Тут приведены мои (
Андрея Колесова) комментарии и добавления рассказу моего отца
Александра Николаевича Колесова "На теплоходе по Енисею", воспоминания директора круизов 1967-76 гг.". На основе моего собственного опыта: три рейса с отцом на туристическом теплоходе "В.Чкалов" по Енисею по маршруту Красноярск-Диксон (с посещением Норильска) и обратно, в 1971 (2 рейса) и 1975 (1 рейс) годах (студентом, соответственно после окончания 1-го и 5-го курсов МИФИ).
*
1970. От армейского туризма к енисейским круизам*
1967-1976. На Енисее от Красноярска до Диксона с заездом в Норильск*
Вступительная беседа, проплывая мимо секретного Железногорска*
Самодеятельность. Праздник Нептуна*
Преферанс - полезное развлечение!*
Коллективная рыбалка*
Пиво в Туруханске*
Разное 1970: от армейского туризма к енисейским круизам
В 1961 году в жизни отца (да и в жизни всей нашей семьи - мамы и трех детей-братьев) начался новый, туристически-писательский, этап жизни, который, кажется, был самым интересным в его жизни, когда он смог наиболее полно продемонстрировать свои способности. В тот год он неожиданно для себя
стал руководителем создававшейся тогда системы армейского туризма. Причем, оказалось, что "армейский туризм" - это только начало после которого последовал "сибирско-речной туризм", уже после выхода отца в отставку.
"Неожиданно для себя", потому что он никогда не был туристом (особенно в советском понимании этого термина, как походника - рюкзаки, палатки и пр.). Но став начальником армейского туризма, он совсем не ограничился лишь кабинетной оргработой, и не только постоянно решал чисто управленческие задачи, но и сам лично проходил "тестовые маркировочнаые" пешеходные туристические маршруты (в частности, в Приэльбрусье, в том числе по маршруту Терскол - Сванетия через перевал Главного Кавказское хребта Донгуз-Орун).
Кроме "сухопутных" турбаз в системе армейского туризма появились туристические теплоходы (на одном из них, "Космонавт Гагарин" я с мамой ходил до Астрахани и обратно в августе 1968 г).
"В 1967 году в свой очередной отпуск я совершил путешествие на теплоходе по реке Енисей с намерением зафрахтовать там теплоход для армейских туристов. В результате этой интересной поездки через год в издательстве Главного управления геодезии и картографии вышла моя схема-буклет "По Енисею", который переиздавался три раза", - пишет он своих Воспоминаниях. Трудно сказать: было ли это изначальной идеей поездки (тогда было бы логично поехать в командировку) или мысль о фрахте пришла по ходу плавания. Но так или иначе намерение организации нового армесйского водного маршрута не удалось реализовать: через год система армейского туризма была передана из ведения ЦДСА в Управления тыла, отец не захотел уходить туда "замом" и до ухода в отставку в 1970 году(55 лет, предельный возраст для полковника) остался служить в ЦДСА в должности начальника редакционно-издательского отдела и одновременно зама начальника ЦДСА.
Но путешествие на Енисей в 1967 году стало для отца важным событием. Вполне возможно, что Схему-буклет он сделал тогда, в том числе имея в виду создание там армейского водного маршрута (Такой справочной информации не было, о он хорошо понимал ее необходимость. Одним их важных дел на посту начальника отдела туризмом ЦДСА, была подготовка им "Справочника армейского туриста", большая часть статей в котором была написана им лично). Так или иначе, но Енисей его тогда "зацепал". Вполне возможно, что принимая решение "дослужить в ЦДСА", он уже в 1968-м году начал формировать свою "дорожную карту" на "послевоенную" жизнь.
Не знаю, как он провел лето 1968 года, но в июле 1969 года на Енисее (речной круиз до Ледовитого океана и обратно) точно был мой брат Сергей (после 4 курса МИФИ, они там себе что-то сломал в стопе, что ему не мешало уже в августе играть в волейбол, когда мы втроем, с Сашей Косиным, были три недели на турбазе "Боровое"), скорее всего, с отцом. Вполне вероятно, отец тогда уже плавал там не как простой турист, а как-то участвуя в оргделах (возможно, на общественных началах, я вполне представляю себе такой вариант).
Короче говоря, идея отправиться сразу после выхода в отставку на всю навигацию работать начальником туристического круиза на Енисей появилась, конечно, заранее. Об этом говорит и то, что уволился отец с военной службы в первых числах июня, за полтора месяца до 55-ти.
