Парковаться у дороги опасно - это было бы гарантированным «палевом». Работники близлежащего технического музея уже устали от таких исследователей и знают, что означает машина без людей на этом отрезке пути от КПП. Единственный выход - заехать вглубь утонувшего в лесу городка и раствориться в «зелёнке». Но все въезды закрыты шлагбаумами из брёвен или бетонными блоками. Времени на раздумье нет - стоит только кому-то проехать мимо из персонала, и серьёзный разговор с угрозами полицией обеспечен (на него я и нарвался, в конце концов). Другого выхода, кроме как открыть шлагбаум, нет. Я быстро выхожу из машины, снимаю один конец жерди и отвожу её в сторону. Всё, путь свободен! Колеса машины с шумом пробуксовывают на влажном асфальте, хрустят сухими ветками, которыми покрыта давно заброшенная дорога, и с этого момента я официально нарушитель частных владений...
Но нужно всего лишь закрыть за собой шлагбаум, доехать до первого поворота и официально меня здесь нет :).
Я решил забраться в городок как можно глубже, чтобы наверняка никого не встретить. О том, что эти места редко посещаются человеком, подсказали две косули, прошмыгнувшие прямо перед капотом.
Выйдя из машины, вдохнул всеми лёгкими влажный сентябрьский воздух, заблокировал замок и отправился искать залаз.
Когда начал обходить первый же дом, понял, что тут не один. В 200 метрах кто-то хрустел ветками. И это был человек. Двумя большими прыжками я скрылся за соседними кустами в надежде, что он меня не заметил. В душе заскворчало противное чувство досады. Так быстро и бездарно «спалиться», не успев ничего поснимать даже снаружи!. Стараясь идти бесшумно, я потихоньку начал отступать к соседнему дому. Но в любом случае машина-то оставалась на виду! И человек явно шёл по направлению к ней. Я встал у подъезда одного из домов (вход заварен решёткой) и приготовился к серьёзному разговору, находу придумывая версию, как я здесь оказался (шёл в библиотеку и заблудился, ага). Бежать куда-то было бессмысленно, да и глупо выглядело бы со стороны.
Я уже отчётливо слышал приближающие шаги и точно знал, что человек видит мою машину. Но вдруг звук хрусятщих под его ногами веток стал стихать. Он уходил. Уфф, понесло! Теперь я точно здесь один. Можно продолжать поиски. Времени у меня было не так много, поэтому мне хватило бы найти вход хотя бы в один дом. На большее я и не рассчитывал. Но все дверные и оконные проёмы первых этажей наглухо заложены кирпичом. Один дом, второй, третий - ни единого намёка на залаз на уровне роста. Только второй этаж, куда мне точно не добраться.
Перемещаться между домами уже не легко. Плотная поросль молодых деревьев образовала непролазный частокол, сквозь который приходится продираться с заметным усилием. Среди сорных побегов видны большие стволы буков, которым не один десяток лет. Эти деревья росли тут еще при жизни городка и радовали своей сенью его счастливых жителей. Когда-то это место было раем для них. А теперь он потерян.
Из воспоминаний жителей (стилистика сохранена):
«В лесу - буки. Они с орешками. Орешки называют «чинарики» .Много их есть нельзя - что-то будет, учителя предупреждали. В этих орешках фагин - алкалоид, который в больших количествах ядовит и вызывает галлюцинации. А мы-то думали, почему учителя не разрешают их много есть? :)»
Наконец, вход найден. Минутка физкультуры, и я внутри.
Дамгартен был оставлен жителями в 1994-м, после вывода группы войск с территории Германии. Аэродром был передан Люфтваффе, а дома заброшены. Уже 24 года тут почти никого не бывает, за исключением искателей приключений, охотников за металлом, урбексов и бывших военных или их родных, приезжающих сюда вспомнить былые счастливые годы.
