Мастер-класс: как снять Дьявола в чёрную ночь

Aug 10, 2016 11:05

Болгария полна мистических мест, способных вызвать как минимум мурашки на теле даже у самых отъявленных скептиков и атеистов. Одним из таких мест является Дьявольский мост  в общине Ардино Кырджалийской области на юге Болгарии. Мост стоит нетронутым над рекой Арда уже 500 лет и привлекает к себе немногочисленных туристов.

Но только не глубокой и тёмной, как самый дальний уголок Преисподней, ночью...  Говорят, что сам Сатана любит прогуливаться по своему мосту в это время. Что ж, попробуем его сфотографировать.



Включаем трек и погнали.


Саня остался спать на уютной вилле в турецком поселении Borovitsa (Camdere), затерянном в Родопских горах.  В это время она обычно пустует и создаёт ощущение полной заброшенности. Саня не фотограф - он имеет право на ночной сон. Мы же с Русланом russ_yo собрали рюкзаки, подзарядили аккумуляторы, погрузили всё барахло в багажник прокатной Дачи-Логана, на которой мы прикатили сюда из Белграда, и завели мотор.   Уже было совсем темно. Затянутое плотным слоем облачности небо не оставляло надежды на съёмку звёздного неба. Да и на рассвет тоже.   За руль сел Руслан: он в этих местах почти свой - живёт тут, неподалёку, в Пловдиве. Не один раз за поездку я отмечал его мастерство вождения на тёмных серпантинах.



Виллой владеет один местный житель, турок по происхождению. Его сын - талантливый художник и скульптор. Интерьеры виллы украшены большим количеством его работ.



В крытом дворике мы нашли композицию, когда-то так же выполненную им.  Это Дьявольский мост - пожалуй, самая сильная достопримечательность здешних мест.  Он был построен в период с 1515 по 1518 годы по приказу султана Селима Первого, на месте старинного римского моста на дороге, связывавшей Горнофракийскую низину с побережьем Эгейского моря.



Через несколько минут езды по безлюдному родопскому серпантину мы оказались у поворота на грунтовую дорогу. Если бы не уверенность Руслана, я бы не стал продолжать этот опасный путь: с одной стороны отвесная стена, с другой - высокий обрыв с рекой на дне. И сильный уклон дороги.

image Click to view



Спустились в долину реки Арда, оставили машину на открытой площадке, заглушили мотор, выключили фары. Глазам нужно привыкнуть к темноте.   Зажгли фонари и медленно побрели по огромным валунам, веками обтачиваемым горной рекой, ориентируясь по шуму воды    Вдруг острый луч тактического фонаря выхватывает из кромешной темноты что-то светлое и резко отличающееся от остальных камней.  Это гигантская виноградная улитка.



Говорят, известный деликатес. Но мы пришли сюда не за улитками...



Мы у подножья самого Дьявольского моста.   Говорят, что когда Дьявол прогуливался по нему, он оставил отпечаток своей ноги на одном из камней. А если сфотографировать мост в промежутке между 11 и 12 часами дня, а затем повернуть фотографию на 90 градусов по часовой стрелке, то скала в воде, её отражение и сам мост сложат отчётливый лик Сатаны.
Но сейчас вообще ничего не видно - даже Руслана, который стоит в двух метрах от меня.  Но как же сделаны эти фото, спросите вы?



А вот теперь мастер-класс от талантливого болгарского фотографа Руслана Асанова, автора многих известных снимков ночной Бузулуджи и этого моста.

Для съёмки удалённых и больших предметов в полной темноте вам понадобятся:
  1. Фотокамера с ISO, не менее 3200, светосильным (F2.8) широкоугольным объективом и функцией LiveView (визирование по экрану).
  2. Штатив.
  3. Мощный тактический фонарь.
  4. Терпение и отсутствие страха темноты.
1. Устанавливаем камеру на штатив, направляем объектив на предполагаемое место, где находится объект съёмки.

