Македония или Македония?

Dec 20, 2016 11:00

- А куда после Румынии? - спросил грек.
- В Болгарию, а потом в Македонию, в Охрид. - ответил я.
Весёлый и жизнерадостный грек вмиг посерел лицом, улыбка стекла на асфальт, взгляд упёрся в землю.
- Дружище, в Македонии нет Охрида, Македония это Греция. А то место, куда едете вы, называется БЮРМ (прим. Бывшая югославская Республика Македония). И никогда, слышишь, никогда не называй эту страну Македонией. Есть только одна Македония и она находится в Греции. Так значит вы едете в БЮРМ?
- Ага...

Вот такой урок современной геополитики мне преподали в Румынии, когда у перекрытого карпатского тоннеля мы пересеклись с греческой оффроуд-экспедицией. Милые, дружелюбные ребята, смех, улыбки, обнимашки, фото на память, обмен национальной едой, напитками и сувенирами... Но как только речь зашла о Македонии - все вмиг стали очень серьёзными.  На тот момент я не особо понимал, почему на планете две Македонии, и какая из них более настоящая.



Я не хочу тут вдаваться в подробности и суть Македонского вопроса - он уходит корнями аж в 19 век, когда пересматривались результаты русско-турецкой войны.  Если кратко, то современный спор между Грецией и Республикой Македония относительно именования последней начался после распада Югославии и подписания в 1991 году декларации независимости Македонии, в которой название государства звучало как "Республика Македония". Греция считает, что имя нового государства является узурпацией имени её исторической провинции на севере страны.  Кстати, только по причине этого спора Македонию до сих пор не приняли в НАТО, чего она очень желает.

Хотите прокатиться по этой интересной и малоизвестной европейской стране и посмотреть  как живут македонцы ?


На болгарско-македонской границе перед нами встал парень с девушкой на жёлтой "эмке".  Как и в России, "бумер" на Балканах считается бандитской машиной, поэтому болгарские пограничники решили устроить паре шмон по полной программе, с простукиванием полостей корпуса, бензобака и частичным разбором. Искали наркоту, которая в этих краях курсирует достаточно бодро - Албания ведь совсем близко.   Мы уже начали предполагать, что это же ждёт и нас, русских на сербском "Логане", но всё прошло на удивление быстро. Видимо, сработал принцип "руссо туристо - облико морале". Посмотрели чемоданы и отпустили в Македонию.



Македонские погранцы уже не были такими дотошными и просто спросили, куда мы едем. Ответ "в Охрид", наверное, был самым избитым, поэтому к нам не проявили никакого интереса.

Добродошли в Македонию!



Не проехав и 300 метров по новой для меня стране, увидели на обочине ребят с рюкзаками. Лица показались какими-то родными, поэтому нога инстинктивно нажала на тормоз. На английском позвали автостопщиков в машину и сказали, что едем в Скопье, куда им и надо было. Однако, после первой же ответной фразы я подумал, что уже можно переходить на русский и не ошибся :)  Ребята оказались из Киева - они путешествуют автостопом по Балканам и уже успели побывать в Турции.



Так, за разговорами и пролетели несколько часов езды по отличной дороге в столицу БЮРМ Скопье.



Главный недостаток этой трассы - её платность. Причём, пункты оплаты натыканы так часто, что начинает бесить - тут 1,5 евро, там 2.



В итоге потратили около десятки евро за 200-250 км. пути.



Пейзажи радуют глаз только за пределами городов и деревень.



В остальных местах всё довольно уныло и печально - нищета и упадок. Но по-европейски чисто.



Основное средство передвижения албанских цыган, как и румынских - брички. Но они еще беднее румынских - те хоть по две лошади впрягают в телегу.



Македонские города серы.



Македонские заправки подозрительные.



Заправляться лучше на заправках со знакомым названием. Да, это тот самый Лукойл.   Все остальные просто делают название, созвучное Лукойлу. Особенно это заметно в Албании.



Есть и совсем без названия, на которых вообще непонятно что наливают и кому за это платить.



Скопье сильно отличается от других городов Македонии столичным лоском и "лухари".







Но только в самом центре. Стоит отъехать и опять так. Всё, как у нас.





На одном из светофоров на наш "Логан" внезапно напали мойщики стёкол.  Отгонять их бесполезно - сделают своё дело до конца. Потом начинают в дерзкой форме вымогать деньги со всех сторон, барабанят в стёкла, громко кричат. В это время нужно более тщательно приглядывать за вещами, потому что легко могут что-нибудь вытащить из машины.



Центр Скопье забит машинами до отказа - город старый, улицы очень узкие, да еще полным ходом повсюду идут какие-то стройки, дороги все перекопаны. Припарковаться негде, водители нагло лезут, никто не пропускает, подрезают.  Сто раз успели пожалеть, что сунулись сюда в час пик, но нужно было подвезти ребят.   На одной из таких улочек-бутылочном горлышке даже попали в небольшое ДТП - зацепили-таки своим зеркалом зеркало соседней машины. Остановились, с ужасом, по-российски, осознавая, в какой переплёт попали. Но водитель "Фокуса" слева лишь посмотрел, усмехнулся и поехал дальше...

image Click to view



В принципе, для пешеходной прогулки Скопье очень интересен.  Мосты, крепости, дворцы, памятники.  К сожалению, не было времени на такую прогулку - хотели затемно добраться до ночлега в Охриде.



Чудом выбравшись из этого каменного мешка, вздохнули с облегчением.



До Охрида оставалось совсем ничего.



Один из признаков бедной балканской страны - изъеденные холмы.



Из красивых зелёных холмов тут делают серые, безликие стройматериалы.



Из серых, безликих стройматериалов делают такие же безликие дома.





От холмов практически ничего не остаётся.





Охрид находится на берегу одноименного озера, недалеко от албанской границы.  Близость Албании ощущается по целым албанским деревням, на улицах которых развеваются албанские флаги.





Главные занятия в таких деревнях - авторазборы.  Сюда стекаются старые или угнанные в богатой Европе авто, где их превращают в конструктор. По идее, тут можно собрать себе автомобиль "с нуля".   Вдоль дороги стоят целые горы разрезанного автохлама.



Ближе к закату на горизонте появляются высокие горы - мы добрались до Охрида.



Некрасивая Македония заканчивается - начинается красивая.



В следующий раз про неё и расскажу.

Еще рассказы об этой поездке:
1. Полмесяца на Балканах
2. Как полюбить российские поезда?
3. Консервы, замки и металл Хунедоары
4. Одна моя ночь в сердце Трансильвании
5. Как живётся на румынском селе?
6. Как не попасть на Трансфэгэрашское шоссе
7. Ненастоящий замок ненастоящего вампира Дракулы
8. Красивая Румыния в Брашове
9. Где на самом деле снимался "Борат"
10. Бузлуджа. Гора призраков
11. Габрово: город, который смеялся
12. Город мастеров Трявна
13. Мастер-класс: как снять Дьявола в чёрную ночь
14. Про болгарские горы и тех, кто в них живёт
15. Каменная свадьба
16. Случайные города: Пловдив и София

balkanexp, Скопье, Македония

Previous post Next post
Up