Жизнь раскидала их по разным уголкам бывшего необъятного Союза, о чем можно догадаться по названиям городов на стенах.
На втором этаже сохранился витраж с нарисованными от руки берёзками. Это здание средней школы №67 ЗГВ (ГСВГ). Здесь учились дети военных лётчиков и других служащих частей 16-й воздушной армии ВВС СССР.
Время ничего не щадит. Приклеенные когда-то намертво обои повисли безжизненными плетьми.
Уверен, что у тех, кто учился здесь, сейчас на глазах наворачиваются слёзы...
Туалет полностью разворочен, срезаны все металлические элементы.
Городок был построен в 1930 году для ВВС Германии периода Третьего рейха, и использовался армией Вермахта до конца Великой Отечественной войны.
В 60-70-х гарнизон Дамгартена прирос еще и новенькими пятиэтажками, но они были снесены после вывода войск. Остались лишь старые кирпичные дома, которые для немцев представляли хоть какую-то историческую ценность. Землю выкупили в частное владение, часть взлётки заставили солнечными батареями, ангары превратили в музей, а дома законсервировали, заложив окна и двери кирпичом.
Добротные немецкие деревянные лестницы пережили несколько исторических периодов и до сих пор не выглядят ветхими.
Ни единая ступенька не скрипнула под моим весом.
Я поднимаюсь на мансарду или третий этаж. Трудно сказать, как он использовался при жизни школы, но сейчас все его закутки завалены мусором.
Но весьма интересным мусором!
Предметы «оттуда» словно машина времени переносят тебя на 30-40 лет назад. Именно они позволяют полностью погрузиться в атмосферу того времени, дают возможность понять, как здесь жили, проводили время и о чём думали. В одном из закутков обнаружился целый склад пустых водочных бутылок. Судя по этикеткам, им не меньше 30 лет.
Они вполне могли остаться от старшеклассников, которые отмечали тут свой выпускной. Помню, как мы точно так же накануне своего праздника пронесли в школу водку и спрятали её в туалете.
Эта водка была произведена здесь же, в Ростоке и Рибнице. Рядом лежат полусгнившие консервные банки из-под балтийской кильки. Хорошая закуска.
Из воспоминаний жителей (о дружественных визитах военнослужащих ГДР):
«И водку нашу жрали [немецкие военные] взахлеб. Вольняги их на Празднике Дружбы, на стадионе в кустах, так накачали, что они уезжая, всю дорогу от штаба до КПП из машины заблевали. За воротами не видел, там мы уже не убирали. Жаль не дали поливомоечные машины, символически бы так, как деды делали».
Среди пустых бутылок и банок обнаружился и чей-то блокнот с конспектами по теме устройства двигателя внутреннего сгорания. Аккуратным, каллиграфическим почерком ученик записывал принцип работы системы охлаждения и клапанов.
Еще одна интересная находка - коробка из-под польской фотобумаги «Kodak», 9x14, 100 листов. В таких упаковках она выпускалась в 50-х годах.
Больше ничего интересного в мансарде не нашлось, спускаюсь вниз.
Когда попадаешь в заброшенное многоэтажное здание, всегда встаёт вопрос, откуда начинать? :) Я привык обходить с верхних этажей, потому что внизу частенько попадаются сюрпризы, вроде неожиданных проходов в другие локации.
Так вышло и в этот раз. В торце здания я увидел разрушенную кирпичную кладку...
Через пролом попал в какой-то короткий коридор, в конце которого брезжил яркий свет. Что там может быть?..
Вот это везение! Я попал в спортзал! В который точно не зайти снаружи.
Готовясь к исследованию этого городка, я несколько дней просидел в группах соцсетей «Вконтакте» и «Одноклассники», в которых бывшие жители Дамгартена делились воспоминаниями и фотографиями. Я так проникся их жизнью и бытом, что в какой-то момент ощутил себя одним из них. Я разу вспомнил одну фотографию, на которой были запечатлены старшеклассники 67й школы в день своего выпускного или последнего звонка. Они стояли в том же спортивном зале, на фоне этого же баскетбольного щита и шведской стенки, от которой сейчас остались лишь следы. Между первой и второй половиной фотографии - больше 30 лет.
