Это был проект длиною без малого год. Начали его мы с Ксюшей Чесноковой еще в январе-феврале, а завершился он в конце октября, перед первым ноябрьским снегом. За месяц мы преодолели путь в 9500 километров, посетив 8 стран Южной Африки: ЮАР, Намибию, Ботсвану, Замбию, Зимбабве, Мозамбик, Лесото и Эсватини. Сделали это сами, большой компанией, без местных гидов и помощников. Всё сами, всё сами. И хочется забежать вперёд - получилось так круто, что вот уже прошло полмесяца, а мы всё ещё мыслями в той поездке. Впереди творческие встречи, рассказы, отчёты, работа с материалом, видеоролики. А сейчас просто хочется оставить в тексте то, что крутится в голове. Рассказать, как это было. Как для 17 человек путешествие стало своего рода реалити-шоу или игрой «Джуманджи». Это было больше, чем просто путешествие.
Идея просквозить по всем странам южнее Замбези появилась у меня не вчера. Несколько лет уже вынашивал эту идею, следил за путешественниками и ждал удобного момента. И в ноябре 2023 он настал. Тогда Ксюша вернулась из своего тура по ЮАР и Намибии и написала короткий отчёт. Там и оставил коммент в духе «А слабо кружок по Южной Африке сделать?». Ксюше оказалось не слабо и она ответила «А давай!». И мы начали продумывать маршрут в 10к километров вообще не представляя, что нас ждёт.
Рассказываю по пунктам:
Маршрут
Почему такой маршрут по 8 странам? Всё просто: он для коллекционеров стран, кто стремится за одну поездку закрасить как можно больше белых пятен на своей карте. Согласитесь, нет смысла отдельно ехать в Эсватини или Лесото. Да и в Мозамбике нет желания проводить отпуск, несмотря на его шикарные пляжи на севере. Поэтому для этих стран достаточно выделить по несколько дней одной большой поездки. Южная Африка - довольно цельный и связный для путешествий регион. Прокатчики авто без проблем разрешают пересекать границы всех стран южнее Замбии и Анголы. По сути, это эдакий африканский Евросоюз с полупрозрачными границами. При этом, довольно безопасный и с развитой туристической инфраструктурой. Эти страны нередко увязывают в Большое Южноафриканское кольцо, стартуя из Кейптауна / Виндхука / Йоханнесбурга и завершая маршрут там же.
Наш маршрут: 9500 км., 30 дней. Старт в Кейптауне, финиш в Йоханнесбурге
Мы изначально решили начинать в Кейптауне, потому что аренда машин там подешевле, чем в Намибии. Да и агентства посговорчивее относительно сложных путешествий с заездом в соседние страны. Финишировать хотели там же, но в процессе поняли, что мы по времени выходим за 30 дней и выбросили отрезок пути Йоханнесбург-Кейптаун. Таким образом, получилось разорванное кольцо Кейптаун-Йоханнесбург и 9500 км вместо 10к+.
Оставалось только проложиться по всем странам между. Что и сделали, используя предыдущий опыт Ксюши в ЮАР и Намибии и мои многомесячные изыскания на Винском, Трипэдвайзере и иже с ними. Я просто брал «20 лучших достопримечательностей» по каждой стране, ставил точки на Google Earth и смотрел, какие из них увязываются в более-менее логичный трек. Так родилась канва маршрута и примерная программа по дням с местами ночёвок.
Жильё
Как я уже сказал, эта часть Африки очень туристическая, особенно, ЮАР, Намибия и Ботсвана. Миллионы туристов из Америки. Европы и Австралии, не считая местных, буквально заполняют все лоджи и кемпсайты в районе популярных природных объектов. Жильё раскупают уже за год! К примеру, уже в феврале мы не смогли найти свободных кемпингов в нацпарке Мореми в Бостване. Не было даже мест в ультрадорогих кемпсайтах, где ночёвка в своей палатке стоила $90 за человека/ночь.
