Начало см. тут:
https://alexm-1954plus.livejournal.com/10821.html В плавание!
Ранним утром, когда нам надо было грузиться на пароход и отходить в большое плавание, над Енисеем повис густой туман. Команде парохода пришлось ждать некоторое время «у моря погоды».
(Картинки можно увеличить, кликнув по ним)
Но всё же взошедшее солнце разогнало в конце концов туман и «Валерий Чкалов», прогудев положенное количество раз, отвалил от причала Красноярского порта.
Заслуженный наш пароход (построен в ГДР в 1953 г.) сохранил атрибутику комфорта прошлых лет.
Наши каюты 1-го класса отделаны деревянными панелями. К услугам публики предоставлены ресторан мягких мест, бар, читальный и музыкальный салоны.
На корабле нас ожидал сюрприз.
Наши добрые друзья Валя и Андрей не могли бросить нас на произвол судьбы и втихаря устроились пассажирами третьего класса в трюмных помещениях, для чего накануне специально приехали в Красноярск.
Радость встречи была обоюдной, так что не отметить это событие было просто невозможно.
Андрея с нашим пароходом связывают ностальгические чувства. В далекой юности, более полувека назад он ходил именно на этом самом «Валерии Чкалове», подрабатывая матросом. А его отец, Александр Николаевич служил тут директором круиза. Обо всём этом, кстати, имеются очень интересные воспоминания Андрея, с которыми можно познакомиться вот здесь:
https://akolesov.livejournal.com/1046123.html А «Чкалов» между тем набирал ход и вот уже вышел за пределы города. Вокруг крутые берега, поросшие таежными лесами.
Проходим спрятавшийся в этих лесах малоизвестный город Железногорск.
Познакомились с двумя джентльменами, экипированными серьезной оптической техникой, которой нам любезно предоставили возможность воспользоваться для осмотра дальних просторов и живописных берегов.
Джентльмены путешествуют простыми пассажирами 1-го класса до самой Дудинки.
Познакомились и с капитаном корабля Алексеем, вероятно еще не родившимся, когда Андрей ходил на «Чкалове» матросом.
Приятно побеседовали на капитанском мостике.
Пококетничали.
Казачинский порог. Образован каменистой грядой, пересекающей Енисей по всей ширине. Здесь кораблю, идущему вниз по течению, приходится очень ловко лавировать между спрятавшимися под водой валунами. А вверх суда проводятся только с помощью специального буксира по тросу, проложенному по дну реки.
Вечереет. Стрелка - слияние Енисея и Ангары, сбежавшей от своего батюшки Байкала к красавцу богатырю Енисею, так гласит древняя легенда.
К концу дня в городе Енисейске пассажиры третьего класса покинули борт корабля.
Их путешествие, увы, завершилось, а мы поехали дальше на север. Жаль, что по Енисейску нам погулять не удалось. Говорят, очень красивый город, «музей под открытым небом»…
2-й день пути
Пристань Ярцево.
Ярцево - старинный казачий острог, основанный аж в 1605 г. У пристани пассажиров встречает маленький рыночек. Предлагают грибы, ягоды, рыбу, всяческие настойки и наливки.
Кой-чего прикупили…
Следующая остановка Ворогово - тоже старинное село, известное с 1637 г.
У пристани рыночек поменьше, видно знают, что в Ярцево уже все затарились.
Вот на обратном пути, наверное, всё наоборот.
Искупаться в великой сибирской реке никак не удается. Стоянки очень короткие. Так что ограничиваемся тем, что мочим ножки.
За Вороговым еще один порог - Осиновский. Не такой бурливый, как Казачинский, но тоже с извилистым витиеватым фарватером. Движение по порогу одностороннее, двум кораблям не разойтись.
За порогом Енисей входит в глубокий живописный каньон с отвесными гранитными берегами 50-метровой высоты. Осиновские щёки.
Через несколько км примечательные островки с высокими скалистыми берегами, ласково именуемые Кораблик и Барочка. Угадать в очертаниях островков объекты, именами которых они названы, наверное, можно. Если обладать достаточно живым воображением.
Вот, например, они вместе. Кораблик тащит на буксире Барочку.
А это Кораблик. Его нос.
Название Кораблика. Оптимистично.
Проливчик между Корабликом и Барочкой, где по замыслу наименователей островов должен располагаться буксирный трос.
Публика на борту тем временем не дремлет, любуясь дикими енисейскими берегами.
Под вечер, напротив впадения Подкаменной Тунгуски, очередная пристань Бор.
Здесь рынка уже нет, наверное, поздно.
Бор был основан сразу после войны, как поселок при построенном здесь аэродроме - поначалу военном, а потом начавшим использоваться и гражданской авиацией. В 1960-х - 70-х он даже использовался как промежуточный аэропорт на рейсах Москва-Токио. Так что это одно из немногих мест, куда можно добраться не только по воде, но при желании и по воздуху.
Рейсовые пассажиры сходят и заходят на пристанях. Их встречают, провожают. Кто-то приезжает в прибрежные селения, кто-то уезжает. Для них это обычный вид транспорта. Вроде электрички. И для большинства местного населения этот вид транспорта тут единственный.
«Чкалов» же, ссадив на берег и приняв на борт всех кого надо, продолжает свой путь на север. Туда, где солнце в это время года не заходит за горизонт.
3-й день пути
Глубокой ночью проходим еще несколько селений. Утром обнаруживаем, что следующие остановки нашего корабля, согласно расписанию, происходят уже без причаливания к пристани-дебаркадеру. Да и дебаркадеров в этих селениях нет вообще. Пароход просто на некоторое время зависает на рейде напротив очередной деревни. При этом либо спускает свою шлюпку, доставляя пассажиров на борт или на берег.
