Вчера в Россию прибыл бронепоезд с Ким Чем Ыном. По традиции, встретили его прямо у границы, на станции Хасан, сразу после пересечения по Мосту Дружбы реки Туманная в Приморском крае. Опустим политическую подоплёку события и поговорим лучше о самой станции. Место это действительно очень интересное, как и само расположение посёлка Хасан.
Во-первых, это самый южный населённый пункт Дальнего Востока и, поистине, уголок России - здесь сходятся границы сразу трёх государств: Российской Федерации, Китая и Северной Кореи.
Китай острым клином входит между Россией и Северной Кореей, остриё которого заканчивается аккурат перед Мостом Дружбы. Этот железнодорожным мост, построенный в 1959 году, является единственным наземным путём, который связывает два государства. Его основная функция - обеспечение экспорта угля в КНДР и КНР. Раз в несколько лет северокорейский лидер пользуется этим мостом для визитов в Россию, так как самолётами он предпочитает не пользоваться.
Мост Дружбы. Фото из Википедии.
До ковида по мосту можно было совершенно легально попасть в Северную Корею, купив билет в беспересадочный вагон Российских железных дорог сообщением «Москва - Туманган», который прицепляли к поезду 651/652 «Уссурийск - Туманган». Правда направление это у российских туристов не пользовалось большой популярностью. К примеру, в 2005 году по этой ветке было перевезено всего около 10000 пассажиров. Да и то это были северокорейские рабочие, заготавливающие лесоматериалы для своей страны в дальневосточной тайге.
Станция Хасан является первой после пересечения границы, проходящей по реке Туманная (Туманган). Именно поэтому торжественная встреча Ким Чен Ына всегда проходит там.
Хасан - небольшой приграничный посёлок, в котором проживает 469 человек. Рядом с ним находится знаменитое озеро Хасан, с которым связаны героические события 1938 года, названные Хасанскими боями. В посёлке есть большой мемориал, посвящённый советским защитникам, доблестно отбившим атаки японских захватчиков. Живут здесь в основном пограничники с семьями и работники железнодорожной станции.
В посёлке особо не разгуляешься - со всех сторон колючая проволока границ и заборы военных частей. Есть школа и примыкающее к нему заброшенное здание библиотеки.
А если объехать по дорожке озеро с лотосами, то можно попасть к памятной трехгранной стеле, на которой высечены названия трех стран.
С непривычки сложно понять, какие строения в нескольких сотнях метрах от тебя в какой стране находятся.
Можно заблудиться в трёх странах. Но если посмотреть на карту, то выясняется, что самые высокие строения в поле зрения стоят на китайской стороне.
Китайцы понастроили у границы несколько обзорных башен для наблюдения за соседями. А из одной из них даже сделали туристический аттракцион. В одиннадцатиэтажной серой пагоде есть ресторан под крышей, смотровые площадки и скоростные лифты. С началом пандемии жизнь в пагоде замерла и только недавно начала приходить в норму. Сегодня на открытых балконах даже в самое промозглое утро можно увидеть толпы людей.
Северную Корею же так просто не увидеть. Её низкие приграничные строения спрятались за густой порослью берегов Туманной. И чтобы что-то разглядеть, нужно подняться на одну из сопок, в окружении которых стоит Хасан.
Вид на Китай и Россию со стороны Северной Кореи. В центре - Мост Дружбы. Фото из Википедии.
Окружён посёлок и лотосовыми озёрами. В июле их нежно-розовая красота простирается до горизонта и удачно сочетается с китайской архитектурой на нём.
Вокзал станции Хасан - самое красивое и ухоженное здание в посёлке.
Попав внутрь, невольно задумываешься, для чего на самом краю земли русской нужно содержать и поддерживать в идеальной чистоте такие хоромы?
Ведь пассажиры тут бывают очень редко, станция тупиковая для большинства российских граждан. Конечная. Дальше поезд не идёт.
Но когда видишь дублированные на корейском таблички на дверях и вспоминаешь о редких визитах бронепоезда в Россию, то всё встаёт на свои места.
Огромный вокзал Хасана, по большому счёту, нужен только для одного человека.
Вернее, чтобы встретить его красиво. Вот так:
Click to view
***
Автор:
Алексей Мараховец