1970-76. На Енисее от Красноярска до Диксона с заездом в Норильск
Отец пишет, что проработал на Енисее 6 навигаций, но начал в 1970-м, а закончил в 1976-м. Получается 7, не помню, чтобы он какие-то года пропускал. К тому же у него в документах есть "удостоверение старшего инструктора" 1977 года, а он пишет, что лето 1977-го работал на речном круизе по Волге. В общем-то, это не очень важные сегодня детали, но все-таки.
Вообще-то, после отставки в 1970-м году отец работал 23 года (до 78 лет) заведующим оргазационно-массового отдела московкого Дома военной книги (также очень интересное для отца дело, о нем будет рассказано в последующих главах Воспоминаний), а на все тело брал отпуск (в том числе за свой счет, что-то ему полагалось как ветерану), который первые 6-7 лет использовал для работы на Енисее (и год на Волге).
В первую свою навигацию, в 1970-м году у отца была должность "директор рейса", но потом туристический начальник имел статус "старшего инструктора", а формальным директором рейса считался капитан теплохода (кажется, это была штатная реорганизация на всех водных круизах страны)
Разумеется, вместе с ним там перебывала вся наша семья, наверное, с какими-то льготными вариантами оплаты путешествий (а может, и без льгот). К сожалению, сохранилось очень мало фотографий, чтобы все это уточнить.
Сергей был на Енисее, как минимум два раза, в 1969, 1972 (? или 1973-м?, в какой-то раз он не просто плавал, а трудился матросом, в 72-м или 73-м он был с другом, Сашей Косиным), познакомился там с Таней, которая жила и училась в Красноярске, через два года они поженились). Кстати, Сергей летом 1971 года был с друзьями в самодеятельной турпоездке в верховьях Енисея, они планировали там где-то сплавляться на плотах (там серьезные пороги), но ограничились пешими походами.
Отца на их свадьбе, кажется, не было (середина навигации), а я после нее уехал к отцу на Енисей во второй раз (замечательная поездка на плацкартном поезде, на боковых местах, с подругой Тани Людой Гребневой, 2.5 суток - весьма быстро).
Юра был в 1970-м (первая рабочая навигация отца), где познакомился с Леной Быковой (она была в поездке одна, сразу после закончания физфака в Харькове), через год, в июне 1971 Юра и Лена поженились. По этому поводу отец даже задержался с отъездом на Енисей, а я ровно в этом день сдавал после первого курса МатАн (
знаменитая история...)
Я не последовал примеру старших братьев: продолжение знакомства с барышнями ограничивалось непродолжительной перепиской...
Мама было точно два раза (в 1971-м со мной, и в 1972-м), может быть еще. Я два раза - в 1971-м (с мамой) и в 1975-м. В какой-то раз (кажется, в 1971-м) - два рейса, в 1975 году я тоже работал там на "полставки" матросом (участвовал в разного рода погрузо-разгрузочных работах).
У отца была служебная одноместная каюта 1 класса (удобства в конце коридора). Когда я был с мамой в 1971-м (после первого курса), то точно не помню, как мы размещались. Может быть, мы с мамой были в двухместной 2-класса, а может быть, отцу выделили служебную двухместную 1 класса, а я был в 3-м, в трюме.
В 1975-м (после 5 курса) я точно жил в трюме (4-местная), но там только ночевал. Отец почти все время проводил вне каюты, так что днем его каюта была в моем распоряжении.
Кстати, во время нашего с мамой круиза по Волге Москва-Астрахать в 1968 году (мне было 15 лет, после 8-го класс, по старому), мама жила с какой-то подругой во 2-м классе, а я - в 3-м, внизу, на второй полке. Там, в трюме было намного лучше! Там было прохладно, а наверху - жара!
Вступительная беседа, проплывая мимо секретного Железногорска
Туристический рейс начинается проведения вступительной беседы, почти сразу после отплытия от Речного вокзала Красноярск. Она проходит на корме шлюпочной палубы, здесь потом будут проводиться разные общие мероприятия, а по вечерам - танцы. Туристам представляется начальство команды теплохода (капитан, еще кто-то), команда турработников, рассказывается о правилах поведения на борту и за бортом, о плане начавшейся поездке.
Но при этом отец, рассказывая уже дома об этом собрании, всегда любил подчеркивать, что у мероприятия была и еще одна цель: отвлечь внимание туристов от видов находящихся на правом берегу "объектов". Честно говоря, мне кажется, что отец сам придумал "важность" этой задачи, возможно, в том числе, чтобы почувствовать себя причастными к "больших секретам и делам" Родины, хотя допускаю и то, что такую рекомендацию могли дать и Красноярском совете по туризму.
