Из жития Паисия Святогорца:
http://www.pravoslavie.ru/docs/Avva_Life_-_PDF_print-167989.pdf Старец огорчался, видя, сколь низко духовно пали наши соотечественники. Он резко отзывался о тех, кто принимал противохристианские законы. Когда в греческих университетах отменили кафаревусу (1), он сказал: «Греки грядущего поколения будут приглашать немцев, чтобы они научили нас древнегреческому языку, и наши дети нас оплюют».
(В современном греческом языке существует два стиля: димотика (букв. - “народный“ язык) и кафаревуса (“чистый” язык). В граматическом и лексическом отношении кафаревуса значительно ближе к древнегреческому языку. - Прим. пер.)
В одном из писем Старец пишет: «Те, кто отменил древнегреческий язык, вновь его вернут». Старец опубликовал небольшую статью в поддер ж ку целомудреннейшего патриота и благоговейнейшего героя Иоаниса Макрияниса, опровергая не справедливые и ложные обвинения в его адрес. Этой статьёй он не только хотел помочь восторжествовать истине. Тогда, как и сегодня, была острая необходимость показать людям идеального национального деятеля - чтобы дать образец для подражания современным политическим вождям, а также чтобы помочь людям сформировать правильные политические критерии при выборе правителей нашей страны.
Один премьерSминистр Греции, разрушительные для народа и Церкви действия которого Старец публично порицал, попросил разрешения приехать в Суроти и встретиться с ним. Старец согласился: «Пусть приедет. Я скажу ему всё это и прямо в глаза». Нищий монахSкелиот имел духовную силу, чтобы бесстрашно возвысить свой голос против сильных
века всего.
Когда один из президентов Греции приехал на Святую Гору Афон, Старец посоветовал святогорским монастырям не принимать его, потому что он подписал закон, легализующий аборты. Один министр хотел помочь монастырю, с которым
Старца связывали особые духовные связи. Старец велел монахиням не брать от него ни драхмы, потому что этот министр был членом партии, утвердившей антихристианские законы.
Старец был человеком мира и единства. Он не принадлежал ни к одной из политических партий. Он был выше партий. Он не хотел и слышать о безбожных политических партиях и о связанных с масонством политиках изSза их безбожия и враждебной Церкви деятельности.
Старец говорил: «Какая разница в том, правая рука или левая, если она не совершает крестного знамения?» Таким образом, Старец отвергал безбожных политиков независимо от их политической платформы. Некоторые политические партии, зная о его влиянии на народ, пытались привлечь его на свою сторону с тем, чтобы приобрести побольше голосов. Но их старания оказались тщетными.
Его посещали политики, министры, сенаторы из Греции и США. Король Константин присылал ему поздравительные открытки. Однако ни у кого из сильных мира сего Старец не попросил ничего для себя или для монастырей, за которые он нёс духовную ответственность. Он просил у них только одного: чтобы их действия были направлены на благо роди
ны и Церкви.