Пришлось довольствоваться простенькими площадками на границе парка. Тоже самое с жильём в Намибии в популярном Соссуфлее и Людерице. Бронирование жилья вязала на себя Ксюша, и оно убегало от неё, словно песок Намиба сквозь пальцы. Мы закончили процесс бронирования уже весной. Очень здорово нам помогли наши друзья-участники путешествия с европейскими картами, через которые мы провели большую часть платных броней, хорошо сэкономив на комиссиях узбекских карт. К началу поездки у нас было пробронировано каждое жильё. Искали варианты на карте Google, исходя из нитки маршрута. Брали название, искали его на Booking или выходили на собственный сайт. Списывались - отвечали очень оперативно, народ там порядочный везде и жаждет клиентов.
Чуть меньше половины ночёвок у нас были в палатках на крышах наших машин. Это позволило сэкономить на дорогих лоджах в Ботсване и давало возможность останавливаться как можно ближе к красивым местам. Ночёвки в кемпингах очень популярны в Южной Африке. Они всегда, как правило, хорошо обустроены: на выделенной площадке есть свой кран с водой, электроузел, зона барбекю (браай), мусорный бак, территория обнесена электроизгородью от животных.
Если ночёвки были в городах, то останавливались в лоджах или отелях. Из 30 забронированных за полгода ночёвок ни с одной не возникло проблем или накладок - этот процесс в странах южной Африки отлажен за десятилетия.
Машины
Весь маршрут мы прошли самостоятельно за рулём трёх арендованных в ЮАР внедорожников Toyota Hilux. Из нескольких вариантов прокатчиков остановились на
Drive South Africa и не ошиблись. Компания оказалась очень солидной, с отличными условиями и адекватной. Без проблем разрешили пересечение границ всех стран, куда нам было нужно, тогда как не все другие конторы делали это.
Машины были новыми, 20-х годов выпуска, с ручной КПП, на дизеле. На каждом пикапе установлен кунг, в котором была газовая кухня, большой автономный холодильник на отдельном аккумуляторе., набор посуды на 4 человека. В машинах был бак с водой на 60 литров, дополнительный топливный бак на 80 литров (всего 160), полный набор оборудования для бездорожья (лопата, компрессор, тросы), 2 запасных колеса, набор для барбекю, кемпинговый свет. На крыше установлены 2 двухместные быстрораскладывающиеся палатки с лестницами, для которых были выданы комплекты постельного белья и одеяла. При получении провели часовой инструктаж по пользованию машинами и встроенным оборудованием. Вся приёмка машин заняла около 3 часов.
Мы сразу включили в стоимость полную страховку с нулевой франшизой, дополнительно купив страховку для стёкол и колёс. Единственное, что не покрыла бы страховка - это перевёртыш или утопление. Сразу скажу, что полная страховка нам пригодилась - мы попали в 2 ДТП: одно по нашей вине, второе не по нашей. Оба были оформлены полицией в установленном порядке в 24-часовой срок, как требовали условия страховки.
Машины сдавали уже в Йоханнесбурге, доплатив за one way. Приняли за 30 минут, даже ничего не сказав про помятые в ДТП крылья и бампера. Просто объяснили, что произошло, сдали police statement по каждому ДТП и всё. Было видно, что не мы первые и не мы последние: машин у компании много и она закладывает в стоимость подобные ремонты. А стоимость со всеми страховками получилась немалой - $200 в сутки за машину. Аренду оплачивали частями в течение года теми же европейскими картами друзей :) При получении на карте был заблокирован страховой депозит в эквиваленте 140000 рублей за все 3 машины. В первых числах ноября из компании пришло письмо, что депозит возвращён на карту. Пока ждём.
Hilux показали себя прекрасно! Была только одна серьёзная поломка, требующая немедленного ремонта: потёк шланг второго топливного бака. Шины АТ выдержали все дороги Намибии и Ботсваны. Использовали запаску только один раз, и ещё один раз отремонтировали прокол шнуром (рекомендую взять набор с собой, либо купить заранее в большом городе).
