Добрый вечер, милостивые государи и милостивые государыни!
В «маргинальных» кругах, рассматривающих возможность восстановления в возрожденной России монархической формы правления, никогда не утихали споры: Кто наследник российского престола.
Выбрасывая за борт большевистских монархистов, стоящих на позициях единства русско-советского государственно-правового континуума, а потому полагающих, что поставить монархом можно родственника И.Джугашвили или К.Жукова, люди, разделяющие тезис о принципиальном несогласии русского и советского государственных проектов, разделились на несколько лагерей.
Первый уровень разделяет монархическое сообщество на две крупных группы:
- условно «соборники», полагающие, что в возрожденной России возможно избрать новую династию;
- условно «легитимисты», считающие единственно возможным избрание члена дома Романовых.
Если в среде «соборников» существует очень много вариантов, то «легитимисты» составляют партии конкретных кандидатов: партия М.Кентского, партия М.Романовой, партия К.Ольденбурга и т.д. То есть «легитимисты» составляют некоторое подобие политических партий, каждая из которых предлагает не столько программу, сколько конкретную кандидатуру.
Не вдаваясь в реальность этих споров, кои во многом напоминают бурю в стакане воды, укажем на ту правовую ткань, которую следует учитывать при действительном осознании необходимости восстановления в России монархической формы устроения.
Споры между сторонниками разных претендентов перерастают в интернет баталии. Однако при разговоре о монархии главным является все-таки не конкретное лицо и даже не династия, а само Государство Российское, о котором часто забывают.
Сиречь, первым делом надобно возродить саму Россию, что предполагает целый комплекс мер:
- полная отмена советского законодательства и возврат к законодательству Российской Империи (континуитет России от Русского, а не советского государства);
- отказ от выполнения советских обязательств;
- создание новых государственных органов (правительство, суды, армия, полиция и т.д.) и упразднение советских;
- изменение идеологической парадигмы: переход от советчины к Православию;
- реституция собственности и восстановление русского хозяйственного уклада;
- люстрация (ограничение в правах) лиц, занимавших ответственные посты в советском партийном, комсомольском и государственном аппаратах.
То есть надо вернуться в Россию.
Во-вторых, надо определить форму правления, то есть, согласуясь с волей последнего местоблюстителя императорского престола Великого князя Михаила Александровича Романова, созвать Учредительное Собрание, которое и должно решить только один вопрос - форма правления России.
И только после выполнения вышеуказанных двух процедур (восстановление России и установления Учредительным Собранием монархической формы правления) придется решать два вопроса:
- избрание династии;
- выбор конкретного претендента.
В настоящее же время споры о претенденте хорошо описываются одной русской поговоркой - делить шкуру неубитого медведя.
Несколько слов надо сказать и о том правовом поле, в котором существовало и гипотетически существует Русское государство.
А правовая и государственная системы России есть продолжение государственно-правовой конструкции Византии.
Сам по себе акт о престолонаследии, который являет собой разделительный барьер между различными монархическими группами, не есть все русское право. Более того, акт о престолонаследии даже не является высшим актом русской правовой системы. И вот почему.
Генетически русское право выводимо из Византии, то есть из права римского. Поэтому нормы римского права незримо инкорпорированы в ткань российских законов. Сие надо учитывать.
А римское право периода Византии (кое и является настоящим римским правом, кое распространено в Европе, Америке и в других частях света) можно представить себе в качестве следующей вертикали.
1. Новый и Ветхий Завет, составляющие вершину правовой системы Византии и России.
2. Церковные каноны, основанные на решениях Вселенских Соборов.
3. Правовые нормы, регламентирующие поведение христианам с Церковью и государством (публичное право).
4. Правовые нормы, регулирующие отношения между подданными между собой (частное право).
Как видим, вопросы царской власти можно отнести только к третьему этажу единой канонически-правовой системы.
Потому акт о престолонаследии, хотя и составляет сердцевину Основных законов Российской Империи, является всего лишь незначительной частностью в общей юридической системе римского публичного права.
Собственно в Российской Империи было принято два акта о престолонаследии.
Первый принадлежит Петру I, который в 1722 году по Рождеству Христову установил, что царь вправе передавать престол любому лицу.
Екатерина Великая подготовила законопроект, согласно которому власть переходила от отца к сыну, однако не успела его принять.
Потому второй акт был принят уже императором Павлом I, который в 1797 году даровал России стройный порядок престолонаследия преимущественно по мужской линии. Именно этот порядок и просуществовал вплоть до падения монархии в 1917 году по Рождеству Христову.
Собственно говоря, акт о престолонаследии Павла I и есть первая писаная конституция Российской Империи.
Следует сказать, что все императоры правили акт Павла I. Поэтому назвать этот документ совершенным нельзя.
В то же время следует сказать, что акт о престолонаследии рецептировал германскую традицию, существующую в германских государствах, которая противоречила русской и византийской традиции.
Противоречие связано с царским достоинством, которое предполагало, что наследники престола могут появляться только из браков, заключаемых между царствующими или владетельными Домами. Таким образом, русский царь должен был искать себе принцессу за границей, ибо в России был только Дом Романовых.
Это в Германских землях такое правило было легко соблюсти: много в Германии принцев.
А вот в Византии и на Руси правила были иными. Причем, многие правила были выработаны самой жизнь и составляли правовые обычаи. То есть они не были зафиксированы в конкретных законах, зато подразумевались сами собой.
Так, Византия выработала правила, согласно коим василевсом (царем) мог быть лица удовлетворяющие следующим критериям.
1. Василевс - непременно православный человек.
2. Царь должен принадлежать к благородным слоям общества - быть или престолонаследником, или соцарствовать императору, или принадлежать к знатному роду.
3. Император должен быть византийцем; иностранцы на трон не допускались.
4. Государь не должен быть калекой.
5. Кесарь должен быть преимущественно мужчиной.
Из всех оных правил - история Византийской Империи знает исключения. Но они только эти правила подтверждают. В итоге в Византии за более тысячелетнюю ее историю сменилось несколько династий.
Россия изначально восприняла именно державный стандарт Византии. А другого и не могло быть, ибо Русское Государство и есть прямое продолжение государственности Византийской.
Значит, и правила Византии является историей единого Ромейско-Русского государственно-правового континуума!
Поэтому и русское право, которое должно быть восстановлено в Русском Государстве после ликвидации Совдепии, должно воспринимать как право римское, имеющее своими истоками нормы еще василевса Византии Константина Великого.
Храни Вас Господь!