Дело в том, что ниже по течению Енисею, на правом берегу, в 50 км на север от Красноярска, находит один из секретных городов России, который сегодня именуется Железногорском, а в советские время для местных жителей это был Красноярск-26. Именно там в 1950-м началось сооружение комплекса по производству оружейного плутония, Комбината 815, ныне известного под скромным названием Горно-Химический Комбинат. В последние десятилетия этот комбинат является, насколько мне известно, и главным научно-произвоственным центром по захоронению ядерных отходов (в глубоких слоях Земли), причем не только в России, но и в мире.
Вообще-то, с реки (да и не с реки) ничего и не видно. Виден только небольшой небольшой двухкилометровый участок железной дороги по берегу реки, по которое очень редко проходят поезда. Разумеется, в железной дороге нет ничего удивительного, тем боле, что никто не знает, что она через несколько км уходит в подземный туннель и идет к "производственным цехам", находящимся под горным каменным массивом на глубине 200-300 м. (подземные залы достигают 55 метров высоты, сооружение способно выдержать прямые ядерные удары).
Но лучше, чтобы туристы не заметили дороги и не задавали лишние вопросы. Пусть лучше послушают рассказы Александра Николаевича Колесова о том, какое интересное путешествие им предстоит. На этом снимке - самый ответственный момент вступительной беседы: теплолоход проходит мимо "секретной жд"! Думаю, отец тут рассказывает что-то самое интересное, чтобы никто не смотрел по сторонам.
Кстати, вспомнил старый советсткий анекдот.
На "Волге" едет генерал с семьей, ведет машину сержант. Сержант хриплым шепотом: "Товарищ генерал, едем по правительственному шоссе". Генерал оборачивается и шепотом жене, сидящей на заднем сиденье с дочкой: "Едем по правительственному шоссе". Жена шепотом дочке: "Едем..."
Через пару минут сержант: "Вот справа - дача Брежнева..." Далее шепотом по цепочке: генерал-жена-дочка. Еще через несколкько минут: "Товарищ генерал, проехали правительственное шоссе". Далее по цепочке. Дочка тут спрашивает (шепотом) у мамы: "А почему шепотом?". В обратную сторону по цепочке шепотом к сержанту. Тот отвечает: "Да я, товарищ генерал, вчера пивка хородного выпил, горло простудил, охрип".
Самодеятельность. Праздник Нептуна
Ручной круиз по Енисею существенно отличает от аналогичных туррейсов по Волге. По Волге теплоход перемещается по воде в основном ночью, а днем туристы проводят бОльшую часть времени в экскурсиях по городам, на берегу. По Волге "зеленые" стоянки (на нежилых берегах) - 1-2. По Енисею иначе: городов нет вовсе (последний наверху - Енисейск, два внизу - Игарка и Дудинка, если их можно назвать городами). Основное время - на борту теплохода, немного больше "зеленых стоянок". А это означает, что от "инструкторского состава" требуется больше усилий по организации досуга туристов, проведению разного рода мероприятий, конкурсов, тематических вечеров.
В морских круизах традиционным мероприятием является праздник Нептуна, классический вариант - при пересечении Экватора или какого-то Тропика, когда на судне появляется Морской царь со своей командой и требует от мореплавателей даров (в виде той же самодеятельности) за право прохождения через эти невидимые ворота.
В речном путешествии по Енисею такой чертой является переход в Полярный круг, 67-я Северная параллель. Это в районе впадения в Енисей реки Курейка. Место известно еще и тем, что в селе Курейка (на левом берегу Енисея, напротив впадения реки Курейки в Енисей) отбывал 4 года ссылки до 1917 года Сталин (в компании с Яковым Свердловым). В 1930-е в селе был
музей Сталина и памятник, который был снесен в 1961-м.
Как видно на фото по одежде зрителей, погода в этих местах бывает и в разгар лета не jочень жаркой.
Что не мешает артистами выступать в подходящем виде, а некоторые из них (узнаете кто это?) и босиком по металлическом полу. Отлично помню это выступление, после которого наша четверка быстро побежала в каюту переодевать, где наш режиссер (массовик-затейник) первым делом выдал каждому по 100 г, разумеется, не вина.
А это, наверно, уже другой рейс, другой сценарий. И опять вижу знакомую фигуру. Кстати, именно тогда у меня появилась настоящая тельняшка, речная (черные полоски). Очень классная, теплая. Я (и не только я) в ней ходил в водный позоды (но только на берегу, когда нужно было согреться). Она сейчас у меня лежит, только почему-то маловата стала...
