18 июля 2008 года, в предпоследний день путешествия по Румынии, мы решили посмотреть саксонские укрепленные церкви, еще одну достопримечательность страны, включенную в
«Список всемирного наследия» .
На самом деле, официально в этот список включено 7 объектов, расположенных в Трансильвании, но на значительном расстоянии друг от друга. Из этого списка наиболее известен
комплекс в Бьертане , расположенный вблизи города Медиаш.
Однако, кроме Бьертана в «официальный» список входят церкви в Valea Viilor, Saschiz, Dârjiu, Viscri, Câlnic и, наконец, в Prejmer. На самом деле, сохранившихся (или отчасти сохранившихся) церквей этого типа в Румынии значительно больше. От Брашова, где мы базировались, ближе всего было до
Прежмера и Хармана - более того, они были расположены по одной дороге - на восток от города. Вот туда мы и направились.
Несмотря на то, что Трансильвания была отделена от причерноморских степей хребтами Карпат, вторжения кочевых племен (а также более-менее крупных групп рейдеров-грабителей) на ее территорию были регулярными. Собственно, и венгры, владевшие Трансильванией в начале 13 века, заняли ее в результате «перекочевки» - но за 3 века осели, приняли христианство и стали вполне добропорядочными европейцами.
Соответственно, своих сил для защиты всех занятых территорий венграм стало не хватать, а саксонское население Трансильвании, обитавшее к 1200 годам здесь уже несколько десятков лет, страдало от набегов. И (также как и в Киевской Руси того времени) основными «набегающими» здесь были cumans - а проще говоря -
кипчаки, половцы .
Для того, чтобы обеспечить защиту мирных граждан венгерский король
Андрей II обратился к
Тевтонскому ордену , с которым, видимо, договорился о поддержке в период 4 и 5 Крестовых походов.
Тевтонцы продержались в Трансильвании (а именно в
Земле Барсы (Ţara Bârsei) центром которой был Брашов), совсем недолго, всего лишь до 1225 года, когда отвергли вассальную зависимость от венгерского короля и были изгнаны (после чего отправились в крестовый поход на Пруссию по призыву
Конрада I Мазовецкого).
Следов их пребывания в Трансильвании почти не осталось, однако точно известно, что именно они заложили поселение-крепость Тартлау на восточной границе Земли Барсы в 1212 году, а в 1218 году начали строительство храма Святого Креста.
Вот так цитадель Тартлау и храм Святого Креста выглядят на современной аэрофотосъемке - по клику - Прежмер на Google Maps.
Интересно происхождение названия цитадели.
Она называлась по-разному - Tartilleri (1210), Tartula, Villa Tartulan, Prasmar (1301), Tortalen (1377), Tortelaw (1420), Tartlau (1755). Название Прежмер было, скорее всего, локальным топонимом, но название цитадели, вероятно, было дано в честь
Тертуллиана - раннехристианского богослова, применившего формулу "верую, ибо абсурдно".
Однако, сам поселок Прежмер, куда мы приехали на маршрутке из Брашова, не производил, вначале никакого выдающегося впечатления.
Маршрутка остановилась на главной площади, справа и слева окруженной небольшими, в основном - венгерского (с моей точки зрения) типа - зданиями
А в середине площади, представлявшей собой выжженный солнцем скверик, стоял какой-то абстрактный памятник очередному воеводе...
В конце площади видны стены цитадели и шатер башни
Подходим к ней ближе
Отсюда отлично виден барбакан, защищающий вход в цитадель
Вход в цитадель предваряется декоративной галереей, построенной в 1788 году
На стенах которой размещено краткое описание памятника
В том числе там написано что цитадель и храм были отреставрированы в период 1964-1970 годов, с 1992 года цитадель Прежмера находится под патронажем Фонда Трансильванской Саксонии, с 1999 года - входит в "Список всемирного наследия" ЮНЕСКО.
Галерея выводит нас на первый двор цитадели, расположенный сразу за барбаканом
Здесь уже видны деревянные внешние лестницы, по которым можно попасть на разные уровни "ячеек" цитадели
На первом дворе можно рассмотреть планы цитадели
Цитадель Прежмер (Тартлау) имеет самые мощные оборонительные сооружения из всех укрепленных саксонских церквей в Румынии. Созданная в 13 веке, цитадель была значительно усилена в конце 15-начале 16 века, в период начала турецкой экспансии на Балканы.
Высота существующих стен цитадели - от 12 до 14 метров, их толщина составляет не менее 5 метров в основании.
Стены цитадели имеют бойницы, а также машикули - наклонные проемы устроенные в нависающей части стены укрепления, через которые можно было вести стрельбу или лить расплавленную смолу на осаждавших, внешняя сторона стен защищалась четырьмя подковообразными башнями, две из которых разрушены.
Вход в цитадель защищен барбаканом с амбразурами и сторожевыми башенками.
С внутренней стороны стена цитадели выровнена, к ней пристроены, а частично - размещены в ее толще 270 жилых ячеек и кладовых, расположенных в 4-х уровнях (не считая уровня подвала) которые обеспечивали сохранение зерна, припасов и жителей в периоды войн и набегов. Доступ к этим ячейкам осуществлялся через сложную систему лестниц и платформ.
Цитадель была взята врагом только один раз - в 1611 году, в период правления в Трансильвании князя
Габриэля Батория .
Жилые ячейки и кладовые цитадели
Вид на вход в цитадель из портала храма Святого Креста
Храм Святого Креста, строительство которого было начато рыцарями Тевтонского ордена, был завершен (в своей первичной форме) под патронажем
цистерцианского аббатства в Керце (кстати, тоже очень мощный комплекс, который нам не удалось посетить - но мы о нем и не знали), в ведение которого был передан храм после ухода тевтонцев.
По архитектурному стилю основного объема храм Святого Креста можно отнести к храмам
цистерцианской готики .
Храм имеет крестообразный план, "перекладины" креста соединяются в центре здания.
Каждая из "перекладин" креста перекрыта шестичастными сводами, строение которых подчеркнуто перекрещивающимися ребрами. Ребра сводов опираются на консоли, включенные в тело стен. Узкие, стрельчатые (иногда - двойные) окна в стенах, а также окна в форме розы, расположенные между сводами (в тимпанах) храма считаются типичными для цистерцианской готики.
Начало строительства восьмигранной башни храма датируется 1461 годом, завершение ее строительства - 1515, что подтверждается надписями на ее основании и на южной стене храма.
Наиболее ценной реликвией храма является триптих с изображением Распятия и Страстей Христа, отнесенный к живописи венецианской школы и датируемый, ориентировочно, 1450 годом, что делает его старейшим из живописных произведений, сохраняемых в Трансильвании.
Одновременно с завершением строительства башни, западная "перекладина" храма была расширена, после чего ее своды были оформлены в стиле поздней готики. Можно заметить также традиционное украшение трансильванских храмов - небольшие ковры (вообще-то по большей части это мусульманские килимы - коврики для молитвы), которые местные жители приносили в дар храмам.
Кафедра пастора оформлена в деревенском, саксонском духе - с назидательными картинками (на фото две аллегории - любовь - Liebe и постоянство - Beständigkeit)
По инициативе Фонда Трансильванской Саксонии, ряд комнат цитадели (первая - с сохранившимися остатками фресок) оформлен музейными этнографическими экспозициями.
Саксонская школа
Жилая комната
Мастерская
Отличный источник информации по Тартлау и всему Семиградью с аэрофотосъемкой - но на немецком