Неизвестный музей советской и ГДР-овской техники

Nov 20, 2018 11:00

Часто так бывает, что о каких-то годных местах узнаешь совершенно случайно. Никогда бы не догадался, что всего в паре часов езды от Любека, куда блогеры частенько катаются на пароме Finnlines, окажется потрясающий по размерам и содержанию технический музей. И практически неизвестный в Рунете. Что ж, с удовольствием сейчас закрою этот пробел :)

Добро пожаловать в Technik Museum Pütnitz - в мир старой военной и гражданской техники Восточного блока.




Музей находится недалеко от городка Рибниц-Дамгартен на севере Германии, у побережья Балтийского моря. До 1993 года здесь располагался военный аэродром ГСВГ Пютниц, от которого сейчас остался лишь город-призрак.



С выводом войск, земля гарнизона советских войск отошла в частную собственность. Владелец грамотно использовал территорию: приспособил часть взлётки под солнечную электростанцию, а в опустевших ангарах разместил несколько экземпляров военных грузовиков. С 2003 года экспозиция постоянно пополнялась и сегодня насчитывает уже 750 экспонатов.



Технический музей Пютниц сегодня является одним из самых больших частных музеев Германии. Экспонаты собирались силами энтузиастов по всей стране. Почти все они в прекрасном состоянии и на ходу.

Музей продолжает развиваться и радовать посетителей не только экспозицией, но и всяческим интерактивом. Здесь можно взять напрокат «Ниву», автобус-гармошку или тяжёлый «Урал» и погонять на них по специальной площадке. А еще покататься пассажиром на военном грузовике ЗИЛ-135 и БТР.

Ну что, поехали?



Экспозиция технического музея располагается в трёх огромных ангарах, в которых содержалась советская военная техника. У первого ангара глаз еще издалека выхватил что-то очень родное, лупоглазое - УАЗик!   Я подошёл к ремонтировавшему машину работнику и пытался заговорить - мол, я как раз с того города, где эти машины делают. Но чувак вообще не шпрехал по-английски и вяло от меня отмахнулся. Да, местечко явно очень локальное, для жителей страны.



Ангар 1. Военная колёсная техника

В первом ангаре выставлена колёсная военная техника.

Урал-375Д - рабочая лошадка советской и российской армии:





IFA W50-L «Элли» - грузовой автомобиль производства ГДР. Машины с литерой L выпускались на заводе в Людвигфельде. Одним из основных покупателей этой модели был Советский Союз.



Предшественник Урал-375 - ЗИЛ-157. Выпускался в СССР с 1958 по 1994 год. Еще одна рабочая лошадка Армии.



В народе этот автомобиль имел множество прозвищ: «Захар», «Колун», «Бэнц», «Полтергейст», «Трумэн», «Бабай», «Семечка», «Ступа», «Крокодил», «Мормон», «Утюг», «Зензюбель»; в Болгарии - «Джоган», в Литве - «Шяшякойис крокодилас» («Шестиногий крокодил»), на Украине - «Кабанчик».



ГАЗ-51 - самая массовая модель 50-70-х годов. Было выпущено около 3,5 млн. экземпляров. Гордость советского автопрома. Экспортировался в разные страны.



Знаменитый ГАЗ-69, производство которого было перенесено в годы войны в Ульяновск и с которого началась история УАЗ.  Горьковский завод начал выпускать его в 1953 году, причём параллельно эти же вездеходы собирал и Ульяновский автозавод. А после 1956 года производство ГАЗ-69 и ГАЗ-69А полностью перешло на УАЗ. В народе модель прозвали «козликом», потому что из-за короткой колёсной базы автомобиль высоко подпрыгивал на кочках.



Четырёхосный военный грузовик ЗИЛ-135. У него было 2 двигателя по 120 л.с. - каждый вращал колёса одного борта. Это делало машину практически неубиваемой. ЗИЛ-135 также экспортировался во многие страны третьего мира. Этот экземпляр, судя по гербу на дверке, прибыл из Украины.