В каких-то рейсах еще проводили ВКН, один раз я там был за капитана (после 1-го курса). В общем, скучать там было некогда.
Преферанс - полезное развлечение
Одно из естественных развлечений на борту во время плавания - преферанс.
У нас в семье больше всех увлекался преферансом Юра: у него была компания друзей-знакомых, которые довольно регулярно собирались, в том числе, у него дома в Москве. Сергей умел играть, но не увлекался.
Я начал освоение преферанса в августе 1969 года, когда был на турбазе "Боровое" с Сергеем и его другом (наш сосед по дому) Сашей Косиным. Сергей, кстати, вернулся перед этим из поездки по Енисее, где он, играя в волейбол, чего-то сломал в голеностопе, но не очень серьезно - через месяц все уже забылось.
Мне было почти 16 лет, перед выпускным 10-м классом, а у них не было третьего, вот они и брали меня.
Следующий мой преферансный этап - 1-й курс МИФИ. Сначала мы (Гарик, Виталик) начали играть на лекциях (История КПСС), но потом решили, что лекторша нам мешает и ходили в общагу к Виталику.
Летом 1971 года, после 1-го курса и летней сессии у нас была "практика", внутри вуза. Мы работали в вузовской библиотеке, приводили в порядок многочисленные учебники, которые студенты после сессии сдали в библиотеку (что-то ремонтировалось, проверка бумажных карточек, расстановка на стеллажи). На самом деле, нужное дело, тем более, что в библиотеке работали молодые библиотекарши.. Этим мы занимались 10-14 дней, после чего наступили каникулы и я с мамой отправился на поездке к отцу на Енисей.
У нас тогда было два рейса, первый до Дудинки (в конце июля проход к Диксону еще был закрыт льдами!), второй до Диксона.
И вот тогда я прошел "высший курс преферанса". На теплоходе я познакомился с дамой-преферансисткой, но больше особо любителей не было, и потому мы с ней играли "с болваном", при этом не столько играли, сколько она мне объясняла - что и как.
В преферансе много "законов" и первый из них: играть только на деньги. Хоть по полкопейке, но - на деньги (чтобы был результат), иначе игра теряет смысл, игроки начинают идти на неоправданные риски, "портят игру".
Этому принципу дама научила меня с самого начала, мы играли по 0,1 коп. И в какой-то раз она проиграла 90 вистов - 9 коп. А денег с собой не было (зачем таскать кошелек по судну!). Минут через 20 после того, она разыскала меня в каком-то салоне и положила передо мной 9 коп. "Ну, что вы!" - сказал я. Она ответила: "Не может быть и речь, карточный долг должен быть погашен сразу!".
Второй эпизод. Мы с ней встретились, она мне говорит. "Позови мужика из каюты N, он вроде бы играет в преф". Я сходил, возвращаюсь:
- Он сказал, что играет, но сейчас не хочет.
- Если человек умеет, но не хочет - это не преферансист!
Это точное определение я запомнил на всю жизнь, имея в виду, что это относится к любому делу (футболист, программист и пр.).
Так вот: преферансные курсы, которые я прошел в навигацию 1971 года, пригодились мне в навигацию 1975 года. В то лето, после первого курса я был сначала месяц в подмосковном ССО, потом в конце июля вернулся в Москву на свадьбу Сергея и Тани, а потом уехал на Енисей к отцу. И почему-то денег у меня почти не было. А на теплоходе, хотя и небольшие, но расходы были. Короче говоря, в этот рейс я зарабатывал преферансом, получалось в среднем 1-2 рубля (по 1 коп. обычный вариант игры - классика, "Двадцатка", примерно два часа сеанс) в день, но это помогало…
А это фото: передача эстафеты молодому поколению. Лето 1987, водный подход по Сакмаре (Южная Башкирия). Гарик дает мастер класс пионерам - Лелику и Сашке.
Подробнее тут.
Коллективная рыбалка
Еще одна фирменная фишка туррейсов той поры - коллективная рыбалка. Это дел точно не было предусмотрено официальной программой круиза, но отец всегда старался ее организовать (разумеется, совместно с капитаном). В моем рейсе (не помню в каком именно году) начальником мероприятия выступал боцман Костя.
Дело проходило на одной из зеленых стоянок. Но тут сначала нужно сказать о температурном режиме Енисея ниже Красноярска и о возможностях "водных процедур" на Енисеее.
