Ульяновск недавно стал столицей. Причём, дважды. Один раз культурной столицей, после чего Колобок обрёл свою родину на берегах Волги, второй раз - авиационной. Второе мне как-то больше импонирует, так как культура в городе так и прёт изо всех щелей асфальта и сильно пахнет.
Когда меня спрашивают, чем примечателен мой город, то отвечать "Родина Ленина" как-то уже не актуально, так как следующий вопрос: "А кто такой Ленин?" сводит беседу на нет.. Поэтому я с гордостью говорю: "УАЗиками и Русланами". Да, да, Ульяновск может называться авиационной столицей. Хотя бы в рамках кампании по повышению привлекательности региона. Не каждый город может похвастаться таким огромным авиазаводом с мощным, хотя не полностью раскрытым потенциалом, как "Авиастар-СП".
С 22 по 23 апреля этого года в Ульяновске прошёл Международный авиатранспортный форум. Масштабное мероприятие, с участием именитых гостей. Приглашали даже известного авиалюбителя Джона Траволту. Но по причине своей жадности ульяновцы не увидели кумира. Джонни попросил за свое участие в форуме 750 тысяч американских рублей, в чем ему, естественно, было отказано. :) А ведь планировал даже прилететь в Ульяновск на своем лёгком самолетике и поучаствовать в шоу... Но и без него, надо сказать, форум удался. Хотя не знаю как сам форум - я там не участвовал, а вот авиашоу в его рамках было просто супер. Мы с сынишкой получили массу удовольствия, полазив по самолетам и вдоволь насмотревшись фигур высшего пилотажа.
Всё действо проходило в аэропорту "Восточный", который находится в Левобережье города. Вообще, отрадно то, что этот аэропорт как-то оживает. Мощная ВПП, огромные площади под будущую инфраструктуру... Мощный запас для авиационной столицы, если всё пойдёт как задумывалось и инвестированные средства традиционно не растают в карманах чиновников.
Кстати, при организации мероприятия как всегда не обошлось без нашего фирменного, ульяновского дебилизма. Пропускным регламентом, наряду с бомбами, оружием и спиртным, было запрещено проносить на территорию аэропорта бинокли, записывающие и запоминающие устройства, карты памяти, перфокарты (!), видеокамеры и фотоаппараты... Народ сразу поднял бучу и организаторы одумались - всё, кроме первых трёх перечисленных пунктов, разрешили. Иначе смысла туда ездить не было бы. По-крайней мере, мне :)
Ну ладно, это всё мысли, пора к делу. Мероприятие очень ожидаемое для горожан, поэтому я предполагал, сколько туда приедет народу. Пробился на машине к аэропорту со второй попытки - одна дорога в итоге была перекрыта и пришлось ехать в объезд. У самого аэропорта уже всё было забито машинами, поэтому мне место осталось только в лесу, от которого протопали мы около двух километров. Но по взлётке идти как-то приятно:
Сюда простых смертных на машине уже не пускали. Погодка выдалась на редкость удачной - было тепло и солнечно. Видим открытый ангар, значит нам туда дорога:
Ощущаете масштабы? Вот это гараж!
Заходим внутрь, а там....
Целый ИЛ-62! Причём, пахнущий свежим лакокрасочным покрытием. Похоже, что новый. Такой же есть у президента Украины.
Побольше бы таких, и не надо гнилых 737х...
Четыре турбины, по две с каждой стороны:
Сзади выпущены стояночные шасси, чтобы хвост не отломился:
Красавчик. Не знаю, что он у нас делает. Может на форум прилетел. На Авиастаре только Ту-204, да "Русланы" выпускают. Возможно, это отреставрированный ИЛ-62, который долгое время стоял во дворе авиаколледжа и со временем развалился.
Идём дальше, к основной площадке. Вдалеке завлекающе ревёт легкий самолётик, выполняя фигуры высшего пилотажа. Сегодня будет много таких выступлений.
Без проблем проходим рамки металлоискателей, показываем кофры - перфокарт там не находят и нас пропускают.
Тут же у входа - стоянка лекгомоторной авиатехники. Почти все они участвуют в шоу. Название и модели не спрашивайте - я не разбираюсь :)
Чем-то навеяло воспоминания о "милиционер - всем ребятам пример"...
Не жЫрный, опрятный, подтянутый, с целеустремлённым взглядом... Скорее всего, легко прошёл аттестацию.
Толпа шла нескончаемым потоком и мы быстро стали частью её.
А вот и взрослые зверушки:
Экспортные "ТУшки-204", производимые в Ульяновске, на "Авиастаре":
Вот в таких позах были почти все посетители шоу - всё действо происходило в небе и люди ходили с задранными вверх головами:
Солнце очень удачно расположилось на стороне воздушной сцены, поэтому глаза были мокрые от слёз.