Команда
Это был коммерческий проект, мы продали места в машинах, установив цену в $5600 за полный маршрут и $2800 за половину. 5 участников заявились на полный круг, остальные проехали с нами либо первую (ЮАР-водопад Виктория), либо вторую часть (водопад Виктория-ЮАР). Общее количество участников 17.
В каждой части всегда было 12 человек, по 4 в каждой машине. Обе команды быстро сладились. Расставались уже добрыми друзьями, строим планы на новые путешествия :) Нам очень повезло с участниками, ибо они вносят 70% успеха в подобное предприятие.
Возрастные границы обеих групп: от 30 до 50+. Разницы в возрасте практически не ощущалось, все были примерно одинаково физически подготовлены и заряжены на приключения :)
Еда
В кемпсайтах мы готовили ужины и завтраки самостоятельно из закупленных в супермаркете продуктов. В каждой машине был установлен большой холодильник/морозильник, позволяющий хранить даже замороженные продукты. Примерный набор продуктов, которые мы регулярно покупали: растительное масло, яйца, бекон, сосиски, стейки и фарш, куриные ноги, крылья, маринованные рёбра, овощи свежие, овощи замороженные и охлаждённые для жарки, крупы (рис, макароны), картофель, лук, фрукты, молоко, сыр, колбаса, напитки, вина, сидр.
Продуктовый ассортимент супермаркетов всех 8 стран практически не отличался от наших «Магнитов» и «Пятёрочек» - можно готовить привычные домашние блюда. Из нюансов: практически невозможно найти настоящее сливочное масло. Вместо него продаются спреды и маргарины из пальмы. С соками тоже беда - вместо них сплошные «нектары» в нашем понимании, но пить можно.
В городах ели в ресторанах и кафе, дегустируя блюда местной кухни.
В некоторых отелях давали простые завтраки.
Визы и границы
Заморочек с визами практически не было, если не вспоминать, как мы делали визу в Лесото :) Это самая проблемная страна из тех, что мы проезжали. Проблемная в части подготовки к получению визы. Но для начала напишу списком, что по остальным странам:
- ЮАР. У россиян безвиз, всё ОК. В эту страну мы въезжали и выезжали бесчисленное число раз, под конец нам штампы ставили уже не глядя :))
- Намибия. У россиян безвиз. Заплатили 450 рэндов за страховку за каждое авто. Въезжали через КПП Vioolsdrif на реке Оранжевая.
- Ботсвана. У россиян безвиз. Одна из самых простых и быстрых границ. Въезжали через безлюдный Dobe Border Post.
- Замбия. На границе Ботсваны и Замбии, КПП Kazungula, оформили KAZA-визу, которая работает в Замбии и Зимбабве. Стоит она $50, оформление занимает минут 30. Очень удобно то, что клерки обеих стран сидят в одном помещении с 20+ окнами, и ты просто ходишь от одного окна к другому. Половина зала - Замбия, другая половина - Зимбабве. Народу в 19 часов было ноль. Затык случился с оформлением автомобилей. Вот тут мы застряли на 3 часа из-за бюрократических проволочек и кучи операций. Постоянно что-то зависало, отключалось, сбоило. Но клерки помогли всё оформить, предельно вежливо. Просто устали бегать от окна к окну :) Отдали какую-то кучу денег несколькими платежами, включая узбекской картой банка «Капитал». В сумме около $100 Выдали наклейку с куар-кодом для лобового стекла.
- Зимбабве. Команда прошла пешком по мосту через КПП Victoria Falls Border Post, показав в паспорте KAZA-визу, буквально 5 минут. У водителей опять затык на полтора часа. Нужно оформлять страховку, которая стоит $80 за машину. Оформляет её мужик, который тусуется в зале. После этого страховку нужно отдать в окошко Customs, в котором нужно ещё что-то заплатить. В сумме вышло $150 за машину. Заезд в Замбию и Зимбабве обошёлся почти в $300 за машину.