Я решил пройтись по залу и тут же понял, что это была дурная затея. В одном месте трухлявые доски не выдержали, и я с треском провалился по пояс в пол. Хорошо, что не глубже.
Кое-как по краю, угадывая расположения более крепких лаг, добрался до противоположного конца.
Странно, почему немцы не снесли это здание, ведь оно было построено уже в советский период. Почему не повторило судьбу пятиэтажек?
Время поджимало - в этот день нужно было побывать еще в паре подобных мест. Пора уходить. По пути к машине поснимал затерянные в зарослях дома.
Это здание штаба дивизии.
Из воспоминаний жителей:
«,,,В подвале штаба было стрельбище и частенько там стреляли из «Макарова». В конце подвала рядом с мишенями направо была дверь в столярку. Там стояла большая циркулярная пила и все время пахло хвойными опилками. Неповторимый аромат. Огневой рубеж был огорожен деревянными щитами с квадратным окном через которое вёлся огонь. Щит служил защитой от рикошета. На втором этаже стоял часовой и охранял знамя. Что за знамя, не помню. Метео находилось справа от входа и занимало крайние правые окна на первом этаже. На противоположной стороне штаба стояли небольшие ящики. То были лазерные дальномеры. Иногда их включали чтобы узнать высоту облаков. Это было маленько представление с опрокидыванием крышек и зажжением красных огоньков».
«...Бетонировали пешеходную дорожку у штаба. Это был дембельский аккорд. Лето 1979».
«...Штаб дивизии. С 1977 по 1980 г. муж служил на КП дивизии, а я работала на телеграфе».
Медсанчасть.
Из воспоминаний жителей:
«В 1968 году медсанчасть была сзади здания, а с крыльца, направо, кабинет начальника Дома офицеров подполковника Лучникова. Слевой стороны была библиотека. Справа ещё какая-то комната, затем лестница на второй этаж. На 2-м этаже - художественная мастерская, где рисовали афиши кино. Дальше по коридору склад, затем фотолаборатория, комната для деток офицеров, типа садика. И огромная комната для самодеятельности, вернее для хора. С северной стороны было кафе. А уж потом санчасть».
Природа быстро отвоевывает отнятые у неё пространства. Посмотрите на фото, ниже этого, и сравните. Это стелла возле медсанчасти.
Из воспоминаний жителей:
«...Возле этой стелы в 80-м году принял присягу на верность РОДИНЕ. Советский Союз, 30 ноября.
Солдатский клуб в здании бывшей котельной.
Из воспоминаний жителей:
В 30-годы здесь располагалась котельная, которая подогревала взлётную полосу. А мы однажды всем гарнизоном чистили ВПП вручную. Зима кажется с 1978 на 1979 год (может быть на год раньше) выдалась на редкость снежной и морозной. Тепловые машины работали сутками, а в это время сыпал снег, падал и на разогретом бетоне превращался в лед. Толщина его была от 5 до 10 см. Два дня весь гарнизон с утра до вечера откалывал лед. На 3-й день взлетел первый самолет. По словам начальника разведки дивизии в ФРГ аэродромы еще не были готовы к работе. А в Витштоке в это же время командиру 33 полка (фамилию не помню) пришло письмо, в нем фото бульдога в кабине Фантома в шлеме - поздравляем с Рождеством Христовым. А в Дамгартене в это время командиром 773 полка был Кот В.С, впоследствии 1-й зам. ГК ВВС, генерал-полковник. Довелось с ним еще не раз встретиться.
