Роб Белл «Любовь побеждает: Книга о рае, аде и судьбе каждого человека» / Пер. с англ. Л.Б.Сумм - М.: Эксмо, 2014, - 320 с.
Книга Роба Белла «Любовь побеждает: книга о рае, аде и судьбе каждого человека» вышла в оригинале в марте 2011 года. Наделав много шума и изрядно всколыхнув англоязычную аудиторию, теперь книга стала доступна и русскоязычному читателю. При этом уместно отметить, что в некоторых американских евангельских кругах пастор Роб Бэлл воспринимается не однозначно, вплоть до навешивания на него ярлыка еретика. Как следствие, сразу после выхода книги последовал ряд разгромных рецензий и отзывов от консервативных оппонентов автора (см. статьи Альберта Моллера, Кевина де Янга и Джона Мак-Артура)
1, а Южная Баптистская Конвенция даже выпустила особое заявление о реальности ада в связи с выходом книги Бэлла
2. В результате такой атаки Роб Белл был отстранен от пастырского служения в десятитысячной мега-церкви Mars Hill Bible Church.
За что же Бэлл подвергся столь жесткой критике?
Во-первых, его обвинили в отрицании существования ада, что, по нашему мнению, довольно странно, ведь в подзаголовке книги говориться об аде и, более того, этой теме отдельно посвящена третья глава книги. Хотя понимание ада у Бэлла освобождено от средневековых сковородок и огненных печей, тем не менее, писатель не отказывается воспринимать ад всерьез, который для некоторых начинается уже здесь на земле, но и продолжается после смертного одра. Сам автор говорит о реальности ада следующее: "Это вовсе не означает, будто угроза ада не грозна и не реальна или не имеет прямого отношения к нашей вере. Я только подчеркиваю, что адом Иисус грозил людям, которые были уверены, что их-то это никак не коснется, предостерегая их за жестокосердие, которое помешает им «войти», напоминал, что их «избранность», их «близость с Богом» всегда означала только одно: что они преобразились и стали добрыми и любящими людьми, через которых Бог откроет миру свою любовь во плоти и крови" (стр. 140).
Во-вторых, Белла обвинили в универсализме из-за его взглядов на существование ада и возможности апокатастасиса (восстановления человечества). Действительно, с первого взгляда кажется, что в книге настойчиво продвигается мысль о спасении всего мира. Хотя Бэлл сам напрямую отказывается от того, чтобы называться универсалистом и утверждает, что в универсализм не верит.
По вопросу универсализма ада и рая автор словно специально подставляется под огонь критики незащищенным. Он затрагивает непопулярные темы, задает нестандартные вопросы, выходит обнаженным на противника и плохо аргументирует свою позицию. Не удивительно, что сразу же получает ответные "удары" в свои незащищенные места.
Однако надо отметить, что Бэлл не старается убедить всех в истинности своей теории. Его аргументация слабая и не последовательная. Он цитирует Писание в той части, которая поддерживает его взгляды и почти игнорирует другие библейские утверждения, которые не вписываются в его представления о рае и аде. Автор даже пытается притянуть на свою сторону древние церковные авторитеты, при этом, не разбирая их цитат подробно: "Климент Александрийский и Ориген - утверждали, что Бог примирится со всеми людьми. В IV веке в это верили Григорий Нисский и Евсевий. Тогда же Иероним сообщал, что «большинство людей», Василий - что «масса людей», Августин - что «очень многие» верят в итоговое примирение всех людей с Богом" (стр.176). Перечисление таких разноплановых авторов в одном ряду скорее запутывает читателя, нежели создает впечатление, что все они придерживались одинаковых взглядов.
Тем не менее, в книге есть на что обратить внимание.
Во-первых, она позволяет читателю расширить горизонт своих взглядов на богословие. Как говорит сам автор: «Нет такого вопроса, на который Иисус отказался бы ответить, нет запретных споров, нет слишком опасных проблем. Другое дело, что иные проблемы преувеличены самими людьми. Сколько крови пролито из-за церковных расколов, ересей, яростных споров по вопросам, которые в итоге оказались вовсе несущественными» (стр. 11). Страх ошибиться или сказать что-то еретическое заставляет нас молчать и даже не думать о новом, неудобном. Книга Бэлла позволяет нам сделать этот шаг.
