Как-то рылся на книжных полках одного сувенирного магазинчика Катманду и случайно наткнулся на красивый типографский фотоальбом «Дети Непала». В нём были сотни портретов детей из разных областей страны - долины Катманду, горных районов. В тот момент я тоже загорелся идеей сделать свою серию «Детей Непала», чтобы показать, как проходит детство в одном из самых беднейших государств мира.В целом подборка получилась позитивная. Дети, несмотря на то, что они бедны и голодны, всегда остаются детьми - главное, чтобы была мама рядом :) Ну или кто-то, кто любил бы и заботился. А остальное - мелочи жизни :) Хотя не получилось и без ноток грусти. Смотрите сами.
№1. Заметив камеру, направленную в их сторону, детишки из Патана начали кривляться и тоненькими голосками хором кричать «Хелёу!» :) От смущения они жались друг к дружке, словно воробушки на ветке.
№2. Маленький ученик буддийской школы с таким же интересом изучает меня, с каким я его :) В глазах читается лёгкое смущение и восторг от внимания фотографа к его персоне.
Классическое образование в Непале практически всё платное, государственных школ очень мало. Те, кто может позволить платить по 200 долларов за полугодие, отдают детей в обычные школы. Более бедные могут позволить себе только школы при буддийских монастырях. Они не бесплатны, но более доступны по стоимости. Образование, конечно же, не полноценное, но кроме буддийских ритуалов ребёнок будет знать тибетский, английский, китайский, непальский языки и получит базовые знания в естественных науках. Этого будет вполне достаточно чтобы продолжить обучение в других учебных заведениях или начать работу. То, что ребёнок учится в буддийской школе, вовсе не означает, что он станет монахом - многие уходят, получив образование.
№3. Маленькие кокетки на улицах Катманду. Девочка с первой фотографии проворно скрылась за маминым платьем, едва увидев меня с камерой. А девчонки на второй фотографии с удовольствием позировали и позволили сделать целую серию. Их работа была вознаграждена конфетами и бананом :) Яркие и чумазые - так можно сказать почти о всех детях Непала.
№4. Девочка-подросток рассматривает яблоко, прячась от полуденного зноя в тени торгового навеса. Заметьте характерную местную моду на подводку глаз тушью. Так щедро раскрашивают себя только индуисты. Буддийские девочки практически не пользуются косметикой.
№5. Девочка-кумари. По индуистским и буддийским верованиям, кумари является живым воплощением богини Таледжу. Девочек на эту почётную роль выбирают из определённого знатного рода после прохождения сложного конкурса. Она должна обладать идеальными глазами и зубами, не иметь на теле повреждений и соответствовать еще 32-м приметам совершенства. Кумари никогда не покидает своего дворца, кроме особых ритуальных дней и церемоний. Её ноги никогда не должны касаться земли за пределами дворца, и при необходимости её несут в золотом паланкине. Кумари не посещает школу - считается, что она уже рождается всезнающей. Однако, при желании, она может изучать школьные дисциплины с приходящим учителем. Но он не может требовать от кумари чего-либо, поэтому просто пытается вызвать у неё заинтересованность предметом. Обучение кумари с персональным учителем допускается для того, чтобы ей было проще начать обычную жизнь после того, как она перестанет быть кумари. Ведь ей наравне со всеми придётся ходить в школу.
Считается, что кумари крайне редко смотрит в глаза посетителям, потому что не каждый достоин взгляда самой богини Таледжу. Но глаза девочки с трудом скрывали любопытство в отношении нас. Не часто она видит белых европейцев у себя в гостях. В конце концов, бремя обязанностей взяло верх над любознательностью, и кумари окончательно отвела взор. Об этой встрече с кумари можно
почитать у меня в журнале.
№6. Почему у ребёнка так раскрашены глаза, для меня так и осталось загадкой. Возможно, что-то религиозное, вроде оберега от сглаза.
№7. Два буддийских ученика стоят под большим колоколом у Ступы Боднатх. Множественные шрамы на голове одного их них могут говорить о непростой уличной жизни непальских детей.
№8. Эту маленькую по годам и очень взрослую по взгляду девочку с младшим братом я встретил недалеко от Луклы, завершая свой эверестовский трек. Пройти мимо неё было невозможно. У меня была всего лишь одна возможность, чтобы сфотографировать её такой, какой она была в тот момент. После внезапного первого кадра она уже начала смущаться и отворачиваться. Дети в горных районах рано становятся взрослыми. Мальчики начинают носить грузы за деньги уже с 9 лет, а если мальчиков в семье нет или денег не хватает, то присоединяются и девочки. Несмотря на то, что климат в Гималаях вроде бы должен способствовать крепкому здоровью, долгожителей тут не бывает. Тяжёлый труд и плохое питание порядочно сокращают срок жизни.
№9. Водные процедуры на улице Катманду. Мама купает ребёнка в тазике.
№10. Случайное фото девочки под бамбуковым навесом.
№11. Брат с сестрой. У мальчика, которому лет 6-7 от силы, довольно взрослый взгляд.
№12. Отдельная тема - школьники. В каждой частной школе принят свой дресс-код и форма. Как правило, она имеет строгие, но яркие цвета. Школьники одного района обычно ходят на занятия большими группами.