А вот это чем-то напомнило
очередь в Мавзолей:
Это просто открыли свободное посещение утробы ИЛ-76 - могучего "транспортника" компании "Волга-Днепр".
Грех было не постоять в русской очереди :)
Наши самолёты намного фотогеничнее американских "Боингов" - что-то в ИЛах есть привлекательное:
И этот классический русский гигантизм...:
Через 30 минут попадаем внутрь, а там...
...пусто. Можно в футбол играть. Дошли до хвостовой части:
...повернули обратно...
...вышли.
По соседству стоит другой ИЛ - 96й.
Туда уже не пускали, только замок поцеловать и вниз.
Турбины у него четыре, и какие...!
"Пермские моторы".
Сама туша тоже внушительная:
Но всё это планеры, по сравнению вот с этим китом:
Угадали, кто это? Нет? А вот так?
Да, совершенно верно, это АН-124-100 "РУСЛАН". Крупнейший серийный транспортный самолёт в мире. НАТОвцы величают его "Кондором". Самолёт Ан-124 «Руслан» создавался в первую очередь для воздушной транспортировки мобильных пусковых установок межконтинентальных баллистических ракет.
Грузовой отсек негерметичен, но может быть герметизирован. Над ним находится две герметичных кабины, (передняя - рабочие места экипажа и места отдыха сменного экипажа, 7+8 мест) и задняя (для лиц сопровождающих груз и технического состава, также там размещается рабочее место оператора погрузочно-разгрузочных работ № 1). Бортовое оборудование предназначено для выполнения транспортно-десантных задач днем и ночью, в простых и сложных метеоусловиях, при противодействии ПВО противника, длительном отрыве от аэродрома основного базирования и включает: прицельно-навигационный пилотажный комплекс, типовой комплекс связи, десантно-транспортное оборудование (допускается десантирование только посадочным методом). Самолет Ан-124 состоит на вооружении ВВС России. Для военных перевозок самолет применялся во время боевых действий в Афганистане и в районе Персидского залива (для перевозки зенитно-ракетного комплекса «Пэтриот»).
Круче "Руслана" только АН-225 "Мрия".
Погрузка в самолёт производится через откидной нос:
Для этого шасси максимально утапливаются и самолет приседает к земле.
Внутри - целый ангар:
По бокам располагаются ящики для швартовочных устройств, коими закрепляют груз:
Самолёт оснащён погрузочно-разгрузочным оборудованием, бортовыми передвижными кранами общей грузоподъёмностью до 20 тонн, швартовочным оборудованием. Без специального разрешения допускается перевозить моногрузы весом до 50 тонн. Самолёт имеет систему централизованной заправки под давлением через четыре заправочные горловины, расположенные в левой и правой гондолах главных стоек шасси. Также, возможна заправка самотёком через две заливные горловины, расположенные на верхних частях правой и левой консолей крыла.
Ан-124 способен брать на борт до 440 парашютистов-десантников или 880 солдат с полным снаряжением. Однако начатые в 1989 году опыты по сбросу с самолета манекенов парашютистов заставили ввести ограничения на парашютное десантирование людей, обусловленные аэродинамическими факторами.
Барометр?
Если бы рядом поставить Ту-204, то хорошо будет виден масштаб этого монстра.
А теперь смотрим в небо!
Обнаружилась гора нерастаявшего снега. С неё хорошо видно воздушное представление.
Вот эти самолётики мне больше всего понравились. Пилотажная группа "Первый полёт":
Хорошо идут!
Красота!
Солнце уже немного переместилось и красиво освещает плоскость крыльев самолётов:
А из соседнего ангара выглядывает нос любопытного "Руслана"
Идут на бреющем:
Интересно до жути!
Туда-сюда, туда-сюда...
Кто чем смотрит...
В зеркальный фотоаппарат на Солнце можно посмотреть только два раза: одним глазом, потом другим...
Выступление бесконечно, поэтому идём обратно. По дороге рассматриваем малую авиацию.
Вот эти оранжевые герои неба:
А посетителей меньше не становится:
Каких только не бывает: этот - с пропеллером во лбу.
Курсант УВАУГА (Ульяновское Высшее Авиационное Училище Гражданской Авиации) присматривает за самолетами своей альма-матер:
Многим нравится их форма - в общественном транспорте их сразу узнаёшь. Опрятные, ухоженные.
ЯК-18Т:
Ну и напоследок, "Кукурузник" АН-2:
Вот такая прогулка вышла. Авиашоу, на мой взгляд, удалось. Было где и перекусить, и чаю попить. Сделали выводы после предыдущего летнего авиашоу, когда единственным продаваемым напитком в поле было пиво. И это в 30 градусов жары... На этот раз организация была на высоте. Говорят, несколько десятков миллионов угрохали...