Предыдущую часть см. здесь:
https://alexm-1954pp.livejournal.com/3072.html Начало здесь:
https://alexm-1954pp.livejournal.com/2877.html День третий. Бобров - Нижний Икорец - Лиски.
Возвращаться в Лиски решаем другим путем, не тем по которому приехали в Бобров.
Завтракаем в уже знакомом общепитовском заведении Авесто и в путь.
Накануне нам настоятельно рекомендовали купить с собой в дорогу бобровских помидорчиков. Заехали на рынок и взяли немного на перекус по дороге и на ужин в поезде. Много брать смысла не было, не довезли бы.
Забегая вперед: с перекусом и ужином не сложилось, так что я благополучно довез несколько помидорок до дома, где и распробовал. Скажу честно: таких восхитительных помидоров я нигде не встречал, ни на Кавказе, ни в Средней Азии, ни где-либо еще.
(Картинки можно увеличивать, кликнув по ним.)
Перед тем, как покинуть Бобров, посетили еще одну достопримечательность города - Успенскую церковь. Церковь построена в середине XIX века при городском кладбище по типовому архитектурному проекту, разработанному Константином Тоном для православных церквей. Рука знаменитого архитектора чувствуется.
Храм никогда не закрывался и долгое время оставался единственной действующей церковью в Боброве и окрестностях.
Надвратная колокольня.
Покидаем Бобров и направляемся в сторону трассы М4 «Дон». На этот раз ветер не препятствует и педали крутятся нормально, но пыльно.
Выехав на М4 и проехав по ней менее трех км, сворачиваем на тихую дорогу, ведущую через сосновый лес в сторону санатория имени наркома продовольствия и председателя Госплана А.Д. Цюрупы.
Дом отдыха, а потом санаторий был устроен в 1927 г. в бывшем имении «Марусино», принадлежавшего Звегинцовым - старинному дворянскому роду. Последний известный владелец имения - Александр Иванович Звегинцов, морской офицер, путешественник, государственный деятель. Погиб во время Первой Мировой.
Санаторий, судя по всему, процветает и предлагает отдых и лечение среди сосен, на берегу реки Икорец всем желающим.
Приближаемся к местам, непосредственно связанным с историей отечественного военно-морского флота.
Здесь, в месте впадения реки ИкОрец (ударение на втором слоге) в Дон в 1709 году Петром были заложены знаменитые Икорецкие верфи.
При Петре на Икорецких верфях были построены 60 кораблей для Азовского военного флота.
Позже, во время Русско-Турецких войн 1735-39 и 1768-74 гг. Икорецкие верфи вновь были задействованы. Во время войны 1735-39 годов на верфях была построена боевая флотилия класса «река-море», способная взять на борт до 25000 человек.
В последующем, за первые два года войны 1768-74 годов, под руководством адмирала А.Н. Сенявина была построена флотилия, состоявшая из судов принципиально нового типа. Эти корабли в составе Азовской флотилии вытеснили в итоге турецкий флот из Азовского моря и вышли в Черное.
А в 1769 г. на Икорецких верфях в звании мичмана начинал свою службу прославленный флотоводец адмирал Федор Ушаков.
Существует масштабный проект восстановления и реконструкции Икорецкой верфи.
Планировалось создать этакий парк с различными пространствами: историко-мемориальным, рекреационным, мастер-классами по строительству кораблей и т.д. Начало проекту было положено в 2007 году с установки мемориального знака «Икорецкая верфь».
С тех пор дело, к сожалению, не сдвинулось с мертвой точки.
Находящееся поблизости село Масловка обязано своим появлением Икорецким верфям. В 1769 году по велению императрицы для осуществления личного контроля за строительством и отправкой кораблей в Азовскую флотилию воронежскому губернатору, генералу Маслову пришлось приобрести землю вблизи Икорецкой верфи и устроить здесь свое имение. Сыновьями генерала Маслова в селе был возведен деревянный храм в честь Николая Чудотворца - покровителя моряков и путешественников. Современный храм построен в конце XIX века на месте обветшавшего к тому времени деревянного.
В первой половине XIX века село приобретает волынский губернатор А.И. Звегинцов, значительно расширивший владения и много сделавший для развития села.
