По солнечному Узбекистану. 25.04 - 05.05.2023. Часть 5. Ташкент-Чимган-Фергана.

May 07, 2024 14:57


(Предыдущая серия здесь:
https://alexm-1954plus.livejournal.com/9914.html
Начало здесь:
https://alexm-1954plus.livejournal.com/9195.html)



Итак, проводив Маню, оставшаяся троица (разумеется, вкусно позавтракав в гостеприимном отеле Bahodir) направилась на ж/д вокзал города Самарканда. Переполненные впечатлениями от сказочных Хивы, Бухары, Самарканда, Шахрисабза переходим к следующему этапу нашего путешествия. Согласно плану, мы должны, арендовав в Ташкенте авто, отправиться на восток страны, чтобы поближе познакомиться с менее известными и популярными, но не менее интересными уголками этого края. В том числе с известной еще со школьной скамьи знаменитой Ферганской долиной.

(Картинки можно увеличивать, кликнув по ним)



Самаркандский ж/д вокзал, как и аэропорт, подновлен и приукрашен к проходившему здесь в 2022 году саммиту ШОС.

В скверике около вокзала стоит интересный монумент. Мраморная глыба, которую венчает символ Узбекистана - волшебная птица счастья Хумо, изображенная на государственном гербе страны.



(В отечественных сказаниях Хумо представлена в образе райской птицы Гамаюн.) Но интересна история памятника. Изначально на этом постаменте - скале, привезенной из Нуратинских гор - в 1913 году был установлен памятник первостроителю Закаспийской железной дороги (строилась в 1886-1888) генералу Михаилу Николаевичу Анненкову. В эпоху исторического материализма бюст Анненкова был заменен на статую вождя мирового пролетариата, установленного на той же скале. Причем, судя по имеющимся фотографиям, скала была перенесена тогда в центр привокзальной площади.



Ну а потом постамент вернулся на первоначальное место, и его увенчала сказочная Хумо. Кто знает, возможно, это ещё не последняя метаморфоза сего монумента.

Поезд до Ташкента идет 4 часа. В Ташкенте наша первоочередная задача - взять напрокат автомобиль, который Андрей заранее заказал, и на котором мы собираемся пропутешествовать в оставшиеся дни. Нам выкатывают новенький белый Шевроле, только что из автосалона.



Аренда авто на 5 дней обошлась нам в 10000 руб., потом пришлось, правда, еще кое-что доплатить :).
Надо сказать, что подавляющее большинство машин на узбекских дорогах - это белые Шевроле. В середине 90-х General Motors построил в Узбекистане заводы по производству автомобилей, и с тех пор весь Узбекистан, да и его соседи катаются на авто марки Chevrolet. Ну а белые они, наверное, потому, что это импонирует местным жителям.



Подтянулся наш ташкентский знакомый Алексей, мы загружаемся в авто, и для начала устремляемся в Чимганские горы, которые, как известно, “безумно прекрасны собою”. Дороги в Узбекистане очень приличные, так что белые Шевроле чувствуют себя на них очень комфортно.



Едем около 80 км вдоль реки Чирчик, берущей начало где-то в горах и местами перегороженной плотинами ГЭС.



В селе Чарвак одна из таких ГЭС и соответственно Чарвакское водохранилище, на берегу которого находится та самая знаменитая Бричмула (Бричмулы, Бричмуле, Бричмулу, Бричмулою…).





Был даже порыв искупаться где-нибудь под Бричмулою, но как-то не сложилось, задор угас.
Подкрепляемся в кафешке на берегу Чирчика. С красненьким. Водителю, увы, нельзя.



И едем дальше. Забираемся все выше и выше. Снежные вершины Чимганских гор все ближе и ближе.





Сейчас не сезон, а зимой тут настоящее раздолье для тех, кто любит кататься с горок на лыжах. Или на санках. Для таких тут созданы все условия на превосходных горнолыжных курортах.
Чимган, Бельдерсай, Амирсой... Отели, рестораны, ратраки, подъемники и пр. На крупнейший в Узбекистане горнолыжный курорт Амирсой попадаем уже на закате дня.



Гостей встречает очень симпатичный горнолыжник.



Солнце склонилось к западу, стало холодать. Согреваемся чайком-кофейком в совершенно пустом огромном курортном ресторане с игривым названием «Сазанчик» и едем обратно в Ташкент.



Забронированный заранее Андреем ташкентский хостел Топчан поначалу привел нас в некоторый шок.

Этакая молодежная общага для молодых бродяг туристов с разных концов планеты, не предъявляющих особых требований к удобствам (которые в конце коридора), комфорту и пр. Никак, как нам поначалу показалось, не соответствующая уровню солидных опытных путешественников.



