятельств уклад жизни какой-либо социальной страты становился тесно связанным с товаро-денежными отношениями (торговля, финансовые операции), то следствием этого было изменение и конфессиональных взглядов на иудаизм, и социальной идентификации на "иудей/жидовине", что не несло какой-либо негативной коннотации, а указывало на род деятельности/отнесение к определенной "цеховой" социальной страте и соответствующие сакральные представления. Или, как возможный вариант. человек из "финской" среды "эрдзя" или "тюркской" среды "куманов/половцев", попав на службу в "угорскую" дружину, давал клятву в Воде с соответствующим татуированием на теле - становился варяга, а уйдя затем в торговлю, принимал иудаизм и становился "жидовине"...
Также нельзя не высказать в упрек автору, что он в своем повествовании находится в тенетах географического несоответствия, а именно - от вольного применяя отнесение к Европе земель, которые таковыми стали считаться лишь с 18в. усилиями "европофила" Татищева. Стоит напомнить, что до этого географическая граница Европы и Азии проходила по реке Танаис, коей считался вначале Северский Донец, а позже - Дон. Посему говорить о каких-то "восточно-европейских племенах", живших [в эпоху Хазарского каганата] восточнее Северского Донца - заведомо вводить себя и читателей в заблуждение.
Не могу не отметить и навязчивое употребление автором дефиниции "славянство" в той или иной форме - при том, что сие было в отношении наших земель введено в оборот не ранее сер.17в. - после "никоновской" реформации и создания "романовской" версии отечественной историографии. До этого нигде в источниках современников, в т.ч. и времен Хазарского каганата, термин "славяне" не употреблялся. Более того, для европейцев и византийцев общее идентификационное название народов нашей "евразийской Ойкумены" было "Скифы". Как, например, описывали и столь "любимого" автором киевского кагана/князя Святослава/Сфендослава и его воинов, о характерных особенностях его жизненного пути непременно надобно будет остановиться отдельно и более подробно. В то же время в "ромейском" обороте было не несущее негативной коннотации определение "slave", прямо указывающее на социальный статус в правовой системе Римской империи представителей племен, живших пределах и по соседству с "ромеями", а именно - на ограничение в гражданских правах в части невозможности избираться и быть избранным в представительные органы власти. При этом не стоит отождествлять социониумы "словене" и производное от "slave" "славяне". Если первое и более ранее название несло отличительную от "природных" верований конфессиональную особенность [Веру в Слово] различных "ландшафтных" социумов ("моравские словене" - из "кельтов", "иллирийские словене" - из "готов", "полабские словене" - из "балтов", "илмерьские/ильменские словене" - из "финно-угров"), то более позднее указывало на характерную особенность христианского богослужения, а именно - использование "церковно-славянского языка", что гораздо позже в качестве социо-культурной основы было использовано для объединения различных и исторически, и ментально социумов в общий конструкт "славяне".
Автор, также как его смысловые оппоненты, не сходит с безусловно ложного пути "сутевой" аберрации, ставя на одну доску "Хазарский каганат" - реальное государственное образование, имевшее надлежащий государственно-суверенный статус, и "Русь" - являющееся в предлагаемом контексте обозначением канонической территории Руськой Церкви/Руси. А уж говорить о "государственности" т.н. "Киевской Руси" - дефиниции, введенной в массовый оборот многими веками позже существования Хазарского каганата именитым российским историком Соловьевым, - для автора, несомненно обладающим соответствующими профильными познаниями, явно ни к чему.
Несомненно, что в Киеве - поселении, появившемся для обслуживания переправы через Днепр для "степного" торгового пути, могла быть христианская община "руси", появившаяся там с "северных земель" вместе с "варяга", но явно позже общин "жидовине"("иудейский квартал"), христиан-монофизитов ("армянский квартал") и христиан Кельтской Церкви ("кельтский квартал"), о чем отмечали современники из "путешествующих" венгерских монахов. При этом Киев и киевский удел, как и другие земли приднепровских земель, вместе с его элитой - был органичной частью Хазарского каганата и его управляющей элиты. Что видно и по местному статусу удельного руководителя - "каган", и использованию общего символа - "хазарской тамги" (кою тенденциозно позже переименовали в "княжеский трезуб"), и по удельно-лествичной системе, принятой в Хазарском каганате. Что подтверждается отнесением денежного оборота приднепровских уделов к "денежно-эмиссионному центру" Хазарского каганата и отсутствием каких-либо свидетельств иноземных современников о государственно-суверенном статусе Киева и его каганов/князей.
В то же время социальные страты Киева и окрестностей были аналогичны социальным стратам, имевшим место быть в Хазарском каганате. В городе оседло проживали "кияне"-жители разных вероисповеданий, в степях кочевали "торки/берендеи/черные клобуки" - по своему жизненному, "тюркскому" укладу схожими с кочевниками "хазарами" (как уже отметил выше, семантика "хаз"+ар"="кочевой народ"), а элита отличалась своим иудейским вероисповеданием. Вполне объяснимая практика веротерпимости, принятая в Хазарском каганате.
Ничего удивительного, что прибывшие с "северных земель" вожди "варяга", для закрепления в землях своих новых приднепровских уделов инкорпорировавшись в элиту Хазарского каганата, - сменили свои прежние "природные" верования на иудаизм, приняли титул удельных каганов и стали в полной мере участвовать во внутриполитических делах Хазарского каганата (об этом, кстати, писал еще в 17в. один из князей Долгоруких-прямых потомков Рюриковичей). В свете этого все походы каганов приднепровских уделов "на хазар" (как тенденциозно стали обозначать сии действа в более поздних источниках) видятся как банальное участие во внутриэлитной борьбе и сопутствующей междоусобице - в моменты ослабления центральной власти в Хазарском каганате, что стало невозвратным процессом в Х веке. Что особенно характерно для времен Святослава, который, судя по-всему из-за слабости центральной власти Хазарского каганата и личных моментов обратился в "природные" верования, характерных для "номадических" военных дружин (при этом, судя по описаниям современников - не в "водные" верования "варяга", а в "степные" верования "тюркского" окружения), и избрал военные походы за добычей своим предназначением в жизни, мало связанным со свои киевским уделом.
