как результат действия партийно-комсомольско-хозяйственных кланов
3.4. МВД на службе номенклатуры - этап сохранения собственности; укрепление олигархии
Под видом борьбы с преступностью, начиная с середины 90-х годов прошлого столетия, номенклатура начинает поднимать систему внутренних дел. Служба в милиции становится престижной, там повышают оклады, приобретают новую технику, строят новые здания, ремонтируют старые, закупают оргтехнику.
Начинается газетный вой о том, что милиции срочно нужны импортные автомобили, ибо на отечественных они уже не могут ловить преступников. И люди в это верят!? Так повышают статус…
Но главное, что происходит - заключено в новом негласном договоре. Теперь МВД разрешают занять место бандитов. «Крышевание» переходит от организованных преступных группировок к МВД.
Поэтому теперь красивую жизнь дозволяется вести «ментам». О них снимают фильмы, где им тоже дозволяют «красиво пожить». МВД негласно разрешают пытки, подбрасывание наркотиков и иные незаконные средства. Короче, «вор должен сидеть в тюрьме».
Получив такие «права», система МВД начинает насквозь коррумпироваться. Но это уже новый вид коррупции. Если раньше за взятку можно было отпустить преступника, развалить дело, закрыть глаза на правонарушения, то теперь МВД должен платить народный бизнес. Номенклатурная мафия, понятное дело, не платит никому.
Надо сказать, что система МВД гниет уже давно. Начиная с 60-х годов прошлого века (когда прекратились расстрелы) коррумпируется система ГАИ; затем очередь идет за ОБХСС. И все же коррупция нового времени требует и новых подходов.
Первой задачей, которую надо решить МВД, является уничтожение конкурентов. Повсеместно создаются РУБОПы (отделы по борьбе с организованной преступностью), ОБЭПы (отделы по борьбе с экономическими преступлениями). Укрепляется созданная налоговая полиция.
В общем, организованные преступники больше не нужны. На них начинается охота; идут массовые посадки; кого-то убивают.
Очень быстро милиция расчищает почву и сама начинает обирать бизнес, естественно, защищая его от конкурентов. Милицейские «крыши» надежней, но и стоят они дороже. Тем более что «менты» начинают не только брать «оброк», но стараются участвовать в капитале создаваемых коммерческих организаций.
На этом этапе еще не работает налоговая служба. Ее время впереди. Но потенциальные налоги уходят в карманы милицейского генералитета, а неуплата налогов, являясь уголовно наказуемым деянием, становится дополнительным поводком для бизнеса.
Таким образом, коммунистическая номенклатура начинает приручать к себе и тех бизнесменов, которые «отбились от ручки». Реальные налоги номенклатура получает за счет высоких цен на электричество, газ и аренду; но факт формального нарушения уголовного закона можно использовать всегда.
Бизнес жестко привязывается к власти. В настоящий момент сие заметно очень сильно.
В этот момент происходит укрепление олигархии. Это период «позднего» Б.Ельцина, Л.Кучмы. Возникают «семьи». Очень хорошо сие видно в Средней Азии, где заключаются «королевские» браки и в Азербайджане, где власть уже передается по наследству.
Естественно, что олигархия имеется ввиду номенклатурная, настоящая, а не подставная.
Теперь номенклатура хочет покоя. Ей уже не интересно чем-либо заниматься. Можно начинать отдыхать, передавая бразды правления своим детям и своим преемникам. Номенклатура защищена «законом», уголовная преступность «подавлена». Можно начинать закреплять положение.
Но есть одна очень важная проблема. МВД, кое должна благодарить хозяина за предоставление такого лакомого куска, начинает разлагаться. Скандалы потрясают милицескую систему.
Да, и сами «менты» начинают чувствовать безнаказанность. Собаки перестают слушаться хозяина! Кроме того, некоторые милицейские чины начинают понемногу угрожать самой номенклатуре, особенно на местах. Ставшие мэрами первые секретари горкомов начинают побаиваться собственных милицейских начальников.
Да и новая, более молодая часть номенклатуры всех уровней начинает ждать реванша. В общем, назревают новые времена. Времена людей, духовно вышедших из шинели Ф.Дзержинского…
3.5. ФСБ в РФ - этап перераспределения собственности; силовая олигархия
Для понимания сущности произошедшего в 1999 году в РФ перехода власти от Б.Ельцина к В.Путину надо кратко оценить общий карточный расклад, задачи правящей номенклатуры и входящих в ее состав функционально-территориальных кланов.
Мы говорили о том, что в СССР, а после и в его правопреемнике РФ, кланы подразделяются по земельному признаку (московский, питерский, уральский, кавказский и иные кланы) и по функциональному качеству (партийный, комсомольский, военный, милицейский, чекисткий, мидовский и др.).
Первые представляют собой собственников территорий, являясь земельными вассалами Кремля. Это скорее бояре или даже местные князья.
Вторые - это дворяне, служивые люди, с которыми также надо делить власть и положение (ох, нелегко быть правителем РФ).
Если интересы земельных кланов оказались в целом удовлетворены (за исключением Чечни), то интересы функциональных кланов оказались под вопросом. Посмотрим, какие куски функциональным кланам были брошены с барского стола общероссиянской номенклатуры.