(Для просмотра видео нажать на ролик. Может выскочить реклама, не пугаться, она быстро закончится.)
Либо с берега мчатся местные моторки, выстраиваются в очередь к трапу и высаживают-забирают пассажиров вместе с их поклажей.
Ну а поскольку сухопутных дорог тут никаких нет, добраться в эти енисейские деревни никак иначе невозможно.
К вечеру прибыли в Туруханск, который находится в 1500 км севернее Красноярска.
В эти края ссылали неугодных властям во все времена. И революционеров при проклятом царизме, и контрреволюционеров при строительстве светлого будущего. Сухопутные дороги сюда тоже не проложены. Так что покинуть самовольно место ссылки было весьма проблематично. Теперь есть, конечно, аэропорт Туруханск, но это мало меняет дело.
В Туруханске с середины XVII века (с перерывом на большевистское лихолетье) существует Свято-Троицкий Туруханский монастырь. И назывался Туруханск до 20-х годов XX столетия село Монастырское. А Туруханском в то время называлось селение в 25 км к северо-западу, до этого именуемое Новая Мангазея, а ныне Старотуруханском. Ну а сама Мангазея - полулегендарный город-крепость русских колонистов - находился еще в 250 км западнее. Вот такая интересная история с географией.
В наше время всё, что уцелело от монастыря, это сильно «реконструированный» главный храм во имя Святой Троицы. Но монастырь с начала 1990-х снова действует.
Так выглядел Троицкий храм до того.
Северный полярный круг пролегает близ селения Курейка, где в свое время отбывал ссылку И. Джугашвили («…и вот сижу я в Туруханском крае, где при царе бывали в ссылке вы…»). Прохождение полярного круга случилось в 2 часа ночи, и мы, увы, это дело проспали. Но тем не менее соответствующие сертификаты в честь такого знаменательного события нам были выданы: «Мы поздравляем тебя, друг, ты пересек полярный круг…».
4-й день пути
Утром прибываем в заполярную Игарку.
Город назван так по Игарской протоке Енисея, на которой стоит. А сама протока, считается, названа в честь некоего рыбака Егора, имя которого трансформировалось из Егорки в Игарку.
В 1960-х в городе случился катастрофический пожар, уничтоживший порт и значительную часть города. Город был отстроен практически заново, и до перестроечных времен Игарский морской порт, принимавший крупнотоннажные океанские суда, идущие по СевМорПути, был на втором месте в стране после Архангельского. Отсюда везли древесину на экспорт. Сейчас порт практически бездействует.
Все, что осталось от морского порта…
Наш пароход стоит в Игарке около часа.
Можно успеть за это время пробежаться лишь по припортовой части города. Сошли на берег, поднялись по крутой лестнице, ведущей от причала, и… очутились в городе-призраке.
Сохранилась сетка улиц, местами заасфальтированных, но внутри заросших кустами и бурьяном кварталов пусто. Кое-где виднеются останки каких-то строений. На площади, очевидно, бывшей когда-то центральной, стоит свежевыкрашенный черный Ленин.
Обшарпанная стела с датой основания города.
Еще одна спрятавшаяся в кустах стела, посвященная дружбе моряков всех стран…
Этакая сталкерская зона, и это у самых, можно сказать, водных ворот города - пассажирского речного порта. Причина, как оказалось, в том, что, во-первых, население города за последние 30 лет уменьшилось в 5 раз и целые жилые районы оказались никому не нужными. Сейчас в городе около 4 тысяч жителей. Во-вторых, город постепенно переползает на новые места. Здесь, на вечной мерзлоте не принято строить что-то новое на старом месте. Пространство вокруг практически не ограничено, старые обветшавшие строения просто бросают и новую инфраструктуру и дома возводят по соседству. А все старое постепенно само по себе или сгорает, или просто разрушается.
Относительно недавнего происхождения, установленные недалеко от причала уже в постсоветское время крест и памятная доска Отто Юльевичу Шмидту, перенесенная со сгоревшего здания речного порта.
В Игарке, говорят, есть очень интересный музей Вечной мерзлоты, посвященный не только самой мерзлоте, но и вообще истории города. Но мы за недостатком времени туда, разумеется, попасть никак не могли.
Наш пароход, сопровождаемый крикливыми чайками, заспешил дальше.
В заключительный день нашего плавания от капитана корабля нам преподнесли чудную енисейскую щуку, приготовленную по особому местному рецепту.
Щука действительно оказалась потрясающей, но только постфактум мы узнали, что каждая щучка полагалась на компанию из 4-х путешественников. Но за нашим столом сидели только мы втроем…
Помимо щуки в честь завершения плавания капитан вручил всем участникам еще и грамоты-свидетельства о путешествии на нашем замечательном корабле.
Ровно в полночь «Чкалов» отшвартовался у причала порта Дудинка.
Конечный пункт нашего маршрута. Солнце, следуя полярным законам лишь касается горизонта, не заходя за него.
Тепло прощаемся с экипажем и сходим на берег.
Ноль часов 23 минуты. Заселяемся в отель «Енисейские огни».
Завтра, точнее уже сегодня нас ожидает Таймыр.
Продолжение следует. См. сюда:
https://alexm-1954pp.livejournal.com/598.html С полным собранием репортажей о наших приключениях можно ознакомиться здесь:
https://alexm-1954plus.livejournal.com/