Как попасть в Южную Осетию? Проехал по Рокскому тоннелю

Sep 02, 2022 14:04


В этом году я закрыл на личной карте весь Кавказ, побывав в последнем его регионе - Южной Осетии, который ещё называется Государством Алания. Государство это признали только 5 членов ООН: Россия, Венесуэла, Никарагуа, Науру и Сирия. И ещё 6 стран, которые имеют такой же спорный статус. Уже много лет Южная Осетия порывается воссоединиться с Россией, анонсирует референдумы, некоторые проводит, какие-то переносит, но до сих пор страна так и остаётся независимой. Номинально, конечно - уже давным-давно Южная Осетия является 86-м регионом России де-факто: вооружённые силы, энергетика и бюджет там не свои. Но формально Южная Осетия всё же другое государство, и чтобы в него попасть, нужно перейти границу, как из России в Абхазию.





Наверное, эти сложности и отпугивают большинство туристов, путешествующих по Кавказу. Вокруг Южной Осетии витает аура слухов, аналогичная той, что витала вокруг Дагестана еще лет 10 назад. И это хорошо тем, что Южная Осетия остаётся последним местом на Кавказе, куда не добрался массовый туризм. Тем не менее, Южная Осетия - прекрасный и самобытный регион, где живут очень гостеприимные люди (уж точно не сравнить с Абхазией), готовые часами упоенно рассказывать о своей истории и возить по стране. И в Южной Осетии, на самом деле, есть, на что посмотреть. А из-за изолированности страны в ней мало случайных людей, все друг друга знают, и почти нет преступности (со слов местных). Во всяком случае, за 3 дня пребывания в Южной Осетии мы не столкнулись ни с одним случаем негативного отношения - наоборот, каждая встреча проходила тепло и доброжелательно, как и в соседней Северной Осетии.



Говоря об изолированности, я ничуть не преувеличиваю. Попасть в Южную Осетию простым смертным можно только одним способом - через узкий тоннель, пробитый в Главном Кавказском хребте ещё в советское время. Со стороны Грузии граница имеет неопределённый статус, и пройти её невозможно. Авиасообщение с Южной Осетией отсутствует, аэропортов там нет. Остаётся единственный путь - по дороге Транскам из России через Рокский тоннель. Получается так, что приехав в Южную Осетию, уехать из неё можно только обратно в Россию и никуда больше.

Забегая вперёд, скажу, что существует парочка перевалов, через которые проложены технические дороги для обслуживания газопроводов, но в настоящее время попасть к ним простому человеку практически невозможно - они охраняются погранцами с обеих сторон. Одну из таких дорог я покажу в следующих частях.

Вот о законном способе оказаться по ту сторону Кавказа я сейчас и расскажу.



Лучшее время для визита в Южную Осетию - лето. В другие месяцы существует высокий риск оказаться у перекрытого из-за лавинной опасности Рокского тоннеля. Проложен он был в 1984 году, и на момент сдачи в эксплуатацию был самым протяжённым автомобильным тоннелем в СССР. Длина его составляет 3805 метров, ширина проезжей части - 7,5 метров, высота - 4,75 метра. Портал на северной склоне Кавказа (российская сторона) находится на высоте 2000 метров. В этой местности часто сходят лавины и сели, из-за которых тоннель перекрывают, и тогда Южная Осетия оказывается полностью изолированной от внешнего мира.

Ваша поездка в эту страну может сорваться из-за неблагоприятных погодных условий в любой момент. Едва не сорвалась она и у нас. Мы планировали въехать в Южную Осетию 5 июня, а за 4 дня до этого на Кавказе лили дожди, из-за которых в районе Рокского тоннеля начались обвалы. Транскам перекрыли. Возобновилось движение только числа 3-го. Обычно об этом пишут местные информационные паблики, а МЧС рассылает SMS-ки, если вы находитесь в Северной Осетии. Нужно иметь в запасе несколько лишних дней, чтобы пересидеть ненастье и дождаться открытия тоннеля. Но с ноября по май сюда вообще лучше не соваться без веских причин - лавины и камнепады тут частое явление.



Итак, светит солнце, МЧС ничего страшного не прогнозирует на ближайшие часы - тогда в путь!

Дорога, по которой вы можете попасть в Южную Осетию, называется Транскам. Она начинается в Алагире, идёт через Рокский тоннель в Цхинвал и заканчивается в грузинском городе Гори. Дорога отличного качества - это одна из важнейших трасс юга России. Последняя заправка на российской стороне находится между Нижним Уналом и Мизуром. Желательно заправиться там под горло, потому что в Южной Осетии бензин часто сомнительного качества и стоит дороже.

Бурон - последний крупный населённый пункт на российской стороне трассы. Рекомендую там остановиться и как следует подкрепиться. Есть кофейня и парочка столовых с очень вкусными осетинскими пирогами.