- Зимбабве-ЮАР. Самая долгая граница, КПП Beitbridge. Очень забитый КПП, много народу. Если есть возможность не ехать через него, то используйте её! Есть большой риск потерять целый день. Штампы ставят в вагончике с 5 окнами, клерки очень медлительны, а поток огромный. Прошли границу, включив наглость - сказали, что нужно успеть на самолёт и попросились без очереди. Местные очень отзывчивые, пошли навстречу, пропускали через одного. Отблагодарили подарками их детей.
- Мозамбик. Проходили из парка Крюгер на КПП Lebombo (Komatipoort). Стоит очередь из фур, но легковых мало. Прошли очень просто и быстро. Отдали за визу $10. Машины оформили подозрительно быстро и бесплатно :) Хотя готовились к более сложному варианту. Ещё, напуганные отзывами, что нужно заранее подавать заявку на визу, ломанулись оформлять её на https://evisa.gov.mz/login. Потратили целый вечер, все получили одобрение и куар-код, но в итоге никто на границе его не спросил.
- Эсватини. Безвиз для россиян. Проходили в Goba Border Post. Ничего не платили. КПП пустой, оформились быстро.
- Лесото. Лесотооооо!!!! :) Всё сложно и, в конце концов, просто. Для россиян требуется виза. Есть маленький шанс, что про это забудут, но так же быстро могут вспомнить. Поэтому позаботьтесь заранее. Если едете через Sani Pass Border Post туда и обратно одним днём, то можно договориться на месте. Мы ехали насквозь и выходили из страны в Maseru Bridge Border Post. Поэтому оформляли электронную визу заранее. Делается это так:
Нужно написать письмо на e-mail visa-applications.immigration@gov.ls с запросом списка документов. Могут ответить, а могут нет. Через неделю нужно написать ещё раз. И писать так, пока не ответят. Можно с разных адресов, вдруг в спам попадает.
В ответ должны прислать список документов:
- Complete Application form.
- Application letter from applicant (письмо с просьбой о выдачи визы, оформлять очень аккуратно, могут придираться. Абзацы, выравнивание).
- Flight Itinerary (в нашем случае, билеты из/в ЮАР)
- Passport copy
- Confirmation of hotel bookings (в Лесото)
- Three months bank statement (выписка движений средств по карте за 3 мес, электронная, на англ. языке).
- Travelling plan (в свободной форме - даты, объекты, погранпункты)
- Medical insurance
- Medical report (справка от врача, что вы здоровы, форма 082-у).
Впечатлены? Но всё не так страшно. Часть документов можно нарисовать в фотошопе. Например, справки от врача и банка. Они ничего не проверяют, а лишь смотрят наличие, как им написали в инструкции. Пакет документов вложениями (pdf и jpeg) отправляете на тот же адрес. И ждёте. Если повезёт, то вам ответят и пришлют вот такую бумажку. В нашем случае нам прислали с плохими датами. К моменту нашего приезда к КПП в Лесото она бы уже просрочила. Поэтому мы опять же прибегли к помощью фотошопа :) Немного исправили даты. На границе никаких проблем не возникло. Бумажка пригодилась, нам поставили въездные визы.
На этом приключения не заканчиваются. В Масеру нужно утречком, желательно к 9 часам, пока не набежал народ, прийти в офис Immigration и оформить нормальную выездную визу, которая стоит $50. Платить можно только рэндами или местными лесотскими деньгами. Взамен выдают чек об оплате, который нужно будет отдать на выезде из страны. В Immigration потратили около часа на всех.
Связь
Единого решения по мобильной связи для этого маршрута нет. В каждой стране свои операторы, взаимного роуминга нет. В каждой стране нужно покупать симку или е-сим. Есть решение с международными симками. вроде Drimsim, но и она работает не везде. В ЮАР были самые низкие расценки - 1 евроцент за мегабайт.