№13. В школах работают электронные проходные, поэтому детей часто можно увидеть с пластиковыми карточками-бейджами на шее. Опрятность и чистота формы - одно из главных правил школы. Все элементы одежды промаркированы названием учебного заведения.
№14. P.J.E.S. - довольно крупная школа, её учеников я встречал в нескольких районах Катманду.
№15. Ученица P.J.E.S. покупает канцтовары в уличном лотке. Форма часто покупается на последние деньги, поэтому практичнее брать её на вырост.
№16. Знак звезды Давида на одежде школьников на самом деле не является каким-то еврейским символом. В Непале этот древний тантрический символ олицетворяет гармонию мира материи с духовным миром. Короче говоря, он является символом знаний, оттого его часто можно увидеть на учебных заведениях и форме школьников. Гексаграмма, как и свастика, имеют более глубокую историю, нежели их современные воплощения.
№17. Кстати, воскресенье в Непале - начало трудовой и учебной недели :) В пятницу обычно укороченный день, а суббота - выходной. Не зная этого, поначалу удивляешься, когда видишь толпы школьников, идущих воскресным утром на занятия.
№18. С такими же грустными лицами, как и во всём мире :) Учёба в Непале - единственный способ выбраться из ужасающей нищеты. И надежда всей семьи на то, что получивший знания ребёнок сможет впоследствии кормить всех своих родных. Поэтому вкладывают в него последнее, что есть.
№19. Еще одна маленькая сладкоежка на фоне бесконечного переплетения электрических проводов в Катманду.
№20. Модная юная кокетка, живущая в одном из посёлков недалеко от Луклы, в Гималайских горах. Так как наш маршрут подходил уже к концу, отдал ей все остатки запасов энергетических батончиков.
№21. Дети из Намче Базар играют в какую-то замысловатую игру. Хотел попасть в их компанию, но бы отвергнут высунутыми языками :)
№22. Высоко в Гималайских горах тоже живут дети, которые учатся в школах. Только им еще сложнее, чем детям из Катманду. Еще бы - каждый день нужно пройти 5-10 км по горным тропам, чтобы попасть из своего села в более крупное, где есть школа. Если для многих туристов этот маршрут - настоящее преодоление себя, то для детей - их повседневная жизнь. На дорогу уходит по несколько часов с перерывами на привал. Дети идут небольшими группами, без сопровождения взрослых. Школа есть в Намче Базар. Дети на фото идут домой после занятий из Намче в другой посёлок.
№23. Молодая мама устраивает своему малышу солнечные ванны. Высота селения - около 3500 м.
№24. Маленький шерпа на фоне большого камня мани - священной скалы с главной мантрой буддистов «Ом мани падме хум».
№25. Девочка с заплаканными глазами на пороге лоджа в Сурке вышла рано утром проводить нашу группу.
№26. С самого рождения дети шерпов живут среди каменных троп, поднимаясь и спускаясь по ним по несколько раз в день. Вот откуда берётся эта легендарная выносливость и сила непальских портеров-альпинистов, которые по несколько раз в жизни восходят на Эверест.
№27. Юноша в деревне у реки Санкоши предлагает купить у него фрукты.
№28. Смеющийся от смущения мальчик по дороге из Катманду в Саллери.
№29. Дети, сидящие возле торговца свежими фруктами в Сваямбунатхе.
№30. Бездомный подросток лежит на ступенях древнего индуистского храма на площади Дурбар в Катманду.
№31. Маленький мальчик кормит голубей кукурузными зёрнами на площади Дурбар в Катманду.
Возможно, стоило бы тоже сделать бумажный фотоальбом с некоторыми из этих фотографий. В одном экземпляре, для себя. Какие из фотографий вы бы отобрали для него?
© Алексей МараховецИспользование (перенос на другой ресурс, репост, перепечатка) текста и фотографий статьи без согласия автора запрещёно!
*** Прочитайте другие рассказы об этом путешествии:
1.
Как попасть на Эверест? 2.
Как пройти к Эвересту?3.
Подготовка к Непалу: Фотосумка4.
Подготовка к Непалу: Солнцезащитные очки5.
Подготовка к Непалу: Битва за килограмм!6.
Приключения походного чайника в Непале7.
Снаряжение для трека в Непале: что пригодилось и как отработало8.
День 1. Джиппинг Катманду - Саллери9.
День 2. Джанбеси-Нунтала10.
День 3. Нунтала-Бупса11.
День 4. Бупса - Сурке12.
День 5. Сурке - Джорсалле13.
День 6. Джорсалле- Тенгбоче14.
День 7. Тенгбоче - Дингбоче15.
День 8. Дингбоче - Лобуче16.
День 9. Лобуче - Фериче17.
День 10. Фериче - Намче18.
День 11. Намче - Лукла19.
Почему в Азии лучше быть веганом20.
Жизнь в нищете: один день в семье непальских шерпов21.
Как устроен самый опасный в мире аэропорт22.
В гостях у бога23.
Стоматология по-непальски24.
Цены на продукты в беднейшем государстве Азии25. Бхактапур -
Город верующих26.
8 разновидностей непальского фастфуда 27.
Почему обезьяны нападают на людей28.
Заглянуть в глаза Будде29.
35 колоритных портретов людей Непала