Однако при ближайшем рассмотрении всё оказалось не так уж плохо. Идеальная чистота везде, симпатичное оформление, приветливый персонал. Нам достались два отдельных номера (для желающих есть комнаты и на 10 человек).







Утром подается великолепный завтрак за общим столом. (Посуду, правда, за собой положено мыть самим.)





В целом пришлось нам в корне изменить свое мнение об этом месте, отбросив первоначальное негативное впечатление прочь.



Но нас ждут дальнейшие дороги, города и веси солнечного Узбекистана. Позавтракав, покидаем наш приют, прыгаем в авто и мчим в сторону Ферганской долины. По дороге проезжаем Ново-Ангренскую теплоэлектростанцию, работающую на местном буром угле и отчаянно дымящую своей гигантской трубой высотой 330 м - Эйфелева башня.
Труба эта, надо сказать, не самая высокая в мире. Самая высокая - труба Экибастузской ГРЭС в Казахстане, 420 м.



Неожиданно обгоняем пару велосипедистов, усердно крутящих педали увешенных объемистыми рюкзаками велосипедов. Останавливаемся и приветствуем их. Оказались двое велотуристов из Франции (!), путешествующих по Средней Азии и устремляющихся, как мы поняли, в данный момент в сторону Таджикистана.









Вот куда еще не закатывались колеса наших велосипедов! Есть над чем подумать!

Пейзаж вокруг меж тем потихоньку становится все гористее и гористее.







Вдали показываются заснеженные вершины.



Автотрасса пересекает Кураминский горный хребет, один из отрогов Западного Тянь-Шаня. Это единственная дорога, идущая по территории Узбекистана и связывающая Ферганскую долину, зажатую между Тянь-Шаньскими хребтами, с “материком” - остальной частью страны.
Переход через Кураминский хребет, по Камчикскому перевалу был известен с давних времен, но автодорогу проложили только в 60-е годы XX века. До этого автомобильное сообщение между Ташкентом и Ферганской долиной было возможно только в объезд, по дороге, идущей по территории братского Таджикистана. Дорога через перевал многие годы оставалась очень опасной из-за схода лавин, камнепадов, снежных заносов… На излете XX века автотрасса была расширена, под наиболее опасными участками были пробиты два тоннеля (1 км и 500 м). В начале Третьего тысячелетия дорогу сделали еще более безопасной. Установлены разделительные барьеры, устроены специальные ловушки на случай, если на спуске откажут тормоза (видна на фото).



Приближаемся к перевалу.





И въезжаем в тоннель.





Собственно, сам перевал Камчик оказался над тоннелем. На самой высокой отметке перевала - 2268 м - в былые времена была установлена стела. Но нам ее увидеть не удалось, проехали под ней. Рядом было еще изваяние льва, но тот, говорят, сбежал к кому-то на дачу в конце 90-х при строительстве тоннеля.



(Фото Pastvu)

Не удалось выяснить, сохранилась ли стела до сих пор. Нашел только фото из одного из отчетов 2017 года. Стояла еще на объездной дороге. Время от времени, при каких-нибудь ремонтно-регламентных работах в тоннелях транспорт пускают по этой объездной дороге.



Не так давно, в 2016 году под перевалом был пробит и железнодорожный 19-километровый тоннель. До этого на поезде в Ферганскую долину из центральной части Узбекистана можно было попасть опять же только в обход по территории соседнего Таджикистана. Во времена СССР это было нормально, в порядке вещей, а вот после…

Спускаемся в долину. Везут барашка кому-то на кабоб.



Наконец пересекаем Сыр-Дарью и въезжаем в Коканд - ворота в Ферганскую долину. От Ташкента до Коканда около 230 км. Задерживаться в городе особо не стали. Время уже поджимало, а нам по плану надо было попасть в этот день в Фергану. Это еще 85 км. Так что сначала лагман на перекус.



Затем улаживание банковских дел, краткая пробежка по дворцу последнего кокандского хана Худояра (дворец уже был закрыт, но любезный охранник предоставил нам такую возможность).





И вперед, в Фергану.
Вдоль всей дороги от Коканда до Ферганы сплошняком тянутся села, поселки, деревеньки и прочие населенные пункты, незаметно переходящие из одного в другой.



В Фергану въехали уже в темноте.



После долгой дороги хотелось уже поскорее на боковую. И вот тут нас ждал полный облом с жильем. Заказанный накануне Андреем хостел оказался уже занятым другими…

Продолжение следует. См. здесь:
https://alexm-1954plus.livejournal.com/10389.html

С полным собранием репортажей о наших приключениях можно ознакомиться здесь: https://alexm-1954.livejournal.com/
Previous post Next post
Up