Есть вариант использования роуминга Билайна за 450 рублей в сутки и 1 ГБ трафика. Я использовал все варианты, включая покупку е-сим для Ботсваны. С Билайном нужно быть осторожным. В ряде стран правило «всё по 450» не работает. Так я попал на списание 4500 рублей со счёта, подключившись к интернету в Намибии. Оказалось, что там 1 мегабайт стоит 768 рублей. Читайте внимательно сообщения Билайна, которые он присылает при подключении к сети в роуминге. Такие же расценки были в Эсватини и Лесото. В этих странах я пользовался исключительно кемпинговым вай-фаем, оставаясь на экстренной связи с домом через относительно недорогие SMS. В целом, и мобильный интернет, и вай-фай в этой части Африки довольно шустрые, можно легко заливать контент в соцсети.
Билеты
Мы летели в Кейптаун и из Йоханнесбурга «Ethiopian Airlines» с пересадкой в Аддис-Абебе. Из Москвы она была пару часов, в Москву уже 18 часов. Авиакомпания предоставила жильё и трёхразовое питание в этот день. Полный день с 5 утра до 23 вечера мы провели в столице Эфиопии. Причём, без оформления какой-либо визы!
Даже штамп в паспорт не поставили. Нас забрал из аэропорта бесплатный автобус, который отвёз нас в отель. Из него нас поначалу не хотели выпускать в город, так как мы безвизовые транзитники. Однако, потом оказалось, что в город всё же выйти можно, оформив пропуск на ресепшине отеля! Что мы и сделали. Вдоволь нагулялись по городу и закупились ароматным кофе.
Кормили более чем сносно! Впрочем, «эфиопы» и в полёте не жадничали, предоставляя полноценное горячее питание с алкогольными напитками несколько раз за полёт.
Безопасность
В целом, все страны южной Африки показались безопасными. Больше всего расслабились в Намибии, Эсватини, Лесото и Ботсване. Немного напрягались в Мозамбике - там нищета и криминал. В меньшей степени в Йоханнесбурге, потому что взяли местного гида для прогулки по криминальному центру города.
В Кейптауне вечера проводили в спокойных туристических районах на побережье. В Зимбабве и Замбии никаких угроз, кроме как от наглых бабуинов, не ощущали :) Люди приветливы, гостеприимны, отзывчивы и всегда с готовностью помогают, если просишь. Охотно общаются, позитивно реагируют, когда узнают, что из России. Встречались те, кто когда-то учился у нас или бывал у нас.
Ни одного эксцесса за месяц поездки не возникло, если не считать попытку развести на деньги двух наших ребят в Йоханнесбурге. Переодетый полицейский велел получить им пропуск в торговый центр, засунув карту в банкомат. Тот оказался липовым и зажал карту. Её успели заблокировать, оборотня отогнали сотрудники соседней «макдачки», которые уже насмотрелись на это шоу. Они и раздали ребятам интернет, чтобы те заблочили карту.
Животные
Мы специально спланировали нашу поездку на октябрь, потому что в это время идёт миграция животных в дельту реки Окаванго в Ботсване. Но толп носорогов мы там не увидели. Всему виной аномальная засуха, которая случилась в этом году в Намибии, Ботсване и Зимбабве. Из-за неё много людей оказались на грани голода, и власти разрешили отстрел нескольких сотен слонов, чтобы накормить их. Посевы погибли.
Из-за засухи те редкие лужицы, к которым шли животные в дельту, оказались полностью пересохшими. Наверное, поэтому в Чобе, Савути и Мореми животных особо и не было. Хотя, в принципе, из пятёрки троих мы всё же увидели: слонов, львов и буйволов.
Были жирафы, бородавочники, всевозможные антилопы, гиены, бегемоты. Зебр, кстати, почти не видели. В целом, не густо. Повезло только один раз - в Marabou Pan, недалеко от Савути, наткнулись на большой прайд львов, которые доедали слонёнка. Это событие сполна оправдало все наши ожидания.
Больше животных было в нацпарке Крюгер. Видимо, ближе к побережью - больше дождей, больше воды. Встретили там носорога-мать с детёнышем, добив до Большой четвёрки.
