Споры вокруг акта о престолонаследия или как помирить монархистов

Oct 22, 2009 19:24


Добрый вечер, милостивые государи и милостивые государыни!

В «маргинальных» кругах, рассматривающих возможность восстановления в возрожденной России монархической формы правления, никогда не утихали споры: Кто наследник российского престола.

Выбрасывая за борт большевистских монархистов, стоящих на позициях единства русско-советского государственно-правового континуума, а потому полагающих, что поставить монархом можно родственника И.Джугашвили или К.Жукова, люди, разделяющие тезис о принципиальном несогласии русского и советского государственных проектов, разделились на несколько лагерей.


Первый уровень разделяет монархическое сообщество на две крупных группы:

- условно «соборники», полагающие, что в возрожденной России возможно избрать новую династию;

- условно «легитимисты», считающие единственно возможным избрание члена дома Романовых.

Если в среде «соборников» существует очень много вариантов, то «легитимисты» составляют партии конкретных кандидатов: партия М.Кентского, партия М.Романовой, партия К.Ольденбурга и т.д. То есть «легитимисты» составляют некоторое подобие политических партий, каждая из которых предлагает не столько программу, сколько конкретную кандидатуру.

Не вдаваясь в реальность этих споров, кои во многом напоминают бурю в стакане воды, укажем на ту правовую ткань, которую следует учитывать при действительном осознании необходимости восстановления в России монархической формы устроения.

Споры между сторонниками разных претендентов перерастают в интернет баталии. Однако при разговоре о монархии главным является все-таки не конкретное лицо и даже не династия, а само Государство Российское, о котором часто забывают.

Сиречь, первым делом надобно возродить саму Россию, что предполагает целый комплекс мер:

- полная отмена советского законодательства и возврат к законодательству Российской Империи (континуитет России от Русского, а не советского государства);

- отказ от выполнения советских обязательств;

- создание новых государственных органов (правительство, суды, армия, полиция и т.д.) и упразднение советских;

- изменение идеологической парадигмы: переход от советчины к Православию;

- реституция собственности и восстановление русского хозяйственного уклада;

- люстрация (ограничение в правах) лиц, занимавших ответственные посты в советском партийном, комсомольском и государственном аппаратах.

То есть надо вернуться в Россию.

Во-вторых, надо определить форму правления, то есть, согласуясь с волей последнего местоблюстителя императорского престола Великого князя Михаила Александровича Романова, созвать Учредительное Собрание, которое и должно решить только один вопрос - форма правления России.

И только после выполнения вышеуказанных двух процедур (восстановление России и установления Учредительным Собранием монархической формы правления) придется решать два вопроса:

- избрание династии;

- выбор конкретного претендента.

В настоящее же время споры о претенденте хорошо описываются одной русской поговоркой - делить шкуру неубитого медведя.

Несколько слов надо сказать и о том правовом поле, в котором существовало и гипотетически существует Русское государство.

А правовая и государственная системы России есть продолжение государственно-правовой конструкции Византии.

Сам по себе акт о престолонаследии, который являет собой разделительный барьер между различными монархическими группами, не есть все русское право. Более того, акт о престолонаследии даже не является высшим актом русской правовой системы. И вот почему.

Генетически русское право выводимо из Византии, то есть из права римского. Поэтому нормы римского права незримо инкорпорированы в ткань российских законов. Сие надо учитывать.

А римское право периода Византии (кое и является настоящим римским правом, кое распространено в Европе, Америке и в других частях света) можно представить себе в качестве следующей вертикали.

1.       Новый и Ветхий Завет, составляющие вершину правовой системы Византии и России.

2.       Церковные каноны, основанные на решениях Вселенских Соборов.

3.       Правовые нормы, регламентирующие поведение христианам с Церковью и государством (публичное право).

4.       Правовые нормы, регулирующие отношения между подданными между собой (частное право).

Как видим, вопросы царской власти можно отнести только к третьему этажу единой канонически-правовой системы.

Потому акт о престолонаследии, хотя и составляет сердцевину Основных законов Российской Империи, является всего лишь незначительной частностью в общей юридической системе римского публичного права.

Собственно в Российской Империи было принято два акта о престолонаследии.

Первый принадлежит Петру I, который в 1722 году по Рождеству Христову установил, что царь вправе передавать престол любому лицу.

Екатерина Великая подготовила законопроект, согласно которому власть переходила от отца к сыну, однако не успела его принять.

Потому второй акт был принят уже императором Павлом I, который в 1797 году даровал России стройный порядок престолонаследия преимущественно по мужской линии. Именно этот порядок и просуществовал вплоть до падения монархии в 1917 году по Рождеству Христову.

Собственно говоря, акт о престолонаследии Павла I и есть первая писаная конституция Российской Империи.

Следует сказать, что все императоры правили акт Павла I. Поэтому назвать этот документ совершенным нельзя.

В то же время следует сказать, что акт о престолонаследии рецептировал германскую традицию, существующую в германских государствах, которая противоречила русской и византийской традиции.

Противоречие связано с царским достоинством, которое предполагало, что наследники престола могут появляться только из браков, заключаемых между царствующими или владетельными Домами. Таким образом, русский царь должен был искать себе принцессу за границей, ибо в России был только Дом Романовых.

Это в Германских землях такое правило было легко соблюсти: много в Германии принцев.

А вот в Византии и на Руси правила были иными. Причем, многие правила были выработаны самой жизнь и составляли правовые обычаи. То есть они не были зафиксированы в конкретных законах, зато подразумевались сами собой.

Так, Византия выработала правила, согласно коим василевсом (царем) мог быть лица удовлетворяющие следующим критериям.

1.       Василевс - непременно православный человек.

2.       Царь должен принадлежать к благородным слоям общества - быть или престолонаследником, или соцарствовать императору, или принадлежать к знатному роду.

3.       Император должен быть византийцем; иностранцы на трон не допускались.

4.       Государь не должен быть калекой.

5.       Кесарь должен быть преимущественно мужчиной.

Из всех оных правил - история Византийской Империи знает исключения. Но они только эти правила подтверждают. В итоге в Византии за более тысячелетнюю ее историю сменилось несколько династий.

Россия изначально восприняла именно державный стандарт Византии. А другого и не могло быть, ибо Русское Государство и есть прямое продолжение государственности Византийской.

Значит, и правила Византии является историей единого Ромейско-Русского государственно-правового континуума!

Поэтому и русское право, которое должно быть восстановлено в Русском Государстве после ликвидации Совдепии, должно воспринимать как право римское, имеющее своими истоками нормы еще василевса Византии Константина Великого.

Храни Вас Господь!

христианство, Россия, Российская Империя, Византия, Библия, монархия, римское право, Русь, православие

Previous post Next post
Up