Дальше начинается самая красивая и залипательная часть Транскама.



Дорога идёт по дну Алагирского ущелья вдоль рек Ардон, Нардон и Закка.



Она считается круглогодичной, но ... вы поняли :) Не всегда открыта.



В сильный дождь сюда лучше не попадать, так как есть риск встречи с крупным булыжником, внезапно скатившимся из-под облаков.



Дорога очень живописно петляет в узком ущелье. На этом фото вдали видно заснеженный Главный Кавказский хребет, под которым проложен тоннель.



В одном месте, не доезжая границы, имеет смысл остановиться.



И полюбоваться на одно из творений советско-российской инженерной мысли - Зарамагские ГЭС.

Строить их начали ещё в 1976 году, Головную запустили в 2009-м, а ГЭС-1 (в Мизуре) - в 2020-м, совсем недавно.



А теперь загибайте пальцы, в чём они самые-самые. Зарамагская ГЭС-1:

  1. Имеет самый большой в России напор.
  2. Самые мощные ковшовые гидротурбины.
  3. Самый длинный деривационный тоннель.
  4. Это крупнейшая электростанция Северной Осетии и третья по мощности гидроэлектростанция на Северном Кавказе.

Впечатляет, правда? И всё это построено в сложнейших природных условиях.



Через Зарамагское водохранилище построен понтонный мост, по которому можно попасть в Мамисонское ущелье. Оставил эту локацию на следующий раз, там очень интересно.



До столицы Южной Осетии, Цхинвала, остаётся чуть больше 70 километров.



Именно здесь и находится КПП у государственной границы России.



Очередь из машин небольшая, двигается довольно быстро, прошли почти за час.



Въезжать в Южную Осетию следует исключительно по российскому паспорту, НИКАКОГО ШТАМПА В НЕГО НЕ СТАВЯТ. Если протянете в окошко свой загран, то будет много вопросов. Ну и штамп Южной Осетии в загране делает вас невъездным в Грузию. Остальное всё как обычно - проверка багажника, моторного отсека, паспортов всех пассажиров и документов на автомобиль (СТС, права). Российская ОСАГО в Южной Осетии не действует, своей страховки у неё тоже нет - просто представьте, что вы в 90-х.

Пограничники доброжелательны, могут иной раз и пошутить (по-доброму). Документы проверены по базе, никаких карточек и штампов не выдают - добро пожаловать в ... буферную зону перед тоннелем :)



Граница России проходит прямо по вершине Кавказского хребта, поэтому в Южной Осетии вы окажетесь только после того, как вынырнете из Рокского тоннеля. Но до него ещё нужно доехать.

Это ещё не Рокский, а простой противолавинный тоннель.



О непростых природных условиях здесь говорят расставленные вдоль дороги противолавинные пушки.



Много противолавинных пушек.



Дорога временами превращается в узкий коридор из укреплённых стенок скал.



Работы ведутся постоянно.



За очередным поворотом ожидаешь увидеть грандиозное с виду сооружение Рокского тоннеля, но вместо этого - раскрашенная в цвета Российского флага дырка в горе.



Это северный портал Рокского тоннеля - мегасооружения советской эпохи. Изначально его хотели построить гораздо ниже, где ему не угрожали бы лавины. Но такой проект оказался дороже, поэтому длину решили сократить, подняв порталы до 2000 метров.

Тоннель вместе с Транскамом обошёлся Советам в 95 млн. рублей, строили его 8 лет с 1976 по 1984 год. Тоннель открыли с недоделками, которые устраняли до 1991 года. Потом между Южной Осетией и Грузией вспыхнул конфликт, и тоннель практически полностью разграбили. До 1999 года он оставался заброшенным и бесхозным. Тогда его приютило Минтранса России. Тоннель ещё раз сильно пострадал в 2008 году после прохода военной техники в Цхинвал. В 2010 году в его капитальный ремонт, который продолжался 4 года, было вложено 23 млрд. рублей.



Это был первый ремонт тоннеля за 27 лет, с момента его сдачи в эксплуатацию. 5 ноября 2014 года по нему прошли первые автомобили.



Тоннель действительно выглядит современно, внутри работают системы вентиляции. Ехать по нему сплошное удовольствие, 3 с лишним километра пролетают незаметно.

Посмотрите видео подъезда к Рокскому тоннелю:

image Click to view



Выехав из тоннеля, вы оказываетесь по ту сторону Кавказа, в Южной Осетии. Но об этом я расскажу в следующий раз.

***

Автор: Алексей Мараховец

Понравилась статья? Ставьте лайк и подписывайтесь на канал Trips & UrbEx - несколько интересных историй уже ждут своей очереди!

Южная Осетия, Кавказ, Северная Осетия

Previous post Next post
Up