Примерно в 5 или 6 вечера я выехал из Лас-Вегаса в направлении южного края Гранд-Каньона. Это место называется South Rim, ехать до него около 400 км. Ближе всего к Лас-Вегасу западный край (West Rim), на нём знаменитая висящая площадка в виде подковы, но место считается попсовое и не крутое - туда ехать примерно 250 км. Да и в любом случае я планировал двигаться гораздо дальше, поэтому даже и не задумывался о том, чтобы доехать побыстрее.
Тем же, кто планирует тур из Вегаса на 1 день, может быть и стоит ехать лишь до West Rim. Просто в случае неудачи можно потерять 10 часов на дорогу, попасть в туман или в дождь и ничего не увидеть. На вертолёте лететь всего час или полтора, но стоит это 400 долларов - я приберёг это удовольствие на будущее.
Километрах в 30 от Вегаса находится знаменитая дамба Гувера (Hoover Dam), хорошо знакомая нам как чудо света по игре Цивилизация. Сооружение и правда впечатляющее. Кроме того, меньше года назад открылся новый мост, километров на 10 сокращающий дорогу. С него и сделана эта фотография - там есть возможность прогуляться пешком. Забавно, что в навигаторе моста ещё нет, поэтому ехать жутковато - будто летишь над пропастью. Я думаю, при наличии времени можно съездить и на саму ГЭС, наверняка там есть экскурсии.
После дамбы ехать довольно долго (но красиво), а первое жильё начинается по мере приближения к Финиксу - в принципе, там можно и остановиться, вдоль дороги много недорогих мотелей. Я же решил в первую день добраться до городка Тусаян, он совсем рядом с каньоном. Доехал туда я уже в темноте, около 22.30 - но свободной гостиницы не нашёл. Там их штук 5 или 6, но все места были заняты. Провал. Я поел в Макдональдсе (он до 11) и поехал к самому каньону.
Поздний мой приезд имел и некоторое преимущество - не надо было платить на въезде 25 долларов, т.к. в будке просто никого не было. Поставил машину на стоянку и попытался поспать. Да не тут-то было :) Снаружи было градусов 10, поэтому я надел на себя всю одежду, что была, и периодически ещё заводил мотор, чтобы погреться. При этом у машины подло загорались фары - отключить их было нельзя, а я что-то волновался, что запалюсь, хотя, по-моему, я такой там был не один. Так с перерывами часа 3 я, наверное, подремал. Часам к 6 утра я пошёл на смотровую.
Там уже были люди - все встречали рассвет. Вдоль кромки довольно много разных обзорных площадок, но т.к. каньон огромен (примерно 450х20 км), то вид меняется не сильно.
Куча фотографов со штативами ловят красивые моменты восхода солнца.
Обзорная дорожка довольно длинная, несколько километров - иногда она уходит в довольно необычный лесок, но на него смотреть не очень интересно. Колоссальность каньона моим фотоаппаратом не передать. Там по пути ещё расставлены таблички со всякими геологическими фактами и древними (сотни миллионов лет) камнями.
Вот что меня заинтересовало сразу - это зелёное плато внизу. Я подумал, что было бы дико круто туда спуститься, но, наверное, это какая-нибудь запрещённая индейская тропа. Тропа и оказалось индейской, но спуститься туда я всё-таки смог.
По мере приближения к посёлку Гранд Каньон начало потихоньку теплеть и появляться цивилизация в виде художников, туалетов и магазинчиков.
Вот домик первых фотографов, которые разбогатели на туристах. Сначала у них был просто навес.
От этого домика и началось моё главное приключение в этот день - тропа Bright Angel Trail. Это примерно 11-километровый спуск на дно Гранд-Каньона. И (какое совпадение) 11-километровый подъём обратно.
По тропе кроме людей ходят и всадники на мулах. Казалось бы, на муле опаснее, но вроде как нет - они тоже не хотят падать в пропасть.
В самом начале маршрута висят предупреждающие таблички типа: "Не пытайтесь спуститься на дно каньона и подняться в один и тот же день". "Типичный парень, которого приходится спасать, выглядит вот так" (и картинка бодрого молодого спортсмена). На меня никакого эффекта эти надписи не произвели. Но я почему-то позабыл, что почти не спал и не завтракал - кроме того, я не взял с собой ни еды, ни питья и на мне была куча одежды. Всё это было серьёзной ошибкой.