Один из сохранившихся самолётов части 16-й воздушной армии ВВС СССР, МиГ-21СМ (1968-1971 гг). Cтроились только для ВВС Советского Союза заводом № 21 в Горьком.
Из воспоминаний жителей:
«У нас в спирт еще и добавляли слегка авиационного топлива. Для отвратного послевкусия... Но мы, всё равно, любили пить... А мы в Лен комнате сидим, султыгу пьем и секс глядим... Из-за нее нач штаба мне с другом по 7 суток влепил... Восьмые добавил начальник губы. Унюхал, что мы и там где-то выпили... ) Авиаполк... 75-76 года...»
«Султыга. Каждый техник самолёта знал сколько полос на МИГ-21 от султыги было. (Бедный желудок)».
«Ребята, ловлю на неточности. В МИГ-21 лили спирт. Султан: разведенный спирт - лили в МИГ-23 и выше.»
Я не раз бывал в подобных городах-призраках. Все они оставляют после себя странное, щемящее чувство. Что общего между ними? Да то, что людей вынудили покинуть их против своей воли. Просто так сложились обстоятельства. Что Миловице, что Припять, что Дамгартен, что еще десятки других гарнизонных городков по всей территории Восточной Германии - это потерянный рай. А жизнь в таких военных городках на самом деле была райская: курортная зона, море под боком, европейский уклад жизни, продснабжение, высокие зарплаты, товары, которые было не купить в Союзе, а все жители - одна огромная семья, все друг друга знают и любят. С какой болью все они возвращались на Родину в середине 90-х, в серую разруху и нищету. Многие из этих частей были сразу же расформированы, и не каждый из молодых офицеров нашёл себе достойное место в новой жизни.
На обратном пути из музея я еще раз захотел пробежаться между домов и пофотографировать их снаружи. Прятаться уже не стал, оставив машину прямо на обочине дороги. Реакция не заставила себя долго ждать :) Буквально через 5 минут возле меня остановился большой пикап, откуда вылез рослый немец, лет 40 - либо владелец земли, либо работник технического музея. Разговор сразу же не заладился:
- What the fuck are you doing here?
- Nothing...Just taking pictures outside the buildings...
- Get out of here! You have to pay money for everything! Money, money!
И показал характерный для этого жест руками, чтобы я наверняка понял. Но «мани» он с меня взять не мог, потому что никакого официального аттракциона из заброшенных домов они не сделали, а просто так в Германии деньги брать нельзя. Тем более, без кассового чека. Нарываться на продолжение беседы как-то не хотелось, я сел в машину, завёл двигатель и укатил прочь.
P.S. Удивительно, но недавно мне написала женщина, которая узнала себя на последнем фото (верхнее, в левом углу, где военный с коляской). Вот, что Таисия Орлова пишет:
Это 1977 год. Ближе к дому я иду, посредине моя одноклассница Света Гикал, а девочка маленькая моя сестра, Таллина Орлова. Мы шли в библиотеку. Когда нас снимали мы не видели, просто потом подарили мне это фото. Я даже и подумать не могла, что через столько лет фото будут так много значить.
---
Автор фото и текста:
Алексей МараховецИспользование (перенос на другой ресурс, репост, перепечатка) текста и фотографий статьи без согласия автора запрещено! Любые фотографии моего авторства из этой статьи можно купить - обращайтесь, контакты в верхнем посте. Исторические фото взяты
отсюда. Прошу прощения у людей, изображённых на них, что опубликовал их здесь без разрешения.
*** Прочитайте и другие мои рассказы о городах-призраках и заброшенных военных базах:
1.
Божи Дар в Миловице: Припять без радиации2.
Заброшенная военная база под Ульяновском3.
Ядерно-религиозный Кизилташ4.
История одного предательства: как англичане греков продали5.
Попал в Кабалу6.
Пикник у заброшенной базы подлодок7.
Улицы закрытых городов Мурманской области. Их не было в "Левиафане" и мало, кто их увидит