Амулеты. Талисманы. Обереги. Кто они безликие помощники? Часть 4. Обережные Куклы.
Продолжение цикла статей о славянских оберегах.
У славян рукоделие считалось с родни творению мира, когда из хаоса получалось что-то гармоничное. Кусочки ткани складывались в систему, что придавало изделию целостность. В каждой такой кукле мудрость и сила предков. Согласно мифологическому сознанию, тряпичная кукла - это магический предмет, являющийся посредником общения между человеком и иным миром. В древности куклы-обереги помогали устанавливать связь с высшими энергиями.
В названии куклы-мотанки кроется её суть: эту куклу не вяжут и не шьют, её только мотают. Использовать нужно исключительно натуральные материалы. В куклу могут вплетаться сухие травы, цветы, использоваться початки кукурузы, вкладываться зерна.
Этот оберег делают практически без узлов, поскольку наши пращуры боялись «завязать долю». Прикасаться к кукле колющими предметами (иголками, ножницами) нельзя, можно её обидеть, ведь кукла - одухотворенное своим создателем существо. Нитки обрывали руками или перекусывали зубами. Если что-то надо было обрезать или сшить, то сначала резали и шили, а потом только прикладывали к кукле. Очень хорошо создавать куклу из кусочков старой одежды, которая принадлежит родным любимым людям, например, бабушкам и дедушкам, ведь она пропитана их энергией, и такая кукла будет излучать её, передавая потомкам (только в качестве сильного, родового оберега, не предназначенного для других). Но обязательно нужно проследить, была ли эта одежда «счастливой». Нельзя использовать ту одежду, которую носили во время сложных жизненных ситуаций, во время болезни, в стрессовых состояниях, беды и горя.
У кукол лицо никогда не изображалось. Делалось это для того, чтобы через куколку невозможно было перенести злые поступки и мысли на её владелицу или владельца. Также белый цвет лица образно выражал чистоту помыслов её хозяев.
Куклы-обереги изготавливались с особой тщательностью и усердием, при их изготовлении соблюдались определенные правила.
Каждая кукла - это живое существо, она несет определенные энергии. Подобно человеку она рождается только после того, как узнает свое предназначение, задание в этом мире. Кукла - это медитативный предмет. Мотая её, женщина находится как бы между мирами: ощущая связь с Навью - предками, очищая прошлое, утверждая силой своей веры Явь - настоящее, «проявляя» нужные образы и таким образом формируя счастливое будущее, праведные мысли - Правь. Мотая куклу, женщина мотает свою судьбу. Поэтому самый важный этап в изготовлении куклы-мотанки - формирование идеи, замысла, образа. А уже под идею подбирается материал и появляется имя куклы, то есть замысел реализовывается. Мастерица должна решить: с какой целью она будет делать куклу, в чем она будет помогать её обладателю, какие сокровенные желания реализовывать. Например, помириться с кем-то, если поссорились, тогда в куклу закладываются образы прощения, или решить семейные проблемы, тогда вкладываются соответствующие этому замыслу образы и пр.
Эти образы вкладываются тогда, когда скручивается валик для головы куклы, который напоминает трипольскую спираль. Ведь именно в голове зарождаются мыслеобразы, голова куклы является главным носителем энергии замысла её создателя. Когда мы этот валик покрываем тканью для лица, благословляем это существо. Мотая крест на лице куклы, можно и даже нужно закладывать определенное символическое число, например - 40 (сорок сороков, и т.д.). Куклу мотают только в благостном настроении, с молитвами и заговорами, можно наполнять её энергией Живы, заговаривать, то есть находиться в священном молитвенном стане. Нитку мотаем по Солнцу (посолонь, по часовой стрелке), направляя энергию в русло роста и развития. Мотая куклу, мы закручиваем энергию, мотаем долю. Чем больше закручиваем нитку, тем кукла становится энергетически мощнее. Это ответственная духовная работа, кукла сохраняет энергетику, информацию своего создателя. Она всегда отображает внутренний мир мастерицы, что проявляется в «характере» куклы: облике, цветовой гамме, фасоне одежды, размере и пр.
Как и когда мотать куклу?
Большое значение имеет день, когда сматывается кукла. В пятницу - день Мокоши и воскресенье - день Рода, всех Богов - не следует делать куклу. При изготовлении куклы-мотанки всегда придерживались значения праздников и фаз луны. Например, на плодородие, богатство кукла делается на фазе возрастания луны, на семейное счастье и успешные дела - когда луна полная, а на фазе убывания делаются куклы на отворот от проблем и болезней.
Условно работу над куклой-мотанкой можно разделить на два этапа: создание тела куклы и создание наряда. Когда мотается тело куклы, узелки не завязываются. Один узелок завязывается в самом конце, когда тельце куклы пеленается, в месте пупа, что символизирует рождение, перевязывание пуповины, и в этот момент закрепляется сила намерения мастерицы. Считается, что завязывая узелок, нужно загадывать желание. Допускаются узелки при изготовлении рук (закрепление по краям валика для рук), это можно объяснить тем, что руки изготавливаются отдельно, а потом приматываются к телу куклы. Но куклы-мотанки могут и не иметь рук.