Впрочем, пейзажи вокруг такие завораживающие, что ни о чём больше не думаешь. На тропе есть два домика, через 1.5 и через 3 мили, там можно попить воды и передохнуть. На втором домике есть забавная надпись "Down is optional, up is mandatory". Типа, подумайте ещё раз. По дороге встречаются истощённые путники с рюкзаками, но я не обращал на них внимания, я же крутой. Пару раз мелькала мысль, что мне ещё подниматься, но я её отгонял словами "ещё совсем рано, до вечера точно вернусь".
Эта скала называется "линкор" (Battleship), но опять же, на фотографии всё слишком маленькое. А так она красивая.
Вообще дорога невероятно живописная. Ведёт она в место под названием Secret Garden. Это тайное индейское убежище. Оно как бы немного в тени и там есть вода - можно жить. Там внизу и стоянка для умных туристов - тех, кто спускается в один день, а поднимается в другой.
А вот и мулы на водопое. Эта точка километров через 8-9 после начала маршрута - примерно 1200 метров перепад. Всего я спускался примерно 2 часа, может быть 1:50, довольно быстрым шагом. По пути все здороваются и спрашивают как дела. А людей на мулах я один раз видел издали - совсем как гномы и хоббиты.
А вот то самое зелёное плато, которое на первой картинке. До смотровой площадки я не пошёл - уже было часов 11 и я решил, что пора возвращаться. Хотя на будущее пометил себе - стоит вернуться сюда с палаткой. Можно же ещё сплавиться по реке Колорадо или пересечь каньон с севера на юг.
Дорога наверх выдалась невероятно тяжёлой. Первый раз я отдохнул примерно через час, потом через полчаса, а дальше уже отдыхал через 25-20-15-10 и почти через каждые 5 минут. Эта фотка часа через 2.5 после подъёма и хоть я и улыбаюсь, в реальности тут я на грани обморока. Рядом идущие люди все были после ночёвки внизу и действительно удивлялись, как это я в один день сходил и вверх и вниз. Впрочем, если бы у меня была подходящая одежда, еда, вода и я бы ещё выспался, то в целом было бы нормально. А так примерно через 3,5 часа я поднялся наверх совершенно измождённый, выпил литр кока-колы и ещё полчаса сидел и тупил. Хорошо ещё, что уже сентябрь, летом жара была бы совсем невыносимой.
После подъёма наверху стали сгущаться тучи. Потом загремел совершенно адовый гром. Тогда я ощутил каньон ещё одним чувством - эхо от грома звучало поистине величественно. Потом начался очень сильный дождь. До стоянки оставалось, наверное, метров 500, но промок я до нитки.
На этом месте я понял, как сильно можно облажаться с экскурсией из Лас-Вегаса. Под крышей остановки рядом со мной было человек 50 людей, которые только приехали на автобусе, и кроме сильнейшего дождя они ничего не увидели. А я сел в машину, переоделся и поехал в сторону городка Кэмерон - там путеводитель обещал какой-то занятный индейский мотель.
Огибая Гранд Каньон с востока, можно найти ещё несколько хороших смотровых площадок (вполне вероятно, виды оттуда даже и лучше, чем с южного края). Ещё есть площадки и с северной стороны, много разных.
Это уже после выезда из национального парка, один из отрогов каньона - просто съезд с дороги с красивым видом. Забавно, что этой на площадке было всего человек 10, но 5 из них были русские парни, которые ехали на машине из Чикаго. Я их поприветствовал - они очень удивились - и мы друг друга сфотографировали.
Да, в городке Кэмерон в мотеле тоже не было мест :) Но об этом в следующей серии.
Большое американское путешествие
Часть 0:
Совершенно дурацкая история с вызовом такси в Вирджинии за $250Часть 1:
Зоопарк Чикаго, оз. Мичиган, Дубна и ХемингуэйЧасть 2:
Чикаго: пешком, на велике и на кораблеЧасть 3:
Индейская ярмарка в Милуоки и парк Starved Rock в ИллиноеЧасть 4:
Средневековая ярмарка в ВисконсинеЧасть 5:
Лас-ВегасЧасть 6: Гранд Каньон. Эта запись.
Часть 7:
Долина Монументов, Каньон Антилопы и Зионский заповедникЧасть 8:
Долина ОгняЧасть 9:
Долина СмертиЧасть 10:
Сан-Франциско и Highway-1Часть 11:
Сан-Диего и МексикаЧасть 12:
Лос-Анжелес Вождение машины в США 10 фактов о США, о которых вы забыли спросить и
Ещё 10 фактов.