Бэлл предлагает вернуться к первоначальной проповеди Иисуса: "Всё больше людей понимает, что история Иисуса обросла множеством других рассказов - тех, которые нисколько бы не заинтересовали самого Иисуса, потому что они не имеют ничего общего с Его миссией. Под этим нагромождением утрачивается основной сюжет; и настала пора восстановить его" (стр.8). Конечно, это не первая попытка "возврата к основам". Более того, огромное количество попыток найти "подлинное евангелие" привело к развитию конфессионализма и сектантства. К счастью Бэлл не предлагает создать еще одну "самую истинную церковь", но предлагает по-новому взглянуть на некоторые известные вопросы.
Во-вторых, в книге Бэлла важен акцент автора на вселенский, универсальный характер Благой Вести. Бог возлюбил мир, а не только "тебя и меня", как поют уже дети в воскресной школе. В книге подчеркивается всеохватность евангелия и всеобъемлющая сила искупления, что часто забывается и игнорируется в современной евангельской церкви. Иногда начинает казаться, что Бог имеет дело только с небольшой группой верующих, которые понимают Его особо правильно. В контрасте к эксклюзивизму, книга «Любовь побеждает» рассматривает всесильность Бога и универсальность Евангелия всерьез: "В истории Иисуса главное для нас - весть о любви Бога к каждому из нас по отдельности. Поразительная, прекрасная, всеохватывающая любовь - ко всем и повсюду" (стр.7).
Каждый из нас желает, чтобы любовь победила зло в нашей жизни и вокруг нас. Но мы как будто опасаемся, если любовь победит всегда и везде. Автор вполне осознает реальность зла в этом мире, но вслед за Иоанном, оказавшимся на острове Патмос, мечтает о полной победе любви Бога над злом и смертью.
Следует ли из этого универсализм, каждый решает из своих прочих убеждений и исследования Писания. Но игнорировать то, что Бог во Христе искупил весь мир - невозможно.
Важным в наблюдениях Роба Бэлла становится и его внимание к представлению образа Бога, которого проповедуют христиане. Как получается, что говоря о любящем Отце, тональность нашей проповеди сразу меняется, когда человек не готов принять весть в том виде, в котором она представлена? По утверждению автора: "...миллионам внушили, что если они не уверуют, если не примут Иисуса каким-то правильным образом, то есть так, как верит человек, передающий им Евангелие, и если прямо сегодня они попадут под машину и погибнут, у Бога не останется иного выбора, кроме как осудить грешников на вечную муку в аду. По сути дела, в момент смерти Бог станет для них кем-то совсем иным - навеки. Любящий отец, пошедший на великие жертвы, чтобы примириться с людьми и вступить с ними в отношения, во мгновение ока превратится в злобного, жестокого, мелочного палача, который ужо проследит, чтобы им не избежать вечных мук" (стр. 275). Проповедь христан - это проповедь об открытости Бога к нашему миру. Бог ожидает своих блудных сыновей: «Бог приглашает нас. А мы вольны принять или не принимать приглашение» (стр. 281).
Поэтому, принимая во внимание неоднозначность и спорность книги Бэлла, рискнем позволить самим читателям найти в этой книге интересные темы для себя и прийти к собственным выводам на основании поднятых в книге вопросов.
1 R. Albert Mohler Jr.,
We Have Seen All This Before: Rob Bell and the (Re)Emergence of Liberal Theology, 16/03/2011
Kevin DeYoung,
God is stIll Holy and what you learned in Sunday School is stIll True: A Review of Love Wins by Rob Bell MacArthur John.
Rob Bell: A Brother to Embrace or a Wolf to Avoid 2 On The Reality Of Hell (2011).
Опубликовано в
Вестнике Московской богословвской семинарии ЕХБ, №3, 2014