В масловской усадьбе Звегинцовых действует историко-этнографический Музей охоты, в котором собрана, говорят, уникальная коллекция охотничьих трофеев, охотничьего оружия и прочих атрибутов охотничьей субкультуры.
Увы, ворота музея оказались запертыми, несмотря на то что мы оказались у музея в урочные часы его работы - вторник, 12 часов.
Дозвонились до хозяина, который был в это время в отъезде - то ли на охоте, то ли на рыбалке. Тот попытался найти какого-то охранника или служителя, но тщетно.
Так, к сожалению, мы и остались ни с чем и покатили дальше.
Село Нижний Икорец. Существуют еще и Верхний, и Средний Икорцы. Средний мы проехали по дороге из Лисок в Бобров, Верхний остался в стороне, а в Нижний попали на пути обратно.
В Нижнем Икорце, благодаря стараниям местных энтузиастов, создан музей Военно-Морского флота.
В отличие от музея охоты, в этот музей мы попали.
По указанному на табличке у входа телефону позвонили хранительнице музея Марии Сергеевне, которая, тут же откликнувшись на нашу просьбу, бросила все дела и пришла с маленьким внуком, чтобы открыть нам музей.
Музей создан несколько лет назад и функционирует исключительно на общественных началах и на энтузиазме его создателей. Администрация села пошла навстречу инициативе жителей и выделила для музея старое здание сельского магазина. Собрана интересная коллекция. Экспонаты, связанные с родным селом и, прежде всего, с морским флотом и, конечно, с находящейся поблизости Икорецкой верфью.
Знакомство с музеем сопровождалось увлекательным рассказом Марии Сергеевны о том, как возник музей, как появлялись в нем различные экспонаты, о дарах музею, сделанных односельчанами и гостями.
От посещения музея осталось чувство большой признательности и симпатии к людям, которые благодаря своему энтузиазму, позволяют сохранить историческую память о событиях минувшего времени. Снимаем шляпы.
Оставив благодарственный отзыв в предназначенной для этого книге и тепло распрощавшись, двинулись дальше.
До вокзала в Лисках оставалось всего 15 км.
Вот и окраина города, слобода Песковатка. Здесь на месте взорванного в 1965 году Покровского храма уже в этом тысячелетии возведен величественный собор в честь Новомучеников и Исповедников Воронежских.
Через 20 минут мы уже в центре Лисок. До поезда еще есть несколько часов, а поскольку сегодняшний день еще не был отмечен водными процедурами, первым делом решаем восполнить этот пробел.
Городской пляж «Военка».
Происхождение названия пляжа установить не удалось. А вот озеро, на берегу которого он находится - одна из стариц Дона - имеет название «Богатое», как говорят, в честь того, что тут когда-то затонул корабль с золотом. Неизвестно, когда это было, удалось ли достать со дна это золото, и вообще, был ли корабль. Но для купания и пляж, и озеро вполне подходящи. Народу не очень много. Загорают местные жительницы.
После купания оставалось только подкрепить израсходованные за день силы чем-нибудь съедобным. Для этой цели нашлось вполне подходящее заведение под названием «Огни Баку» неподалеку от вокзала. В кафе, как уже повелось, мы снова оказались единственными посетителями. Решились попробовать традиционное азербайджанское блюдо - бугламу, и не пожалели! Отменный наваристый суп с внушительных размеров бараньей ногой.
На такой радостной ноте наш поход подошел к своему завершению.
Заключительный день похода вылился у нас в 65 км. А всего за три дня накатали 187.
Оставалось запрыгнуть с великами с низкой платформы в нужный вагон проходящего поезда Владикавказ-Москва, стоянка которого в Лисках 2 минуты.
Что и было исполнено с виртуозным мастерством. Правда, не в тот вагон, но это было уже не важно.
В 6 часов 18 минут утра следующего дня мы благополучно десантировались из поезда на Павелецком вокзале столицы. Москва встретила нас прохладцей - +12 по Цельсию.
Напоследок хочется сказать огромное спасибо всем, с кем довелось пообщаться.
Старые фотографии - из архива семьи Вентцелей.
Со всеми остальными нашими приключениями можно познакомиться здесь:
https://alexm-1954pp.livejournal.com/1259.html