Сооружение Красноярской ГЭС серьезно изменило климат этого района, не в лучшую сторону. Поскольку температура воды, которая идет через плотину имеет довольно стабильную температуру +4-6 градусов в течение всего года (с нижнего слоя воды в водохранилище), то получается, что зимой Енисей к городу не успевает остыть и замерзает (замерзает уже существенно ниже города), а летом - не успевает нагреться, чтобы можно было купаться (то есть зимой вода +2 град, а летом - +10). В результате зимой река "парит", в городе повышенная влажность, поэтому морозы переносятся хуже.
Для купания в городе делают специальные "заводит", где вода стоит и нагревается.
Короче говоря, купаться (и лезть в воду, что нужно на рыбалке) в Енисее при комфортной температуре можно только ниже Красноярска на несколько сот км. Вот одна из "зеленых стоянок" с водными процедурами. Тут, кстати, видно, что я все же месяц провел в ССО ("строительный загар"). И еще хочу отметить, что состав туристов представлял всю географию страны (рядом стоит студенска Тартуского университета).
Итак, традиционное место коллективной рыбалки там, где вода уже теплая.
В рыбалке участвовало обычно 15-20 человек (в основном мужики), из уже сформировшегося к тому время "актива туристов". Специально отбора не было, фактически - все желающие.
Теплоход вставал у берега, основной контингент находился рядом, а рыбаки на спущенных на воду шлюпках переправлялись на другой берег. Рыбалка проходила по простой схеме. Используется сеть, длинной метров 50 (или побольше?), Шириной 1-1,5 м. Один конец сети на берегу, второй заводится в реку на шлюпке и выводится на берег ниже по течению.Получается такой полукруг (или парабола?) метров 20 в диаметре. А потом сеть вытягивается на берег. И делается три таких "заброса".
Результат: сколько-то разной чешуйчатой рыбы, 3-4 десятка стерляди и 3-4 штуки осетров.
Часть улова идет в общий котел: на следующий день в ресторане подают уху, может быть еще что-то. А наиболее ценная часть улова делится каким-то образом между организаторами и участниками рыбалки. Да, и еще отдельно, после ужина - отдельный сбор-банкет для участников и "актива". Насколько я помню, никаких конфликтов или обид не было, все было очень классно!
А вот как проходила рыбалку на Волге в 1955 году, когда
мама и Юра плавали на "Климе Ворошилове". На Енисее улов был солидней...
Пиво в Туруханске
Эта картина всегда вспоминается мне, когда заходит разговор о том, как хорошо жилось в СССР. Почему-то у меня это ассоциируется с Туруханском.
Теплоход подходит к пристани, медленно подвигаясь против течения вдоль берега. На берегу встречающие местные жители, но десяток мужиков стоят почему-то не у трапа, а немного в стороне. Когда судно уже встало, и началась швартовка. Мужики бросаются в воду и идут к борту, ближе к корме (там грузовой проход). Идут по пояс, по грудь… Протягивая при этом руки к борту, где уже стоит хозяйка "буфета" с помощниками, в кулаках зажаты "трешки", "пятерки".
За чем же они идут? За пивом! Их там ждут несколько ящиков (по 20 бутылок) с жигулевским (37 коп за бутылке в магазине, но в ресторане - по 45). Процесс обмена "товар-деньги" происходит прямо тут, в воде. Деньги наверх, ящики вниз. Достается не всем, кто не успел, тот опоздал. Счастливые покупатели идут по пояс в воде к берегу с приобретенными ящиками.
В чем тут фишка? Почему ресторан решил продать пиво на сторону, а не туристам-пассажирам на борту? Потому что пиво просрочено (тогда пиво было в основном не пастеризованное, "Жигулевское" - срок реализации неделя, а у этого уже три недели прошло), причем дело тут не в формальном превышении срока годности, а то, что пиво еще реально прокисшее. Продавать официально "интеллигентным туристам"- только нарваться на скандал и уголовку. А вот жителям прибрежных поселков, для которых теплоход - это единственный поставщик - святое дело. Покупатели отлично знаю, что они покупаю, какого качества, но почитают за счастье и такое...
Разное
Август 1975. Инструктор-методист (забыл имя), я (Андрей Колесов, 22 года) и мой отец, Колесов Александр Николаевич (директор рейса, ему тут 60 лет).
Тогда же: отец и младний сын.
Лето 1971. Экскурсия на местное кладбище (это между Дудинкой и Диксоном). Вот в такие ящиках, так как закопать невозможно - вечная мерзлота.
Со всего теплохода сюда пошла только небольшая группа. В том числе, из-за обилия мошки в тундре.
Еще.