Хотя, судя по отчётам в кемпах и видеороликам на телефонах счастливчиков, в Крюгере в наш визит не раз видели леопардов. Но нам не повезло.
Деньги
Везли мы и остальные участники путешествия доллары. Три человека привезли из Европы евро. Всё прекрасно поменяли в Кейптауне. Один нюанс: доллары обязательно должны быть нового образца, с синей полосой. Хотя и старые в банке и обменнике иногда принимали. Обмен валюты в ЮАР отнимает много времени. Бюрократические процессы предусматривают заполнение анкет и генерацию на выходе стопки бумаг, которые нужно подписывать. Иногда на одного человека уходило до 40 минут! Поэтому мы просто собирали со всех доллары и отправляли кого-то одного обменивать. Каждый банк и обменник берёт свою комиссию, из-за которой итоговый курс далёк от заявленного. В Кейптауне меняли в Victoria Wharf Shopping Centre, в обменнике Travelex Foreign Exchange, их там несколько штук в разных местах.
Южноафриканские рэнды по курсу один к одному принимали ещё в нескольких странах по нашему маршруту: в Намибии, Эсватини, Лесото. Мы платили рэндами на кассе в магазине, получая сдачу уже местными. В принципе, и в других странах охотно брали рэнды в качестве платежа за визу и что-то ещё. Можно сказать, что все страны, южнее Замбези, входят в одну «рэндозону».
В Зимбабве вводят уже 7ю по счёту национальную валюту. В 2024 году появилась новая нацвалюта «зимбабвийский золотой» (ZiG). Но денежную массу ещё не успели выпустить в достаточном объёме, поэтому всё ещё в ходу американские доллары. Здесь нам пригодились мелкие купюры в 5-10-20-50 баксов, которыми можно расплачиваться вообще везде.
Топливо
Мы потратили за месяц около 3000 литров дизеля на три машины. Расход Hilux составил чуть больше 10 литров на 100 км. Машина очень тяжёлая, нагруженная доп.оборудованием и людьми. В каждой машине был установлен второй бак на 80 литров. Суммарно мы заливали 160 литров. Их хватало на 1000-1200 км с остатком.
Стоимость дизеля в разных странах была от $1,1 в ЮАР и Намибии, до $1,8 в Зимбабве. В этой стране вообще всё дорого из-за долларовых цен. Хорошей идеей было заправиться под горло в Замбии, где топливо сильно дешевле.
Каждая заправка в странах Южной Африки больше напоминает пит-стоп F1, где несколько человек набрасываются на вашу машину и начинает подкачивать колёса, мыть окна по кругу, ожидая небольшие чаевые. Всегда пользовались этими услугами, давая какую-то мелочь людям, работающим на АЗС.
С заправками на маршруте не было никаких проблем. Их много, они сетевые и современные. При АЗС всегда есть магазины, где можно купить закусок в дорогу и сходить в чистый, комфортный туалет.
Происшествия
За месяц мы попали в 2 ДТП, успели познакомиться с местной медициной, подверглись нападению бабуинов, несколько раз нарвались на штрафы за превышение и пару раз пользовались услугами автосервиса. Обо всё этом я напишу более подробно в следующий раз. Скажу только, что всё закончилось благополучно для всех: ДТП были оформлены полицией, ни один бабуин не пострадал, проколотая рыболовным крючком нога Ксюши успешно и совершенно бесплатно была вылечена в сельской клинике, штрафы уплачены, а поломки машины не так существенны. Удивительно, но путешествие прошло гладко, как по нотам. Видимо, сказались 9 месяцев тщательного планирования и подготовки.
В следующих отчётах буду рассказывать уже более подробно обо всём. Подписывайтесь и следите!
***
Автор:
Алексей Мараховец Понравилась статья? Ставьте лайк и подписывайтесь на канал Поехали с Лёшей! - несколько интересных историй уже ждут своей очереди! И заглядывайте ко мне в
Telegram :)