Начатую куклу нужно обязательно закончить во избежание несчастий.
Наряд для куклы, пока он не примотан, можно вышить, подшить к нему кружево, украшения. Также и головной убор можно пошить отдельно. Элементы одежды куклы тоже имеют обереговое символическое значение. Юбка символизирует землю, вышитая волнистая линия на фартуке указывает на связь с водой, сорочка - триединство мира, головной убор (лента, платок, очипок) - связь с небом.
Все это знали наши прабабушки, которые жили в обычных украинских селах и с особой любовью делали куколок своим внукам. Сейчас чтобы понять сущность мотанки, не обязательно рождаться в селе, стоит лишь найти и сохранить в себе волшебный детский мир, постичь какие длинные корни у народной памяти.
Куклы-обереги у славянских народов существовали в огромном многообразии. Сначала они были элементами ритуальных обрядов, оберегами для дома, от сглаза и болезней. На них возлагались надежды по сохранению богатства, защите урожая и привлечению благополучия.
При изготовлении куклы-оберега была важна не сама техника, а образы, вкладываемые в этот процесс. Например, крутит мастерица пальчиками кукле головку и приговаривает: «светлая головка, чистая, добром и любовью наполненная». Делает грудь кукле и при этом вкладывает в неё образы счастливого материнства, доброты владелицы, достатка в её семье. Если в процессе работы что-то не ладилось - нитка обрывается, складка не получается - говорили: «несчастье на куклу придёт, а меня (или имя человека, которому делается оберег) обойдёт».
Куклу-Берегиню можно сделать на любовь и верность, благополучие в семье, успешное замужество, счастливое материнство, удачу в дороге и путешествиях, денежную прибыль, успешную карьеру, успехи в бизнесе и многое другое по Вашему желанию. Она будет Вашим верным спутником и оберегом. Беседуйте с ней, просите помощи и совета, благодарите её за помощь.
У куклы Счастье главное − это волосы, в них женская сила. суть. В доме, где очень ждут и желают ребенка, была эта кукла (с косой). Делала эту куколку девушка, когда была готова выходить замуж, продолжать род, рожать детей. Эта кукла - символ солнца и добрых отношений в семье.
- Травница. Чтобы воздух в избе был чистый.
- Колокольчик - куколка добрых вестей.
- Крупеничка. Оберег на сытость и достаток в семье. Традиционно её наполняли гречишными зёрнами или пшеницей.
- Берегиня. Эту куклу традиционно ставят напротив входной двери, выше головы людей.
- Берегиня -Метлушка. Для очистки дома от негатива.
- Костромушка (Женская суть) - это оберег от одиночества.
Славянские куклы-обереги всегда были сильными помощницами в быту, в личной и социальной жизни наших предков. Каждая из кукол наполнялась особым смыслом и имела определённое предназначение.
Сакральное значение.
Славянская традиция имеет богатую кукольную культуру. Игра в куклы поощрялась взрослыми, играя, ребенок познавал мир и себя, учился вести хозяйство, обретал образ семьи. «Кто в куклы не играет, тот счастья не знает», - гласит поговорка. Кукла была не просто игрушкой, она была знаком продолжения рода, залогом семейного счастья и благополучия. Кукла - зримый посредник между миром детства и миром взрослых. Через кукольный мир дети входят в жизнь полноправными членами общества, а для взрослых - это единственная возможность вернуться в мир детства. Кукла была и есть проводником силы, вспомните сказку «Василиса Прекрасная».
В большинстве случаев кукла - это образ женщины. Это указывает на то, что кукла является зримым образом Богини Лады, проводником ее силы - силы любви, гармонии, мудрости, поэтому прямую связь с куклой имеет женщина - хранительница силы и Берегиня. Но и мужчины делали кукол, хорошо в них разбирались и пользовались этими куклами.
Также кукла являлась проводником силы рода. К куклам относились очень бережно, передавая от матери к дочери, от бабушки к внучке. Они хранились в сундуках и передавались в день свадьбы, как дар рода. В каждом роду сохранялись свои особенности, приемы изготовления кукол. В приданом девушки обязательно были и её собственные куклы. Каждая девушка должна была уметь делать этот оберег. К изготовлению обережной куклы относились так же ответственно, как и к вышивке свадебного рушника. Когда девушка выходила замуж, то в дом к мужу она перевозила сундук с куклами. А принимал эти куклы свекор, ведь девушка переходила в его род.
Кукла представлялась посредником между живыми и теми, кто отошел в вечность, или теми, кто еще не родился. Она считалась воплощением души предков, защитницей от злых чар. Куклу делали, когда хотели призвать дух умершего или еще не рожденного человека в мир Яви, пригласить его в семейный круг, к столу. Кукла «воспитывала» ребенка, потому что воплощала дух прадавнего предка, поэтому не девочка играла куклой, а кукла, как старенькая бабушка, передавала опыт предков следующему поколению. В куклу часто закладывали зерно. Это тоже наделяло её сакральным значением, поскольку зерно связано с идеей вечной жизни, а потому и с умершими и с ещё не рожденными душами. Ведь когда зерно «хоронят», оно оживает, прорастает и снова начинает вечный круговорот жизни, поэтому традиционная кукла связана с представлениями о жизни и небытии, с опытом прошлых поколений и их связью со следующими поколениями.