2. Устанавливаем полностью ручной режим съёмки "М", объектив переводим в режим ручной фокусировки. Устанавливаем максимальный размер диафрагмы. К примеру, F2.8. Нам потребуется максимально открытая дырка объектива, чтобы поймать каждый фотон, отражаемый объектом. Установите для начала ISO 1000-1600. Если изображение будет очень тёмным, можно будет увеличить потом до 3200 и 6400. Но помните, у полупрофессиональных и не очень новых камер при таких ISO вылезают уже не то, что бы шумы, а "горячие" пиксели начинают проявлять себя по всей красе, усыпая цветными звёздами окрестные скалы, небо, землю и деревья. Нужно определить, при каких минимальных ISO будут получаться приемлемые снимки, которые уже можно вытаскивать в "Лайтруме".    Ставим максимально возможную выдержку (к примеру, 30 секунд).

3. Включаем функцию LiveView на камере, выключаем все источники света, минуту привыкаем к темноте.

4. Теперь наша задача заключается в том, чтобы объект съёмки уместился в кадр. Для этого нужно увидеть границы объекта в экране камеры и убедиться, что они попадают в кадр. Для этого нужно по очереди подсветить фонарём все 4 границы объекта. Если ваш фонарь не добивает до них, то вам не обойтись без помощи напарника, который может подойти поближе к объекту и посветить на его границы. Изменяйте положение камеры, штатива, меняйте фокусное расстояние объектива - после того, как вы увидели все 4 границы объекта в экранчике, можно приступать к фокусировке.

5. Принцип фокусировки похож на принцип кадрирования в предыдущем шаге. Вы или ваш товарищ должны подсветить какую-либо часть объекта, которую вы видите в экране камеры. Как только увидели светлое пятно, начинайте крутить фокусировочное кольцо (объектив в ручной фокусировке, не забываем) до тех пор, пока пятно не станет чётким и вы не увидите резкие детали светлого участка объекта. Используйте функцию масштабирования изображения на экране, чтобы увеличить освещённую область и увидеть мелкие детали.  Теперь важно зафиксировать фокус (если есть возможность) либо постараться его не сбить - он пригодится для съёмки дублей с разными настройками ISO и диафрагмы.

6. В конце концов, выключаем ВСЕ источники света, нажимаем спуск затвора, через пару секунд включаем фонарь и проводим лучом по объекту съёмки. Медленно, равномерно, не задерживаясь. Дойдя до края объекта, фонарь сразу же выключаем. Мы должны светом, как фломастером, закрасить объект.

7. Дожидаемся опускания затвора и смотрим результат. При необходимости повторяем все действия вновь.

После пары неудачных попыток у меня получились следующие снимки на связку Canon EOS 60D + Canon 17-55 2.8

17 mm | F2.8 |  30 sec | ISO 3200 | manual control



17 mm | F2.8 |  30 sec | ISO 2500 | manual control



Еще один важный параметр, которым можно играться - скорость проведения лучом. Чем дольше ведёте, тем светлее будет. Ну, это и коту понятно.



Мост строил молодой мастер Димитр из Неделино. Он долго раздумывал над проблемой, как же все-таки построить тут мост, как вдруг ему явился сам дьявол. Он сказал мастеру, что тот сможет построить мост, если выполнит его условие. А условие было таким: на месте постройки моста должен быть изображен лик сатаны. Изображение это должно было быть одновременно и видимым, и невидимым, его можно бы было коснуться, и в то же время оно не должно было быть материальным. На выполнение условия дьявол дал молодому мастеру срок в 40 дней. При невыполнении условия дьявол должен был забрать себе душу мастера, а также его любимой. А если бы мастер выполнил условие вовремя, дьявол дал бы мосту прочность и долголетие. К всеобщему удивлению, мастер выполнил условие в срок. Тайну мастера так никто и не открыл, но факт остается фактом - Дьявольский мост стоит нетронутым уже на протяжении 500 лет.

Спокойной ночи, друзья.

Еще рассказы об этой поездке:
1. Полмесяца на Балканах
2. Как полюбить российские поезда?
3. Консервы, замки и металл Хунедоары
4. Одна моя ночь в сердце Трансильвании
5. Как живётся на румынском селе?
6. Как не попасть на Трансфэгэрашское шоссе
7. Ненастоящий замок ненастоящего вампира Дракулы
8. Красивая Румыния в Брашове
9. Где на самом деле снимался "Борат"
10. Бузлуджа. Гора призраков
11. Габрово: город, который смеялся
12. Город мастеров Трявна

balkanexp, Болгария, заброшка, фотография, Родопи, Дьявольский мост

Previous post Next post
Up