Не совсем колёсная техника, но базируется на ней. Идентифицировать не удалось.



Мобильный штаб на базе одного из IFA W50-L:



Ангар 2. Гражданская техника

Второй ангар встречает заправляющимся «Трабантом» - символом ГДР.



Они выпускались на заводе в Цвиккау с 1957 по 1991 годы и комплектовались двухтактным двигателем. По цене они были незначительно выше мотоциклетной коляски.



Советский «брат» Трабанта - горбатый «Запорожец», герой многих анекдотов и народный автомобиль.



Небольшая часть экспозиции гражданской техники:



Катер на воздушной подушке



Легендарный «зилок» ЗИЛ-130.



ВАЗ-21011 в полицейском исполнении.



А вот тут даже сценка из жизни полицейских разыграна с участием Wartburg 353.



И такое в ГДР было:



Экспортный вариант ВАЗ-21099, который назывался «Forma».



FSO Warszawa - автомобиль, производившийся польской компанией FSO в Варшаве с 1951 по 1973 годы. Являлся лицензионной копией советского ГАЗ-М-20 «Победа».



Старый, добрый «Москвич-407».



«Машина Путина», ГАЗ-21 «Волга», до 1965 имела индекс М-21.



Особняком от всех, как и полагается, стоят машины представительского класса - «Чайки» и «Волги».



Большой ангар с трудом умещает все автомобили, поэтому они стоят несколько хаотично и кучно - вокруг каждой не обойти.



Очень много разной спецтехники и пожарных машин. Трудно представить, сколько средств было затрачено на приобретение всех этих экспонатов.



Нашлось место даже сельхозтехнике. Вот такой трактор IFA RS02 «Brockenhexe» выпускался с 1949 по 1952 годы в ГДР.



А это советский трактор Т-150.



Техника, которя не нуждается в представлении. Сколько времени было проведено в этих неотапливаемых скотовозках... Бррр...



Ангар 3. Тяжёлая военная техника

Третий ангар набит всем тем, что не уместилось в первых двух. Здесь стоят танки, самолёты, вертолёты, опять грузовики, паровые котлы от судов, и куча всякой интересной всячины. Вот, к примеру, МиГ-21. Наверняка, местный, с этого же аэродрома.



Или вертолёт Ми-8 - один из самых массовых в истории авиации.



Техника Победы - танк Т-34.



Еще один МиГ и множество разных танков и самоходок под ним.



С трудом отобрал самые-самые фотографии, чтобы не превращать статью в бесконечную портянку. Техники очень много и разной - на музей нужно выделять отдельный день вместе с тест-драйвами. На территории работает кафе, где можно отдохнуть и перекусить. Расписание и цены можно найти на сайте музея Technik Museum Pütnitz.  Он на немецком, поэтому, если не знаете язык, пользуйтесь переводчиком. Билет для взрослых стоит 6 евро, детский 3 евро, до 7 лет - бесплатно. Тест-драйвы оплачиваются отдельно и стоимость зависит от вида техники. К примеру, погонять на «Урале» мне обошлось в 20 евро. С собой в кабину можно взять еще одного пассажира бесплатно.

Музей находится тут. Добираться лучше всего на машине, которую можно взять в аренду в Любеке или Ростоке.

---
Автор фото и текста: Алексей Мараховец
Использование (полный перенос на другой ресурс, перепечатка) текста и фотографий статьи без согласия автора запрещено!  Любые фотографии моего авторства из этой статьи можно купить - обращайтесь, контакты в верхнем посте.

*** Прочитайте еще рассказы про это место:
1. Города-призраки: аэродром Дамгартен (Пютниц)
2. Погонять на «Урал-375Д»? Легко!

Пютниц, Дамгартен, музей, Германия, ГСВГ, автомобили

Previous post Next post
Up