Что-то подобное наблюдалось и в действиях приднепровских каганов, ставшими "руськими" князьями после обращения в христианство в традиции Руськой Церкви. При этом, учитывая органичное сочетание сущности Руськой Церкви с прежними "природными" верованиями и другими конфессиями (в отличие от того же христианства в "византийской традиции", в кое обратились киевская княгиня Ольга и ее внук князь Владимир), можно предположить определенный "конфессиональный дуализм" приднепровских князей/каганов: для своего местного окружения - это "руськие князья", для центральной элиты Хазарского каганата - это "удельные каганы-жидовине".
Общее социо-культурное пространство земель Хазарского каганата - от р.Итиль (ноне -Волга) до Днестра и от Кавказских гор до границ лесостепи и лесной зоны на севере, - в части следа органичного воздействия элиты, исповедующей иудаизм (тесно связанным с "товаро-денежным" жизненным укладом), на общую лексику можно увидеть в словах "товарищ" от слова "товар", "суббота" от слова "шаббат". В лексике же социумов степной зоны имеется слово "хабар" (товар/добыча) от "хабр". Близкое к этому "храбр" - обозначавшее воина дружины и у того же Святослава и других князей "домонгольской" эпохи, что явно указывает на их связь и включенность в социальное пространство Хазарского каганата.
Касаемо некоторых экономически знаковых моментов Хазарского каганата, которые адепты "Киевской Руси" тянут в свою сторону, - нельзя пройти мимо известного водного торгового пути "из варяг в грек". Навязанное в "романовской" версии отечественной историографии и ставшее вроде как истинным представление о нем связано исключительно с Днепром - маршрутом, который стал реально доступен лишь в советское время после строительства ДнепроГЭСа. При этом веками, в т.ч. и во времена Хазарского каганата существовал удобный, необременительный для торговых судов водный путь "из варяг в греки": Нева-Онега-Вычегда-Волга-Ока-Морша(Цна)-Челновая-Польный Воронеж-Воронеж-Танаис(Северский Донец)-"греческое" поселение Танаис. Это обстоятельство четко поясняет значение Северского Донца (Танаиса) для Хазарского каганата и наличие значимых поселений на нем. Значение же Киева на р.Днепр и его "профиль" хозяйственной деятельности схож с Хвалынью на р.Итиль - обеспечение в землях Хазарского каганата переправы на "степном" торговом пути, только вот в отличие от Днепра Итиль реально являлся важнейшим торговым водным путем, а именно - "из варяг в персы/арабы", "из перми/булгар в персы/арабы".
Подытоживая объективную сторону рассмотрения содержания книги «Хазарский миф: идеология политического радикализма в России и ее истоки», со своей стороны скажу, что при рассмотрении истории Хазарского каганата, который обоснованно считаю неотъемлемой и органичной частью генезиса "Русского мiра" и российской государственности, не может быть места каким-либо негативным коннотациям и заведомо отрицательным оценкам - как в конфессиональной сфере, так и его государственного устройства, военной и хозяйственной политики. Историю этого реального и известного современникам тогдашнего времени государства стоит воспринимать и изучать обстоятельно, объективно, без какой-либо тенденциозности и, думается, без применения заведомой "этничности" существовавших тогда социумов-социальных конструктов, сформировавшихся в силу различных причин и сообразно логике обстоятельств того времени. И уж, конечно, без какого-либо проецирования на нонешние реалии.
Теперь касаемо "субъективной" стороны рассмотрения содержания книги «Хазарский миф: идеология политического радикализма в России и ее истоки».
Бросается в глаза и накладывает неприглядную тень явная некомплиментарность автора к личности Л.Гумилева, спроецированная на всю его методику социогенеза, в которой, чего уж скрывать, есть весьма разумные и доступно объясняющие многие процессы моменты - связанные с естественно-научной сферой. При этом, и что тоже стоит признать, его методология его же "теории этногенеза" часто вступают в противоречие, обусловленное, можно полагать, тем, что и сам Гумилев натягивал современную "этничность" на реалии древних социальных конструктов, а также так и не решился выйти за рамки представлений, допущений и тенденциозных интерпретаций "постРаскольной"/"романовской" версии отечественной историографии.
Кроме того, - оставляя за скобками явный антисталинизм автора книги, заведомо отрицающего многие реальные факты советской истории и современности, - стоит отметить, что автор, - в пылу и жару борьбы с антисемитизмом, который ему видится везде, - явно выдает ненадлежащую угрозу за действительную и тем самым перегибает палку. По сути становясь при этом в один строй со своими недругами и по факту льет воду на мельницу межконфессиональной розни. Соответственно, достойный обширный исторический материал, поданный автором, к сожалению, в заведомо негативном соусе оценки, воспринимается сторонним читателем явно с не желаемой автором реакцией. Во-многом и автор, и его предполагаемые оппоненты идут в одинаковом алгоритме, где "ложной посылке следует ложный вывод".

конфликтология, нац.вопрос, социология, "Русский мир", эзотерика, образование, деструктив, геополитика, казачество, Нац.безопасность, стратегия, Российская империя, клерикализм, Запад, проекты, история, "мудрые законодатели", Каскад, кельты, позитив, природа, СССР, Россия

Previous post Next post
Up