Скажем прямо, для существования системы она должна находиться в некотором равновесии (в дальнейшем мы еще разовьем этот тезис). Если какой-то клан чувствует, что он обижен, то он потребует сатисфакции (удовлетворения).
Самым крупным функциональным кланом является российская армия, уходящая своими корнями не в русскую армию, а в РККА. Да, господа, нынешняя федеральная армия РФ есть просто деградировавшая и постаревшая РККА. Аксельбанты и позолоченные погоны не должны вводить в заблуждение.
Армия связана с военно-промышленным комплексом, который является хозяйственным продолжением оной. В принципе, военно-промышленный комплекс есть тыл армии, ибо без танков, артиллерийских систем, самолетов, кораблей, ракет, снарядов, винтовок, патронов, мундиров, сапог, - армия воевать и существовать не может. Это просто аксиома.
Структурно воинский клан делится на те официальные подразделения, кои существуют в Вооруженных Силах. Есть подкланы летчиков, танкистов, моряков, десантников и т.д.
Воинская номенклатура получила в свое распоряжение торговлю оружием (огромные деньги) с иностранными государствами. А ведь РФ торгует оружием по всему миру. И что продает: авианесущие крейсера, боевые самолеты, тральщики, ракетные системы, танки, БМП, бронетранспортеры.
Воинская номенклатура получила право на разворовывание воинского бюджета. Вот вместо штабов, как грибы после дождя, растут генеральские дачи с фонтанами и садами. Солдаты стали бесплатными строителями таких «военных» объектов.
Многие военные занимаются бизнесом. Например, железнодорожные войска, автомобильные, авиационные могут «оказывать» транспортные услуги бизнесу за счет бюджета.
Даже и офицерам кое-что обламывается от военного пирога. Например, поучаствовать в торговле оружием, наркотиками, военным имуществом, если они находятся в «горячих точках». А Вы думаете, зачем они туда рвутся? Пулю в живот получить?
В общем, воинский клан мало, чем обделен. Речь не идет о бесквартирных офицерах или голодающих солдатах. Это рабы. Речь идет о военной номенклатуре, встроенной в систему общеноменклатурного бытия. Военным начальникам жить в РФ, на Украине и в иных местах не плохо.
Вторым «силовым» блоком является блок милицейский. Что он получил, мы уже видели. Добавлять не стоит.
К милицейскому блоку примыкает блок ГУИНа (система исполнения наказаний) в настоящее время подчиненная Минюсту. Это примерно 1 миллион заключенных. Здесь тоже поле для «бизнеса».
Третьим «силовым» блоком являются совокупность специальных служб, объединенных общим названием «чекисты». Это те подразделения, кои исторически когда-то входили в состав ЧК, ГПУ, ОГПУ, НКВД, НКГБ, КГБ.
В настоящий момент в это сообщество входят главным образом три российских спецслужбы (не считая более мелких). Это - ФСБ (федеральная служба безопасности), СВР (служба внешней разведки), Госнаркоконтроль. Последнее ведомство является именно продолжением КГБ, а не новым органом. Название никого не должно смущать.
Изначально именно КГБ на волне демократизации подверглось самой большой обструкции. КГБ разломали на несколько самостоятельных ведомств, наивно полагая, что они начнут между собой бороться. Но подобно капелькам ртути, чекистские структуры сливаются в одно, если им угрожает опасность.
Специфика КГБ как органа скорее партии, нежели советского государства, обусловила особый отбор в это ведомство. Особо выделялся первый главк (ПГУ), ставший СВР. КГБ имел возможность отбирать самых лучших специалистов, благо возможности у «коммунальной городской бани» для этого были.
А специфика работы позволила структуре не только выжить в условиях дележа собственности, криминальных «разборок», милицейского «беспредела», но и собрать обо все хороший банк информации. Этот банк стал использоваться в делах шантажа. Шантажа очень высокого полета.
Тесно оккупировав питерскую площадку, чекистский клан сумел доказать свою управляемость и нужность номенклатуре.
Партийная номенклатура рассудила примерно так. Пусть придут чекисты. Они нам обязаны всем. Они были самым надежным отрядом партии. Пусть выполняют свою работу. Пусть припугнут обнаглевших «ментов». Пусть наведут порядок.
Вообще КГБ часто выручали партийцев. Тем паче, что времена войны 30-х годов периода И.Джугашвили ушли в прошлое (справедливости скажем, что и чекистов тогда «чистили» постоянно). Например, подразделения ПГУ (ныне - СВР) следили даже за сотрудниками аппарата ЦК. В целом, опасности от чекистов партийная номенклатура не почувствовала. А мнения иных кланов ее на тот момент не сильно волновало.
Такой расчет и стал обстоятельством, по которому партийная олигархия, персонифицированная в Б.Ельцине, решила отдать власть В.Путину.
Естественно, что чекисты потребовали оплаты за свои услуги. И чекистов столкнули с комсомольскими кланами. Им разрешили подмять под себя номенклатурный бизнес, хотя и не партийный.
Так началась эпоха передела собственности. Не перераспределения доходов (это происходило во время бандитско-милицейских войн), а именно перераспределение собственности.
Этот аспект мы и рассмотрим далее.
Кланом прокуроров, судей, работников системы Минюста, таможенников в целях нашей аналитики можно пренебречь.