Таким образом, куклы являются таким же важным элементом, как и вышитые обереги, писанки, поскольку помогают творить пространство любви и гармонии.
Виды кукол.
Куклы были и есть незаменимыми помощниками в повседневной жизни. Их изготавливали с разной целью. В связи с этим можно выделить несколько видов кукол.
Куклы, связанные с возрастными посвящениями.
Издавна кукла служила символом перехода из одного состояния в другое, символом изменений времени и пространства, играя роль проводника и заместителя. Так, среди видового разнообразия народной куклы можно выделить кукол, которые соотносятся с определенными возрастами. Например, кукла-пеленашка делалась для деток до 1-го года. Куклы представляли, как образы девушек, так и зрелых женщин. Изготовление кукол как бы помогает девочке осуществить возрастные переходы, последовательно проходя все этапы женского развития, одновременно исправляя возникшие когда-то нарушения и искажения, помогает изучить свою женскую природу и собирать свою целостность. Девочки начинали учиться изготавливать куклы после достижения трехлетнего возраста, бережно входя в женский мир.
Куклы использовались и в свадебном обряде, при возрастном переходе девушки в статус женщины. Для свадьбы их мотали очень старательно. Куклу наряжали в праздничную народную одежду, как невесту, выплетали веночек на голову. Для куклы-невесты обязательно делали пару - жениха. Эти куклы помещали впереди свадебного поезда. Известна русская народная кукла «Неразлучники», в которой для куклы-невесты и куклы-жениха делалась одна общая рука, чтоб молодые шли по жизни «рука об руку». Отголоском этой традиции является современный обычай прикреплять кукол на капот автомобиля. Интересен факт, что во время свадьбы невесте на колени садили куклу, чтоб у молодых родилось много ребятишек.
Целительские куклы.
«Её волосы - символ неба, её сарафан - символ земли, её правая рука символизирует воду, а левая - огонь…». На целительские куклы переводили дух болезни с больного человека. Затем куклу сжигали или выбрасывали в определенных местах, отправляя злой дух в тот мир, откуда он пришел. Куклами лечили как взрослых, так и детей. Кроме того, изготовление куклы уже само по себе является исцеляющим обрядом, который помогает мастерице собрать свою целостность. Ведь изготавливая куклу, женщина находится в состоянии Кудесы, между мирами. Мотая куклу, она как бы мотает свою судьбу или судьбу того человека, для которого предназначается кукла.
К этому виду кукол можно отнести такие народные куклы, как Кубышка-травница, Костромушка, Куянчик.
Обережные куклы.
Это особые куклы-помощницы, задача которых оберегать мир людей от тех злых духов, что могут в него проникнуть и навредить, а также помогать в исполнении праведных желаний. Обережные куклы делаются для дома, семьи, для гармонизации отношений, для детей, достатка, хорошего урожая, успешной дороги и пр. Куклы делались и для того, чтобы пошел дождь или же чтобы прекратился. Женщина, которая не могла забеременеть, делала куклу и играла с ней. В этом случае изготовление куклы является магическим способом вызвать появление на свет ребенка, элементом симпатической магии (подобное вызывает подобное). Сюда относятся куклы Желанница, Зольная кукла, Берегиня рода.
Обрядовые куклы.
Во многих обрядовых действиях славян используются куклы. Так, во время празднования кологодных (годовых) праздников куклы сжигаются, закапываются в землю, топятся в воде как символ, как бы отправляются в другой мир.
Возрождение традиций.
Сегодня интерес к народной традиционной кукле необычайно велик: проводятся мастер-классы, издаются книги, в Интернете можно найти много информации о способах изготовления кукол. В арт-терапии возникло даже такое направление, как куклотерапия. И это неудивительно. Ведь народная традиционная кукла является прекрасной альтернативой современным пластиковым игрушкам. Сделанная из натуральных материалов собственными руками или руками родных людей, она значительно теплее и добрее, чем купленная пластмассовая. Нам следует сохранить свою, отшлифованную веками, традицию. Современная технологическая эра разрушает психику людей. Ведь известно, что старинная хата с глиняным полом была намного полезнее, чем современный пол с подогревом. И понятен интерес малышей к традиционной кукле, которая приятна на ощупь, мягкая, с ней так приятно засыпать. А еще детям нравится, что она не имеет нарисованных черт лица, а значит, можно нафантазировать всё, что захочешь. Старинная кукла вобрала в себя всё, чего нам так не хватает в ХХІ веке - золото пшеницы и запах сена, нежность мягкой шерсти и домотканого полотна.
Материал взят из родовых тетрадей и записей.
С ув. Алексей Скидан (Волхв Велемудр) и
Оксана Башлакова-Скидан (Ведунья Велезара).